Ла-Манш и Северное море

 

К началу Второй мировой войны класс торпедных катеров в Германии находился, по сути дела, в стадии ста­новления. Из 17 имевшихся в строю единиц лишь шесть (S-18 — S-23) были оснащены надежными дизелями фир­мы «Даймлер-Бенц» и могли привле­каться к активным действиям вдали от баз. Все они входили в состав 1-й фло­тилии (командир — капитан-лейтенант Курт Штурм). 2-я флотилия из восьми ТКА (S-10 —S-17, корветтен-капитан Рудольф Петерсен) считалась боеспо­собным подразделением лишь на бу­маге. Половину в ней составляли ка­тера с ненадежными дизелями фирмы MAN. Три еще более старых катера с такими же двигателями использова­лись в учебных целях. Еще 14 «шнелль­ботов» находились в различных стади­ях постройки, но, по всем расчетам, их могло хватить лишь на замену старых катеров и покрытие неизбежных по­терь. До желаемых 6 — 8 катерных фло­тилий по 8 единиц в каждой было да­леко.

Несколько слов относительно орга­низации катерных сил. Согласно не­мецкой структуре, подразделения «шнелльботов» находились в ведении командующего миноносцами (Fuhrer der Torpedoboote) — до ноября 1939 года им был погибший впоследствии на «Бисмарке» контр-адмирал Гюнтер Лютьенс. В ноябре 1939 года его сме­нил капитан цур зее Бютов, командо­вавший ранее немецкой Дунайской флотилией. Последний сыграл в ста­новлении и развитии класса герман­ских торпедных катеров роль, во мно­гом схожую с той, которую сыграл Дёниц в подводном флоте. Он считал, что торпедные катера, подобно тяжелым кораблям и субмаринам, должны взять на себя функции борьбы на коммуни­кациях — естественно, не на океанских, а на прибрежных. Действия же против флота противника у приморского фланга армии отодвигались им на второй план.

Поставленные в один ряд с эсмин­цами и миноносцами, торпедные кате­ра едва ли были готовы к ведению ак­тивных боевых действий. Участие 1-й флотилии в кампании против Польши продолжалось всего трое суток. Все корабли и суда этой страны поспеши­ли покинуть гавани задолго до напа­дения, и патрулирование Данцигской бухты завершилось единственным ма­лозначащим успехом — днем 3 сентяб­ря 1939 года S-23 обер-лейтенанта Кристиансена остановил и потопил ог­нем 20-мм пушки лоцманское судно «Ллойд Быдгощский» (133 брт). Одна­ко именно этому пароходишке было суждено открыть список из более чем сотни судов, потопленных «шнелльботами» во Второй мировой войне.

До весны 1940 года обе флотилии попеременно базировались на о. Гель­голанд, в юго-восточном углу Север­ного моря. Поначалу немецкие катера ничем себя не проявили. Лишь во вре­мя оккупации Норвегии им довелось выступить в роли высадочных средств.

18 апреля 1940 года катера 1-й фло­тилии тяжело повредили огнем 20-мил-лиметровок старый норвежский мино­носец 3-го класса «Сьель», который выбросился на камни и позднее был уничтожен экипажем.

Днем 9 мая отряд из четырех немец­ких минных заградителей в охранении трех эсминцев и миноносца вышел для постановки мин в западной части про­лива Скагеррак. По всей вероятности, корабли были замечены воздушной разведкой противника, так как ближе к вечеру немецкая летающая лодка До-18 обнаружила шедший наперерез английский отряд, состоявший из крей­сера «Бирмингем» и семи эсминцев. Командующий группой «Вест» адмирал Заальвехтер отменил минную поста­новку и одновременно отдал приказ катерам 2-й флотилии выйти напере­хват противника. К тому времени -шнелльботы» S-30 — S-33 уже находи­лись в море, оказывая помощь миноносцу «Мёве», торпедированному британской субмариной. Немедленно повернув на запад, катера уже в 19.35 обнаружили англичан. Жаркий бой длился несколько часов подряд. Нако­нец, в 23.33 торпеда, выпущенная с S-31, которым командовал обер-лейтенант Опденгоф, попала во флагман­ский корабль 5-й флотилии британских эскадренных миноносцев «Келли». В результате взрыва оказались затопле­ны оба котельных отделения, корабль полностью лишился хода и сильно на­кренился. И все же эсминец удалось спасти, на четвертые сутки буксиров­ки он достиг Тайнской судоверфи.

Упорное сопротивление немцев заста­вило англичан отказаться от продол­жения рейда и лечь на обратный курс. В ходе боя один из эсминцев таранил и нанес тяжелые повреждения S-33. Лишь отход противника спас катер, уже подготовленный к затоплению.

Успех Опденгофа был отмечен Ры­царским крестом. Эта победа окрыли­ла катерников и заставила приумолк­нуть скептиков, не видевших перспек­тив применения «шнелльботов».

