Средиземноморский театр

 

В конце 1941 года кригсмарине от­крыло для себя новый театр военных действий — Средиземное море. Союз­ный итальянский флот, несмотря на численное превосходство и выгодное расположение баз, к этому времени полностью утратил стратегическую инициативу. Линии снабжения Афри­канского корпуса находились под по­стоянными ударами британских ВМС. Главной силой в планируемом контр­ударе должны были стать авиация и подводные лодки, однако командова­ние кригсмарине сочло необходимым развернуть здесь и торпедные катера, которые было возможно перевести по французской речной системе.

Особенность переброски заключа­лась в том, что минимальная ширина каналов составляла чуть больше 5 м, а это автоматически вычеркивало из списков стандартные катера серий S-26 и S-38. Меньшие размеры имели лишь «шнелльботы» типа S-30, которыми была укомплектована 3-я флоти­лия. Ее первая группа из пяти единиц покинула Вильгельмсхафен 7 октября 1941 года. Маршрут включал в себя переход в Роттердам, затем по Рейну до Страсбурга, а далее по системе ка­налов в реку Сона. В районе города Шалон катера пересекали демаркаци­онную линию неоккупированной части Франции и далее шли на юг с соблю­дением строгих мер маскировки. В час­тности, корпуса «шнелльботов» были окрашены в черный цвет, кормовую орудийную платформу скрывали фа­нерные щиты, флаги снимались. В та­ком виде «торпедоносцы» спускались на юг по Соне и Роне и наконец попа­дали в Лигурийское море. Переход первой группы завершился 18 ноября, второй (также из пяти единиц) из-за зимнего обмеления и замерзания рек окончился лишь 14 января 1942 года.

Первые ночные рейды «шнелльбо­тов» в районе Мальты оказались без­результатными. Тогда было принято решение использовать катера для за­градительных операций. Уже до конца 1941 года немцы выставили у острова 73 мины, а за март, апрель и первую половину мая следующего года «шнелльботы» 3-й флотилии выстави­ли 19 заграждений из 557 мин и 416 минных защитников. На этот раз не­мцам сопутствовал успех. Только из состава июньского конвоя на банках, выставленных катерниками, подорва­лись и погибли два эскортных мино­носца (британский «Саутволд» и поль­ский «Кужавьяк»), еще два эсминца, транспорт и тральщик получили по­вреждения. В ходе постановки в ночь на 7 мая 1942 года «шнелльботы» по­топили артогнем малый охотник ML-130 —первый корабль, уничтоженный ими на этом театре. Не обошлось и без потерь. Один из катеров —S-31 — 10 мая погиб от своей же мины, а спустя неделю S-34 стал жертвой случайного попадания с береговой батареи.

В начале мая на театр прибыла третья, и последняя группа из четырех катеров. Ввод ее в строй совпал по времени с решением перевести силы флотилии в восточную часть Средизем­ного моря, откуда она могла бы под­держивать с фланга новое наступление Роммеля в Киренаике. В качестве баз немцы планировали использовать бух­ту Суда на острове Крит и порт Дерна на африканском побережье. В конце месяца там базировалось уже 9 кате­ров. Успех был достигнут в первом же выходе в ночь на 3 июня, но потоплен­ный корабль, опознанный немцами как эсминец, в действительности оказал­ся вооруженным траулером.

Большое оживление у катерников вызвало сообщение об обнаружении у берегов Египта 11 июня 1942 года крупного конвоя, шедшего на Мальту (операция «Вигорес»). Шесть катеров флотилии, начиная с ночи 13 июня, вы­ходили на поиск неприятеля, но два первых патрулирования не принесли удачи, так как в этот момент конвой был еще далеко. В ночь на 15-е он при­близился настолько, что со «шнелль­ботов» смогли заметить осветительные бомбы, которыми самолеты люфтваф­фе указывали место нахождения про­тивника. Несмотря на то что при сбли­жении катера сами несколько раз были освещены своей же авиацией, для ан­гличан атака оказалась внезапной. Однако торпеды, вылущенные катера­ми S-59, S-58 и S-56, прошли мимо цели.

В то время, когда шла перезарядка торпедных аппаратов, с катера S-56 (обер-лейтенант Вупперман) был об­наружен новый отряд кораблей, в ко­торый входили крейсера и эсминцы. Вупперману удалось незаметно про­скочить через линию охранения и вы­пустить две последние торпеды в крей­сер. Немцы наблюдали два взрыва, в носовой части и в районе миделя, на самом же деле британский крейсер «Ньюкасл» был поражен лишь единож­ды. Торпеда разворотила корпус в рай­оне цепного ящика с правого борта. Несмотря на пробоину внушительных размеров, боеспособность корабля су­щественно не пострадала, хотя впос­ледствии ему пришлось ремонтиро­ваться на американских верфях. Любо­пытно, что «Ньюкасл» стал единствен­ным крейсером союзников, успешно атакованным «шнелльботами».

