Силовая установка

 

Серийные германские катера Вто­рой мировой войны первоначально укомплектовывались моторами фирмы «Даймлер-Бенц» двух типов (по три мотора на катере). Более старым яв­лялся вполне надежный 16-цилиндро­вый четырехтактный дизель МВ-502. При 1550 — 1650 об/мин его мощность составляла 1200—1320 л.с. Впервые дизели этой модификации устанавли­вались на катерах серии S-10. Их не­достаточная скорость заставила про­должить работы по созданию более мощных дизелей. Ими стали 20-цилин­дровые МВ-501, мощность которых возросла до 2000 л.с. Оснащенные этими моторами, S-18 —S-25 показа­ли на испытаниях 39,5 — 39,8 узла.

Два вспомогательных дизеля мощ­ностью по 15 кВт работали на динамо-машины, вырабатывавшие ток напря­жением 110 В. Основной потребитель тока — рулевые устройства, которые как уже указывалось, на каждом кате­ре было три (одно главное и два вспо­могательных).

В конце 1942 года появились новые модели дизелей — МВ-511 и МВ-512 вместо старых МВ-501 и МВ-502 соот­ветственно. Оснащенные автоматизи­рованными устройствами наддува, они давали мощность на 25% большую, чем раньше, в результате максимальная скорость катеров типа S-26 увеличи­лась до 41 — 42 узлов (крейсерская до 35), а у S-30 — до 36,5. Вес одного дизеля при этом вырос с 4220 до 4720 кг.

Следующий шаг в совершенствова­нии силовой установки был сделан в феврале 1944 года, когда на испыта­ния вышел S-170 с моторами МВ-518 Мощность нового дизеля за счет улуч­шенной системы наддува была дове­дена до 3000 л.с. при 1720 об/мин хотя масса возросла всего на 90 кг по сравнению с предыдущим мотором. На испытаниях S-170 развил скорость Е 43,6 узла и поддерживал ее в течение получаса. Правда, новый дизель обла­дал целым букетом «детских болез­ней», и его доводка несколько задер­жала ввод в строй катеров серии S-301 К тому же близился конец войны, и кроме экспериментальных S-170 и S-225 кригсмарине в 1945 году получили лишь семь катеров с дизелями МВ-518