В то самое время, когда катера 2-й флотилии атаковали британское соеди­нение, войска вермахта вторглись на территорию Бельгии и Нидерландов — началась Французская кампания, наи­более блистательная стратегическая операция германских вооруженных сил во Второй мировой войне.

19 мая, когда в руках немцев уже на­ходился участок голландского побе­режья до устья Шельды включительно, туда перебазировались и торпедные катера. Первый их рейд состоялся в ночь на 21 мая. Достигнув района Ньюпора (восточнее Дюнкерка), девять катеров из обеих флотилий обнаружи­ли большое количество целей и совер­шили за ночь несколько торпедных атак. Их жертвами, по донесениям экипажей, стали вспомогательный крейсер, не­сколько эсминцев и сторожевиков, од­нако в действительности ни одно из судов противника той ночью не постра­дало. Безуспешным оказался и следу­ющий поход. Третья операция проводи­лась в ночь на 24 мая. В ней Бютов ре­шил разделить и без того немногочис­ленные силы, направив 2-ю флотилию в район Дувра, а 1-ю —к Дюнкерку. Скоро выяснилось, что в условиях лун­ной ночи из-за большого числа патруль­ных кораблей находиться у британско­го побережья слишком рискованно, вследствие чего «шнелльботам» 2-й флотилии пришлось вернуться в базу.

Действия 1-й флотилии прошли бо­лее удачно. На подходе к порту катера S-21 (обер-лейтенант фон Мирбах) и S-23 (обер-лейтенант Кристиансен) обнаружили большой эсминец. После недолгого совещания по УКВ было при­нято решение о совместной атаке. В половине первого ночи вражеский ко­рабль— им оказался французский ли­дер «Ягуар» — один за другим потряс­ли два мощнейших взрыва. «Шнелльботы» благополучно скрылись, а лидер сдрейфовал на мелководье, где днем был окончательно уничтожен пилотами люфтваффе.

Через пять дней немцам вновь по­везло. В ночь на 29 мая S-30 (лейте­нант Циммерман) потопил у Дюнкерка старый британский эсминец «Уэйкфул» — он скрылся под водой за 15 се­кунд, унеся на дно около 650 матро­сов и солдат. Этой же ночью погиб ка­ботажный пароход «Абукир» (694 брт), уничтоженный S-34 (обер-лейтенант Обермайер), — первое торговое судно, потопленное «шнелльботами» у ан­глийского побережья.

С нарастанием потока эвакуируемых из Дюнкерка британских солдат гер­манским «москитам» становилось все проще отыскивать себе новые жертвы. В ночь на 31 мая с интервалом в 40 минут в одной и той же точке пролива катера S-23, S-26 (обер-лейтенант Фиммен), S-24 (обер-лейтенант Детлефсен) успешно атаковали эсминцы «Сирокко» и «Циклон». У первого тор­педа попала в корму; с рассветом его обнаружила и потопила авиация. По­врежденный же «Циклон» пришлось от­буксировать и затопить, спустя 18 дней, при эвакуации Бреста. Следую­щей ночью «шнелльботы» торпедиро­вали противолодочные траулеры «Арджилшир» и «Стелла Дорадо».

На этом участие «шнелльботов» во французской кампании закончилось, и с конца мая они начали действовать на торговых путях у британского побе­режья. До 16 июня Бютов провел че­тыре групповые операции, не имевшие однако результатов. Несмотря на мно­гочисленные атаки, не пострадало ни одно британское судно, что, по всей вероятности, стало следствием дефек­тов рулей глубины и взрывателей са­мих торпед. В ответ англичане значи­тельно усилили оборону в этом районе. К тому времени в распоряжении коман­дующего миноносцами остались лишь семь катеров- S-19, S-26, S-30, S-31, S-32, S-35 и S-1 (Последний строился для Болгарии на верфи Люрссена и был конфискован в начале войны. Не­обходимо отметить, что еще 15 мая 1940 года в кригсмарине сформировали 3-ю флотилию тор­педных катеров (капитан-лейтенант Кемнаде), первоначально состоявшую из бывших учебных S-10-S-13). остальные, истре­панные в боях «шнелльботы» 1-й фло­тилии пришлось отправить в Германию.

Чтобы повысить эффективность сво­их катеров, Бютов решил перевести их в новую базу в Булони, географиче­ское положение которой позволяло охватить действиями акваторию пролива Ла-Манш вплоть до острова Уайт. В первом же рейде в ночь на 20 июня Hi дно был отправлен пароход «Розебарн» (3103 брт), капитан которого очевидно, считал, что в этом района ему ничто не угрожает. Спустя четве­ро суток, очередное нападение завер­шилось уничтожением судов «Альбуера» (3477 брт) и «Кингфишер» (275 брт). Однако потерь не удалось избе­жать и немцам. Первым «шнелльботом», погибшим с начала войны, стал S-32, подорвавшийся на донной мине (очевидно, немецкой)21 июня.

