Технические средства обнаружения

 

Германские торпедные катера вступи­ли во Вторую мировую войну, подобно катерам других флотов, не имея на во­оружении сложных технических средств обнаружения противника. Ис­пытания первого катерного радара FuMO-71 начались только в ноябре 1942 года. Он представлял собой мо­дификацию авиационной РЛС «Лихтенштейн» FuG-202. Малая мощность и низ­кое расположение приемных антенн (на крыльях рубки) позволяли обнару­живать цели типа эсминец лишь на дистанции около 2000 м, крупный тран­спорт — 6000 м. Вариант радара FuMO-72 с вращающейся антенной, разме­щенной над рубкой, прозванный не­мецкими катерниками «гранатоулавителем», не был принят из-за стремле­ния сохранить низкий силуэт.

Большие надежды связывались с разработкой морской версии авиаци­онного радара «Хохентвилль» (FuMO-62). Он должен был поступить на во­оружение в конце 1943 года, но его за­браковали еще на стенде. Последний вариант радара, который пытались установить на «шнелльботах», стал FuМО-81 «Берлин», являвшийся не чем иным, как попыткой воссоздать 9,5-зантиметровый радар союзников. Хотя в германских документах зафиксировано, как минимум, три случая установ­ки данных устройств на торпедные ка­тера в период между февралем и но­ябрем 1944 года, в массовом количес­тве на вооружение они не поступали — сказались производственные труд­ности.

Другая, не менее важная техниче­ская система обнаружения — станции радиотехнической разведки, фиксиро­вавшие вражеское радарное облучение (прибор «Метокс»). Впервые они поя­вились на катерах в конце 1942 года, однако были крайне немногочисленны, поскольку основным их потребителем являлся подводный флот. Ко второй половине 1943 года этими приборами оснастили 2 — 3 катера на флотилию, что позволило в значительной мере снизить показатель потерь от внезап­ных атак противника. С февраля 1944 года на вооружение поступил обнару­житель сантиметрового облучения «Наксос», находившийся на «шнелль­ботах» до конца войны.