Примерно через 1,5 часа попадание еще одного «угря» получил эсминец «Хэйсти». Повреждения оказались на­столько значительными, что англичане сочли за лучшее снять экипаж и зато­пить корабль. Выпущенная торпеда принадлежала, по всей видимости, S-55 (обер-лейтенант Хорст Вебер), хотя сами немцы попадания не увидели. Ночная атака катеров сорвала планы англичан: они решили вернуть конвой в Александрию. Вклад 3-й флотилии в срыв операции «Вигорес» был оценен германским военно-морским командо­ванием, наградившим Зигфрида Вуппермана Рыцарским крестом с дубовы­ми листьями.

Атака следующего крупного конвоя состоялась в августе. На этот раз кара­ван (операция «Пьедестал») двигался на Мальту с запада, из Гибралтара. В ночь на 13-е S-30, S-36, S-58 и S-59 (на S-35 в последний момент вышли из строя моторы) совместно с восемью итальянскими торпедными катерами атаковали конвой в тот момент, когда тот преодолевал Сицилийский пролив. Командиры «шнелльботов» доложили о четырех попаданиях в разные суда, од­нако послевоенный анализ подтвердил лишь уничтожение судна «Вайранги» (12 436 брт). Итальянцы же (уникаль­ный случай!) обставили своих немецких коллег, отправив на дно крейсер «Ман­честер» и три транспорта (25 124 брт).

В ходе недолгой кампании в Тунисе катера 3-й, а с середины января 1943 года и 7-й флотилии (7-я флотилия торпедных катеров была сформи­рована 1 октября 1941 года из единиц, захвачен­ных и достроенных немцами в Голландии (быв­шие голландские ТМ-54-ТМ-61 стали S-151 -S-158). Командир флотилии — корветтен-капитан Труммер. Ввод в строй и боевая подготовка затя­нулись до осени 1942 года, когда флотилия была переведена на Средиземное море) осуществляли частые ночные выходы для постановки мин к портам Бону и Филипвиллю. 28 февраля из очередного похода не вернулся S-35. По всей вероятности, он подорвался на мине. Немцы ото­мстили за эту потерю сполна вечером 12 марта, когда группа «шнелльботов» случайно обнаружила отряд британ­ских эсминцев, выдвигавшихся напере­хват итальянского конвоя. В результа­те атаки шести катеров был торпеди­рован эскадренный миноносец «Лайтнинг». Корабль затонул. Командира отличившегося S-55 24-летнего обер-лейтенанта Хорста Вебера, на счету ко­торого были уже два эсминца и под­водная лодка, наградили Рыцарским крестом (Существует версия, что «Лайтнинг» был потоп­лен торпедой катера S-158).

В начале мая тунисский плацдарм был разгромлен. Катера снова верну­лись в Порто-Эмпедокле, откуда про­должали осуществлять безрезультат­ные походы. Операций против враже­ских десантов на острова Лампедузу и Пантеллерию не проводилось, по­скольку известие о начале вторжения поступило к катерникам с 24-часовым опозданием. Перед новой высадкой, уже на саму Сицилию, союзная авиа­ция предприняла все необходимые меры, чтобы выжить «шнелльботы» из пункта, который находился всего в не­скольких милях от участка десантиро­вания. Днем 6 июля британские истре­бители-бомбардировщики потопили S-59 и повредили еще два катера. 9-го числа, всего за несколько часов до начала операции «Хаски» обе флотилии (С июля 1943 года все катерные силы на Среди­земном море были объединены в 1-ю дивизию тор­педных катеров (фрегаттен-капитан Герберт-Макс Шульц)) вынуждены были перейти в Аугусту. Действиям против десантных сил из этой базы помешали частые воздуш­ные налеты, а также хроническая не­хватка топлива. К концу августа в со­ставе 1-й дивизии оставалось лишь пять исправных катеров.