В этих походах окончательно отшли­фовалась тактика торпедных катеров кригсмарине. Основанием для выхода обычно служили данные радиопере­хвата или воздушной разведки. Группа «шнелльботов» (в то время немцы не стремились использовать в одном рейде более 6—10 единиц) покидала порт еще засветло и на полной скорости вы­двигалась к намеченной точке. Там от­ряд дробился на звенья, состоявшие из двух катеров, и патрулировал задан­ные районы малым ходом до обнару­жения противника. На конвои и круп­ные пароходы стремились производить атаку с обоих бортов, нейтрализуя, та­ким образом, возможный маневр укло­нения. Чтобы избежать демаскирую­щей кильватерной струи, полный ход развивали лишь после открытия огня кораблями эскорта. Пуск торпед (по одному пароходу каждый катер выпус­кал по одной торпеде) обычно осу­ществлялся с дистанции около 400 м В случае промаха катера отходили, пе­резаряжали аппараты (на это требова­лось 7—10 минут) и повторяли напа­дение.

Еще более эффективными оказа­лись нападения на прибрежные конвои осуществляемые совместно с авиа­цией. Первый сокрушительный удар по британскому судоходству в Ла-Манше был нанесен 4 июля. Конвой ОА-178 ('Британские конвои имели следующую маркиров­ку: ОА — из Темзы в океан через Ла-Манш; CW -Саутэнд — фалмут; СЕ — Фалмут — Саутэнд; PW -Плимут — порты Бристольского залива; WP— Бристольский залив — Плимут; FN — Темза — Ме­тил; FS — Метил — Темза) уже преодолел половину пути из Лон­дона до мыса Лизард, когда подверг­ся последовательным ударам гитле­ровских пикировщиков. «Юнкерсы» пустили на дно четыре и повредили шесть судов каравана из 14 тяжело гру­женных океанских транспортов. До на­ступления темноты на остатки конвоя напали два звена 1-й флотилии. S-20 выпустил торпеды мимо, a S-19 был от­теснен охранением, зато катерам S-24 и S-26 удалось, шныряя между раз­бредшимися судами, потопить «Элмкрест» (4343 брт) и повредить еще два парохода общим тоннажем 12 472 брт Полный разгром конвоя произвел та­кое впечатление на Черчилля и лордов Адмиралтейства, что движение карава­нов, направляющихся в Атлантику че­рез Ла-Манш, было прекращено до осени 1944 года. Теперь через пролив пролегал лишь маршрут прибрежных конвоев.

Две следующие декады июня кате­ра обеих флотилий действовали само­стоятельно, и при этом достаточно ус­пешно. Британские суда тонули одно за другим: 8 июля у Дувра — траулер «Кэйтон Уик», спустя двое суток у Брайтона — теплоход «Маллард» (352 брт). Особенно много шума вызвала гибель судна «Мекнес» (6127 брт), ата­кованного 25 июля катером S-27. Оно перевозило на родину 1100 членов эки­пажей французских кораблей, захва­ченных англичанами во время опера­ции «Катапульта». Опоздание британ­ского Адмиралтейства с предупреждением о рейсе парохода стоило жизни 400 матросам бывшего союзника.

Не успела 1-я флотилия после потопления «Мекнеса» вернуться в Шер­бур, как поступил приказ вновь гото­виться к выходу — в это время само­леты люфтваффе атаковали британ­ский прибрежный конвой CW-8 запад­нее Дувра. К вечеру 25 июля пять его судов уже лежали на дне и еще столь­ко же находились в плачевном состоя­нии. S-19, S-20 и S-27 вышли в море, но вскоре были обнаружены британ­ским береговым радаром. Им напере­рез устремились эсминцы «Бриллиант» и «Бореас». В течение часа англий­ские корабли отражали попытки немцев приблизиться к судам конвоя, пока сами не получили серьезные повреж­дения от авиабомб. С наступлением темноты катера, наконец, вышли в атаку. приплюсовав к успехам летчиков еще три британских парохода (2480 брт). Лишь десять из 21 судна конвоя достигли Портленда.

Очередное сражение разыгралось вокруг каравана CW-9, покинувшего Лондон вечером 6 августа. Конвой, шедший под сильным истребительным прикрытием, был обнаружен немецким береговым радаром «Фрейя» около полудня 7 августа в Па-де-Кале. Рас­считав, что в полночь суда достигнут района острова Уайт, Бютов выслал туда из Шербура S-20, S-21, S-25 и 5-27. Атака оказалась для англичан совершенно неожиданной. Пароходы

«Холм Форс» (1216 брт) и «Фиф Кост» 367 брт), торпедированные соответственно S-21 и S-27, пошли ко дну. Транспорт «Оуз» (1004 брт), сумев увернуться от «угря», попал под таранный удар другого судна и затонул. S-25, не добившись попаданий торпед, повредил два парохода огнем 20-миллиметровок.  Не известно,  сколько бы не продолжалось это избиение, если бы  не прибывшие из Портсмута эсминцы «Уолпол» и «Ферни». Отогнав «Шнелльботы», они, однако, не смогли отразить атаку «юнкерсов», потопивших на рассвете два и повредивших семь судов.

Три противоконвойные операции, проведенные в июле — начале августа, стали «звездным часом» «шнелльботов». Отличившиеся офицеры Рудольф Петерсен (командир 2-й флотилии), Обер-лейтенанты фон Мирбах (S-20), Фиммен (S-26), Тёнигес (S-19) и Клуг S-27, S-21) были награждены Рыцар­скими крестами.

Пока катера 1-й флотилии террори­зировали британские перевозки в цен­тральной части пролива, 2-я флотилия (с начала июля базировалась на Остен­де) осуществляла миннозаградительную кампанию в устье Темзы. С 10 июля по 7 августа ее катера соверши­ли 11 групповых выходов, выставив на коммуникациях противника 130 мин, но и сами понесли потери. Уже во второй операции на британской мине погиб S-23. 11 августа без видимых причин взлетел на воздух береговой склад, в котором находилось 42 снаряженные торпеды и более дюжины мин: тяже­лые повреждения получили три «шнелльбота».

Установившееся было сотрудничес­тво катеров и военно-воздушных сил прекратилось 13 августа, когда Гитлер отдал приказ о проведении операции «День орла» — начале воздушного на­ступления на Англию. С этого дня рез­ко снизилась не только активность са­молетов люфтваффе в небе Ла-Манша. После череды впечатляющих побед 1-я флотилия получила указание перейти в Роттердам, откуда ей предписывалось заняться... спасением экипажей сбитых самолетов! Вернуться к актив­ной деятельности катера смогли лишь в начале сентября.

Рейд 1-й флотилии в ночь на 5 сен­тября 1940 года оказался, по-видимо­му, самой эффективной операцией «шнелльботов» за всю войну. Вечером катера S-18, S-21, S-22, S-25 и S-54 направились в район банки Смит-Нолл, где, по расчетам штаба Бютова, про­ходила судоходная трасса, соединя­вшая Лондон с портами северной части страны. Расчет оказался верен, и хотя из-за неполадок в дизелях на S-25 силы нападавших уменьшились, удар по конвою был внезапен и весьма ре­зультативен. Немногочисленные ко­рабли охранения не только не смогли оттеснить нападавших, но даже пред­отвратить повторные атаки. S-21 и S-18 потопили по два парохода (в сумме 4438 брт и 2646 брт соответственно), S-22 и S-54-по одному (1562 брт и 1350 брт).

Британское командование предприня­ло контрмеры. Наиболее эффективными стали воздушные удары и ночные артил­лерийские обстрелы вражеских баз. Так, 11 сентября бомбардировщики тяжело повредили S-1 и S-10 из состава новой 3-й флотилии, которая прибыла во Флиссинген накануне. В ответ на участивши­еся бомбежки в Роттердаме, а затем и других пунктах началось строительство первых железобетонных бункеров для торпедных катеров, так называемых «пе­налов». Но это не дало желаемых ре­зультатов. Эффективность действия «шнелльботов» резко уменьшилась. До конца года немцам удалось потопить все­го пять пароходов, заплатив за это поте­рей двух катеров: S-37 (подорвался на мине 12 октября) и S-38 (потоплен анг­лийскими эсминцами 20 ноября).

Определенного успеха «шнелльботы» добились в феврале 1941-го. Во время одного из рейдов к Норфолку пустили на дно эскортный миноносец «Эксмур» и три парохода (2979 брт); собственных потерь не было. Здесь сыграла свою роль новая тактика на­ведения катеров с воздуха, напоминав­шая ту, что применялась в Атлантике экипажами дальних бомбардировщи­ков «Кондор». Теперь разведыватель­ный «Юнкере» в случае обнаружения не просто передавал координаты, курс и скорость конвоя, что часто делалось с ошибками, а, удерживаясь над суда­ми, с небольшими интервалами давал радиосигнал, который пеленговался на берегу и на самих катерах. Последние, четко выдерживая пеленг на источник сигнала, находили противника даже в условиях безлунной ночи.

Следующую победу данная тактика принесла 8 марта. 16 «шнелльботов» из всех трех флотилий были наведены на два встречных конвоя (FN-426 и FS-429), когда караваны сошлись в одной точке. Два британских корвета не смог­ли предотвратить атаку «москитов». За несколько часов боя на дно отправи­лись семь (!) британских пароходов суммарным тоннажем 13 134 брт. Обеспокоенные англичане стянули на восточное побережье значительные силы, в том числе две флотилии эсмин­цев и четыре торпедных катера. Спе­циально для действий против «шнелль­ботов» были созданы специальные типы кораблей — паровые канонерки (SGB) и артиллерийские катера (MGB). Продолжала расширяться и сеть бере­говых радиолокационных станций.