8 сентября 1943 года поступило со­общение о капитуляции Италии, а на следующий день на Апеннинский полуостров вступили войска союзников. 3 особо сложном положении оказались катера S-54 (обер-лейтенант Клаус Шмидт) и S-61 (фельдфебель Блёмкер), находившиеся в Таранто. Проана­лизировав обстановку, немецкие катерники решили идти в Венецию. Венером того же дня оба «шнелльбота» покинули порт, попутно выставив мины, как это обычно делалось при оставлении баз. Постановка была осу­ществлена скрытно, и на следующий день англичане при входе в Таранто потеряли быстроходный заградитель «Эбдиел», а с ним и 400 десантников. Переход через Адриатическое море оказался результативным. 11 сентяб­ря катера встретили у Анконы италь­янскую канонерку «Аурора», которую после непродолжительного боя пото­пили. Спустя несколько часов ими был перехвачен войсковой транспорт «Леопарди», перевозивший 700 бывших солдат дуче. Пароход сдался и ведо­мый призовой командой с катеров был отправлен в Венецию. Вскоре на горизонте появился новый корабль. Опо­знав в нем итальянский эсминец, обер-лейтенант Шмидт повел звено в тор­педную атаку. Получив несколько по­паданий, эскадренный миноносец «Кьюентино Селла» затонул в течение минуты. Наконец, дотянув на послед­них литрах соляра до Венеции, оба ка­тера приняли участие в разоружении гарнизона города и захвате оставших­ся в порту итальянских кораблей. За этот поход командир звена обер-лей­тенант Клаус-Дегенхард Шмидт был награжден Рыцарским крестом.

Катера, оставшиеся в Тирренском море, приняли участие в ночных напа­дениях на стоянку у союзного плацдар­ма в Салерно. Результативным оказал­ся лишь первый рейд в ночь на 11 сен­тября, когда три катера 7-й флотилии потопили американский эскадренный миноносец «Роуэн».

В середине ноября 1943 года из Берлина поступил приказ о перебази­ровании всех уцелевших катеров в пор­ты Адриатики. Из Тирренского моря они доставлялись на транспортерах в Пьяченцу, где их долго не удавалось спустить на воду из-за зимнего обме­ления реки По. Фактически переброс­ка затянулась на 4,5 месяца и завер­шилась в конце марта 1944 года.

Из уже находившихся на Адриатике шести торпедных катеров 3-й флотилии в боеспособном состоянии оставалась только половина. Единственной зада­чей, которую можно было попытаться решить столь скромными силами, ста­ла борьба с каботажными перевозками югославских партизан между острова­ми далматинского побережья. Впрочем, это не уберегло от потерь. 10 января 1944 года британские истребители-бомбардировщики потопили S-55, 23 апреля подорвался на мине S-54. Не­смотря на восьмиметровую пробоину, катер остался на плаву, но ввести его в строй уже не удалось.

К концу апреля большинство уцелевших «шнелльботов» 1-й дивизии были отремонтированы и подготовлены к ве­дению боевых действий. Кроме них в состав 1-й дивизии в этот период вхо­дили и другие подразделения, в час­тности, 24-я флотилия (капитан-лейте­нант Ганс-Юрген Мейер), сформиро­ванная в конце 1943 года из захвачен­ных итальянских и четырех югослав­ских (постройки фирмы «Люрссен») ка­теров. В марте 1944-го по железной дороге сюда перебросили 21-ю фло­тилию (капитан-лейтенант Вупперман), вооруженную 13-тонными катерами типа LS. 21-я и часть 24-й флотилии базировались на порты Эгейского моря.

В дальнейшем действия «шнелльбо­тов» были ограничены районом Адри­атики, причем на особые успехи не­мцам рассчитывать уже не приходи­лось. До конца войны им удалось уничтожить лишь два английских боевых катера — МТВ-372 (24 июля 1944 года) и HDML-1163 (5 января 1945 года) да несколько малотоннажных невоору­женных судов. Собственные потери оказались куда существеннее. 12 июня 1944 года в бою с английским эскорт­ным миноносцем «Эггесфорд» погиб S-153, а 26 июля при неудачной попытке атаковать очередной конвой получил тяжелые повреждения S-151 (так и не был восстановлен). 19 августа пошел ко дну S-57. 25 октября британские самолеты разбомбили находившийся в Себенико S-158; позже пилоты Коро­левских ВВС записали на свой счет еще одну победу, потопив S-154. Не­завидная участь постигла катер S-157: его в районе Триеста уничтожили ми­нометным огнем югославские партиза­ны. Наконец, немцы несли потери и из-за навигационных аварий — по этой причине им пришлось вычеркнуть из списков S-36, S-61 (столкнулись 6 февраля 1945 года и больше не восстанав­ливались), S-33, S-58 и S-60 (сели на мель 10 января и вскоре были уничто­жены катерами и авиацией союзников). Последние месяцы войны оставши­еся «шнелльботы» преимущественно отстаивались в Поле, а 3 мая 1945 года они подняли белые флаги и ушли в Ан­кону. Война на Адриатике закончилась.