Подводя итог первому этапу боев в Ла-Манше, необходимо отметить, что, несмотря на бесспорные достижения «шнелльботов» (за год ими были по­топлены 5 эсминцев, 4 военных трау­лера, 37 транспортов, повреждены 1 эсминец и 8 транспортов, ценой поте­ри всего лишь 4 катеров; это больше, чем успехи всех легких крейсеров, эс­минцев и миноносцев кригсмарине за всю войну), по большому счету, это была война упущенных возможностей. Кроме уже упоминавшихся причин — малочисленности катеров и недостат­ка дизелей, сыграл свою роль и чело­веческий фактор. Бютову не удалось организовать взаимодействие москит­ного флота не только с авиацией, но даже с теми силами, что находились в его подчинении. Например, не было предпринято ни одной попытки под­держать действия «шнелльботов» эс­минцами и миноносцами, хотя послед­ние в то же самое время пытались вес­ти в Ла-Манше «собственную войну», не отмеченную, однако, значительны­ми победами. Гораздо более целесо­образным представлялось применение этих кораблей для нападений на бри­танские патрули и связывание боем непосредственного охранения конвоев Очевидно, что такое использование су­щественно облегчило бы атаки кате­ров. Но этого сделано не было, а на­деяться на повторение благоприятной для них обстановки немцам уже не при­ходилось.

Летом 1941 года, после ухода боль­шей части немецких катеров на Балти­ку, в Ла-Манше наступило затишье. Здесь оставалась лишь одна 4-я фло­тилия «шнелльботов»; в октябре к не.> добавилась вернувшаяся 2-я. Хотя нем­цы по-прежнему пытались выходить наперехват британских конвоев, ре­зультативность атак постоянно снижа­лась. Если за вторую половину 1941 года в данном районе ими было потоп­лено 17 судов, то за первое полугодие 1942-го — всего один пароход и эсми­нец. Мы остановимся лишь на наибо­лее примечательных боевых эпизодах, происшедших за этот период.

20 ноября 1941 года четыре «шнелльбота» 2-й флотилии наткну­лись на вражеский караван и пустили ко дну три судна общим тоннажем 9123 брт. Немцам в пору было праздновать победу, но поврежденный двумя сна­рядами катер S-41 при выходе из ата­ки столкнулся со своим собратом S-47 и полностью лишился хода. Попытки буксировать его не увенчались успе­хом: на горизонте показались британ­ские артиллерийские катера, и немцам пришлось обрубить буксир, предвари­тельно сняв с обреченного «шнелльбо­та» экипаж. Англичане высадились на палубу брошенного судна, но доста­вить трофей в свою базу также не смог­ли. В конце концов S-41 затонул.

15 марта 1942 года шесть катеров, вышедших наперехват конвоев FN-55 и FS-749, сами первыми подверглись атаке кораблей эскорта. Отбиваясь от наседавшего противника, S-104 выпус­тил торпеды в английский эсминец «Вортиджерн». Оба «угря» попали в цель, и корабль затонул в течение двух минут. Немцам удалось уйти, но один из «шнелльботов», S-111, в 20 милях от голландского побережья наткнулся на отряд из трех артиллерийских кате­ров MGB. Вскоре изрешеченный «не­мец» с вышедшими из строя мотора­ми и вооружением был взят англича­нами на буксир, но ему на выручку при­шли оказавшиеся поблизости S-29, S-62 и S-104. После жаркого боя против­ники разошлись в разные стороны. Од­нако S-111 спасти не удалось: несколь­ко часов спустя его потопили истреби­тели «Спитфайр».

Еще один ожесточенный бой между «москитами» произошел 11 сентября. Германские катера сразу трех флоти­лий (к тому времени в Ла-Манше их было четыре: 2-я, 4-я, 5-я и 6-я) стол­кнулись нос к носу с отрядом из семи MGB. Используя численное превосход­ство, немцы тяжело повредили четы­рех «англичан», причем один из катеров — MGB-335 — загорелся и был ос­тавлен экипажем. «Шнелльботы» от­буксировали трофей в Эймейден. Тща­тельно изучив оснащение английского судна, немцы пришли к неутешитель­ному выводу, что в техническом отно­шении они безнадежно отстали от сво­их противников. Еще бы: на MGB-335 имелся не только радар, но и «подслу­шивающая» аппаратура, коротковолно­вый радиопеленгатор, устройство «свой-чужой» и многое другое, о чем экипажи «шнелльботов» могли только мечтать.

Правда, к тому времени в Германии тоже начинают появляться малогаба­ритные РЛС. В начале октября с по­мощью экспериментального радара «Лихтенштейн», смонтированного на рубке катера S-112, удалось перехва­тить английский конвой далеко на за­паде, в районе Плимута. В ходе атаки S-112 пустил ко дну вооруженный тра­улер «Лорд Стоунхейвен», а три дру­гих «шнелльбота» повредили артилле­рийским огнем польский эскортный миноносец «Краковяк». В следующем месяце жертвой германских «моски­тов» стал еще один боевой корабль — английский эскортный миноносец «Пенилан».

Кровопролитные бои в Ла-Манше продолжались в течение всего 1943 года. Немцы, перешедшие на тактику «колющих ударов» (суть ее заключа­лась в развертывании максимального количества звеньев катеров вдоль мар­шрута конвоя и последовательных атак неприятеля, проводившихся на макси­мальной скорости), время от времени топили английские суда, но плата за это была значительно дороже, чем раньше. С января по март погибло шесть «шнелльботов»: S-109 и S-70 по­дорвались на минах, S-75 потопили британские самолеты, S-71 был рас­стрелян и затем протаранен англий­ским эскортным миноносцем «Гарт», S-29 и S-119 пошли ко дну под снаря­дами неприятельских артиллерийских катеров.

Начиная с лета 1943-го самым гроз­ным противником германских «москитов» стала авиация. Удары американ­ских «летающих крепостей» по Килю 25 и 29 июля полностью вывели из строя катера S-44, S-68, S-135 и S-137. 11 августа в море, неподалеку от Бреста, был потоплен S-121, 5 ноября — S-74.

А 26 марта 1944 года 358 бомбарди­ровщиков «Мародер» обрушили на базу Эймейден 594 тонны бомб. Бетон­ные бункеры выдержали удар, но стоя­вшие в гавани S-93 и S-129 преврати­лись в груду обломков...

В ночь на 25 октября 1943 года в Ла-Манше произошла ожесточенная схватка, вошедшая в историю как са­мая крупная акция «шнелльботов» за всю войну. В ней участвовало 32 не­мецких торпедных катера, пытавших­ся уничтожить конвой FN-1160. Атаку тщательно спланировали, но вышед­ших в море «москитов» случайно об­наружили британские самолеты, лете­вшие на бомбежку рейха. Эскорт кон­воя был вовремя оповещен, и путь ка­терам 4-й и 6-й флотилий преградили английские эсминцы «Макой», «Вус­тер» и «Питчли», затем в бой включи­лись подоспевшие катера MGB. Итоги боя для кригсмарине оказались неуте­шительными. За гибель траулера «Уильям Стивен» немцам пришлось за­платить потерей «шнелльботов» S-63 и S-88, причем на последнем погиб ко­мандир 4-й флотилии корветтен-капитан Вернер Лютцов.

В мае 1944 года погибло еще два «шнелльбота»: 12-го числа S-141 был расстрелян французским эскортным миноносцем «Ле Комбатант», а спустя 8 дней прямое попадание бомбы с «Суордфиша» пустило ко дну S-87.

Что же каса­ется ущерба, нанесенного не­мецкими «мос­китами» стра­нам антигитле­ровской коали­ции в 1943 и первой полови­не 1944 годов, то его можно оценить как весьма умерен­ный — во всяком случае, по срав­нению с первым годом войны.

Из относительно крупных боевых ко­раблей союзников за этот период по­гиб лишь норвежский эскортный мино­носец «Эскдейл»(торпедирован 13 ап­реля 1943 года). А самый болезненный удар союзники получили в ночь на 28 апреля 1944 года, когда «шнелльботам» 5-й и 9-й флотилий удалось под­караулить отряд из восьми американ­ских танкодесантных кораблей, прово­дивших в преддверии операции «Овер-лорд» учения в заливе Лайм. В считан­ные минуты LST-507 и LST-531 были потоплены, a LST-289 получил тяжелые повреждения. В холодной весенней воде утонуло 197 матросов и 441 сол­дат армии США. Эту операцию немец­ких торпедных катеров можно считать наиболее успешной из всех, проведен­ных за последние два с половиной года войны.

Высадка союзников во Франции со­стоялась на рассвете 6 июня. О том, что вторжение началось, командиры подразделений «шнелльботов» узнали из штаба Группы ВМС «Вест» вскоре после десантирования американских и английских парашютистов. Удар по си­лам неприятеля немцы попытались на­нести на следующий день. Тринадцать катеров 5-й и 9-й флотилий, вышедших из Шербура, наткнулись на многочис­ленные патрули и в ходе боя попали на минное поле, что привело к потере S-139 и S-140. Лишь четырем «шнелльботам» удалось каким-то чудом про­скочить линию охранения и потопить американский танкодесантный корабль и десантный катер.

Ожесточенные бои вспыхнули и в ночь на 8 июня. В них приняли участие 8 катеров из Булони и 11 из Шербура. Немцы выпустили большое число тор­пед и смогли потопить два танкодесант­ных корабля и два или три десантных катера. «Угри» прошли в нескольких метрах от американского крейсера «Тускалуза» и нескольких эсминцев. Пять «шнелльботов» получили повреж­дения от артиллерийского огня, но вер­нулись в базы.

Этой же ночью в Булонь перешла 2-я флотилия, в то время как 4-я перемес­тилась в Гавр, находившийся букваль­но под боком британского десантного участка «Суорд». Все катера немедлен­но были брошены в бой. До 15 июня они пустили ко дну три малых торго­вых судна (1812 брт), буксир, танкодесантный корабль, артиллерийский и торпедный катера; серьезные повреж­дения от торпед получили эскадренный миноносец «Нельсон», фрегат «Халстед» (не восстановлен) и один танкодесантный корабль. От ответных дей­ствий пострадало много катеров, хотя фатальными повреждения стали лишь для S-136, погибшего в ночь на 11 июня в бою с британскими эскортны­ми миноносцами. Правда, через два дня список потерь пополнили S-178, S-179 и S-189, потопленные в море штурмовиками «Бофайтер».

В борьбе с немецкими катерами ан­гличане использовали наиболее ради­кальное средство — тяжелые бомбар­дировщики. В ночь на 15 июня по Гав­ру, куда незадолго до этого перешли 5-я и 9-я флотилии «шнелльботов», был нанесен мощнейший удар, в кото­ром приняло участие 234 британских «ланкастера», в том числе 22 с 12 000-фунтовыми (5,5 т) бомбами «Толлбой». Поскольку база не располагала бетон­ными укрытиями, его последствия ста­ли для германской стороны катастрофическими. Помимо прочих кораблей погибли 14 «шнелльботов»: S-66, S-84, S-100, S-138, S-142, S-143, S-146, S-150, S-169, S-171-S-173, S-187, S-188. Поврежденный S-144 был добит во время воздушного налета 31 июля. Лишь двум катерам удалось избежать уничтожения, хотя один из них тоже получил тяжелые повреждения.

От полученного удара немцы долго не могли оправиться. Действия остат­ков 2-й, 4-й и 8-й флотилий из Булони и Остенде велись нерешительно и ус­пеха не имели. В ночь на 19 июня Петерсен приказал реорганизованной 2-й флотилии перейти в Гавр и возобно­вить действия против сил вторжения. Первый же выход на минную постанов­ку завершился гибелью S-190, затоп­ленного своей командой после тяже­лых повреждений, нанесенных мино­носным патрулем. В конце июня Гаврский отряд получил усиление за счет перевода туда части сил 8-й и только что прибывшей с Балтики 6-й флоти­лий. Тесное кольцо вражеских патру­лей вокруг базы не позволило проры­ваться к району высадки. Единствен­ным успехом в этот период стало тор­педирование фрегата «Троллоп» (Фрегат выбросился на берег и не был восста­новлен. Не исключено, что «авторство» торпед­ного попадания принадлежит германским челове­ко-торпедам «Мардер»), а также уничтожение в бою 27 июля двух британских торпедных катеров. Один из них — МТВ-430 был протаранен S-182, который, в свою очередь, также пришлось затопить. В ответ англичане 2 августа подвергли Гавр новой бом­бардировке, что на этот раз стоило немцам еще двух катеров (S-39 и S-114).

Отчаявшись прорваться к району со­средоточения десантных судов, немец­кое командование решило прибегнуть к применению дальних циркулирующих торпед «Дакель», В течение восьми но­чей между 5 и 18 августа «шнелльботы» гаврской группы выпустили 91 та­кую торпеду. Результаты — потопление одного транспорта (5208 брт), повреж­дение старого крейсера «Фробишир», плавмастерской и тральщика — оказа­лись мизерными по сравнению с затра­ченными усилиями. Начавшийся 24-го числа штурм Гавра заставил Петерсена отдать приказ об окончательном ос­тавлении базы. На переходе в Дьепп затонул поврежденный ранее S-91.

Последующие действия «шнелльбо­тов» заключались в эпизодических ма­лоэффективных атаках союзных конво­ев. Всего в период нормандской вы­садки ими было потоплено и повреж­дено 33 союзных корабля и катера, однако в масштабах операции (а в ней участвовало около 5000 судов) это была капля в море. Только за июнь к союзным плацдармам проследовало 180 войсковых транспортов, 570 судов типа «Либерти», 788 торговых судов меньшего водоизмещения, 905 танко-десантных кораблей и более 1800 де­сантных катеров. В то же время поте­ря 29 торпедных катеров (более трети от общей численности катеров первой линии) оказалась для германского мос­китного флота весьма существенным ударом, оправиться от которого так и не удалось до конца войны.

После окончания боев в Нормандии флотилии торпедных катеров одна за другой начали уходить в Германию для ремонта и перевооружения. В голланд­ских базах оставалось всего 9 катеров. Этими скромными силами германское командование пыталось время от времени осуществлять минные постанов­ки у побережья Фландрии и оказывать помощь осажденному гарнизону Дюн­керка. Но в ночь на 19 сентября бри­танскому патрулю во главе с фрегатом «Стайнер» удалось перехватить и пол­ностью уничтожить группу прикрытия перевозок, состоявшую из трех «шнелльботов» (S-183, S-200, S-702). Хотя в начале октября численность ка­терных сил несколько возросла за счет прибытия из Германии реорганизован­ной 9-й флотилии, Петерсен воздер­живался от серьезных вылазок, огра­ничиваясь минными постановками. Одна из них, в ночь на 2 ноября, со­провождалась атакой британского кон­воя у Остенде, причем здесь были по­топлены небольшой танкер (1141 брт) и траулер «Колеей».

Заключительный этап деятельности «шнелльботов» на Западном театре был связан с попыткой прервать судо­ходное сообщение между устьем Тем­зы и Антверпеном. Тактику вновь из­менили в пользу применения неболь­ших (по 6 — 8 единиц) групп «шнелль­ботов», вооруженных дальними манев­рирующими торпедами с приборами FAT или «Дакель». Еще больший эф­фект имели донные мины с новейши­ми гидродинамическими взрывателя­ми. В октябре 1944-го от минного ору­жия в прибрежных водах Великобри­тании погибли всего два судна (1722 брт), в декабре — уже девять (34896 брт). В районе Остенде на минах по­лучили тяжелые повреждения фрегаты «Дафф» и «Дакинс».

Во второй половине января 1945 года Петерсен провел шесть крупных операций. Ценой потери двух «шнелль­ботов» (S-180 подорвался на собствен­ном заграждении, и S-199 погиб от огня береговой батареи) немцы пото­пили торпедами один пароход (2365 брт) и LST-415. Ряд кораблей союзни­ков подорвался на минах, причем в их число вошел ветеран сражений с ка­терами—эсминец «Уолпол» (не вос­становлен). Еще большие результаты минная война дала в следующем ме­сяце. Погибли французский эскортный миноносец «Ле Комбатант», траулер «Аквариус» и шесть торговых судов (18 076 брт). Немецкие потери за этот же период-S-193, S-194 и S-224 (два последних потоплены бомбардировщи­ками в базах), кроме того, S-167 зато­нул после столкновения.

В ночь на 19 марта немцы атакова­ли караван FS-1759 у Лоуестофта, по­топив два парохода (3968 брт)— по­следние торговые суда, уничтоженные германскими торпедными катерами. Но при повторном рейде в ночь на 21-е вышедшие из Хелдера 20 «шнелльбо­тов» почти сразу же подверглись удару патрульного звена «Бофайтеров» — S-181 был разнесен в клочья, а при возвращении в базу на мине подорвал­ся S-203.

Война подходила к концу. В марте погибли S-186 (в Вильгельмсхафене под бомбами союзной авиации) и S-220 (в бою с фрегатом «Сеймур»). В конце месяца 8-я и 5-я флотилии по­лучили приказ на перебазирование со­ответственно в Южную Норвегию и на

Балтику. Но несмотря на неминуемое поражение рейха, немецкие катерни­ки не спешили складывать оружие. В ночь на 7 апреля 2-я флотилия вновь покинула Хелдер, чтобы поставить мины у восточного побережья Англии. Обнаружив «шнелльботы», пилоты ан­глийских самолетов получили возмож­ность впервые опробовать радиоканал, непосредственно связывавший их с патрульными кораблями, а не с бере­говым штабом, как это было прежде. Дойдя до банки Смит-Нолл, флотилия подверглась нападению превосходя­щих сил британских торпедных кате­ров. Об ожесточенности боя свиде­тельствовало широкое применение та­ранных ударов. Сначала S-176 прота­ранил МТВ-494, a S-177 - МТВ-493. МТВ-494 и S-176 затонули. Затем МТВ-5001 нанес удар по S-177, отправив его на дно. От полученных повреждений британский катер замедлил ход и был расстрелян немецкими «бофорсами». Четкое взаимодействие между пат­рульными самолетами и кораблями со­юзников отняло у немцев последние шансы на достижение каких-либо ус­пехов. Это подтвердилось в ходе двух последних походов — 8 и 13 апреля. Контратакованные в районе минных постановок немцы потеряли катера S-202, S-223 и S-703 и с трудом ото­рвались от преследования. После этих боев в Роттердаме и Хелдере остался всего 21 катер, больше половины из них нуждались в срочном ремонте, к тому же из-за полной изоляции баз от­сутствовало топливо. 3 мая после бом­бежки Киля был затоплен S-201, на следующий день ракеты истребителей «Тайфун» потопили у берегов Дании S-103 и S-226. 7 мая при уклонении от атаки с воздуха столкнулись и затону­ли S-191 и S-301. Они стали послед­ними в длинном списке потерь герман­ского москитного флота. Сосредото­ченные в портах Кильской бухты и в Голландии «шнелльботы» 8—10 мая спустили флаги.