Черное море

 

Черное море стало последним теат­ром войны, на котором появились гер­манские торпедные катера. Решение о развертывании здесь небольшого фло­та для ведения «прибрежной войны» (ПЛ II серии, рейдовые тральщики, де­сантные корабли типа MFP и т.д.), пос­ле ряда проволочек (Впервые вопрос о переброске ТКА на Черномор­ский театр рассматривался в ставке Гитлера на совещании по военно-морским вопросам в конце июля 1941 года. В результате было решено ис­пользовать «шнелльботы» в Ла-Манше, а на юг отправить болгарские и румынские катера, пос­троенные на немецких (болгарский F-3, бывший германский S-1) и голландских (два болгарских и четыре румынских катера) верфях), было принято в конце 1941 года.

Реально же оно не могло быть осу­ществлено до весны будущего года. В числе прочих подразделений кригсмарине планировалось перебросить и флотилию торпедных катеров. Выбор пал на 1-ю флотилию (корветтен-капитан Хейнц Бирнбахер), как наиболее подготовленную.

К концу декабря пять из шести ка­теров (S-26, S-27, S-28, S-40 и S-102) после профилактического ремонта были сосредоточены в Гамбурге. Шес­той — S-72 — вступил в строй в февра­ле 1942-го и присоединился в самый последний момент.

Операция началась в конце того же месяца, сразу после вскрытия Эльбы и Дуная (По другим данным, флотилия с декабря 1941 по март 1942 года проделала путь до Инголыитадта и в конце месяца, после вскрытия Дуная, начала спуск катеров на воду). Процедура перевода кораблей на Черное море была весьма неорди­нарной технической операцией. После снятия вооружения и двигателей мак­симально облегченные «шнелльботы» буксировались вверх по Эльбе до Дрез­дена. Здесь их поднимали на специаль­ном слипе и перегружали на больше­грузные четырехосные платформы. Каж­дая платформа буксировалась тремя мощными тягачами. Получавшийся «по­езд» весил около 210 т и мог передви­гаться со скоростью не более 5 — 8 км/ч. Так, катера должны были проделать 450-километровый путь до Ингольштадта примерно за 5 дней.

В Ингольштадте «шнелльботы» спус­кали на воду и буксировали по Дунаю до Линца, где на местной верфи, с участием специалистов фирмы «Люрссен», устанавливалась часть оборудо­вания. На следующей верфи в Галаце катерам возвращались моторы. Далее они своим ходом шли в Констанцу. Здесь на них монтировали вооружение и приборы.

Переброска прошла без происшес­твий, и к 1 июня в главной базе румын­ского флота уже находились полностью боеспособные S-26 и S-28. Сосредо­точение флотилии завершилось к се­редине июня.

Главной задачей «шнелльботов» стала блокада осажденного Севасто­поля. Первый выход из временной пе­редовой базы Ак-Мечеть состоялся уже в ночь на 19 июня. Достигнув мыса Фиолент, S-27, S-102 и S-72 развер­нулись для поиска. Вскоре был заме­чен небольшой конвой, сопровождав­шийся, как показалось немцам, тремя эсминцами и тремя сторожевыми ко­раблями. Хотя впоследствии команди­ры катеров утверждали, что караван шел в осажденный город, на самом деле все было иначе. Конвой состоял из единственного санитарного тран­спорта «Белосток» (2048 брт), шедше­го в Туапсе с более чем пятьюстами ранеными и беженцами. За «грозный эскорт» немцы приняли базовый траль­щик «Якорь» (Т-408) и пять морских охотников. Атака «шнелльботов» обер­нулась кратковременным, но жарким боем. Огонь обороняющейся стороны оказался настолько плотен, что первые пять торпед были нацелены неверно и прошли мимо. Лишь «угорь», пущенный с S-102, разворотил борт «Белостока», который вскоре затонул. Добившись попадания, немцы удалились, а кораб­ли охранения занялись спасением лю­дей. 157 пассажиров и членов экипа­жа были подняты из воды, однако око­ло 400 погибло. (По другим данным, погибло около 650 человек.) Таким об­разом, первый выход германских кате­ров завершился уничтожением послед­него транспортного судна, пытавшего­ся прорвать блокаду. В оставшиеся две недели обороны к походам в осажден­ный город привлекались только боевые корабли и подводные лодки.

Три следующих выхода катеров к Севастополю (с 23 по 25 июня) оказа­лись безрезультатными. Боевое стол­кновение состоялось лишь в послед­нем, когда 4 катера попытались атако­вать шедший в Севастополь лидер «Ташкент». Катера, замеченные у вход­ной точки фарватера № 3 (южнее мыса Фиолент), наши первоначально приня­ли за морские охотники эскорта и дали опознавательные. Ситуацию спас ко­мандир лидера капитан 2 ранга В.Н. Ярошенко, который, увидев, что кате­ра не отвечают и начинают быстро сближаться, приказал открыть огонь. От двух торпед «Ташкент» уклонился энергичным маневрированием.

К началу июля возможности оборо­ны Севастополя были исчерпаны. От­данный Ставкой приказ об эвакуации выполнить не удалось; фактически по­кинуть крепость смогло лишь командо­вание ЧФ и Отдельной приморской ар­мии. К мысу Херсонес, где сосредото­чились последние защитники черно­морской твердыни, в темное время суток удавалось прорываться лишь подводным лодкам и отдельным сто­рожевым катерам.

В одну из таких ночей, 3 июля в рай­оне мыса Ай-Тодор четыре «шнелльбота» обнаружили уходящие на восток два катера МО (Одним из советских катеров был СКА № 0112. Номер второго катера точно неизвестен. По-види­мому, им стал официально числящийся пропавшим без вести в эти сутки СКА № 0124. П.Г. Новиков погиб в концлагере в 1944 году). В результате нерав­ного двухчасового боя оба советских морских охотника были потоплены. Из воды немцы подняли 37 человек, в том числе командира 109-й стрелковой ди­визии генерал-майора П.Г. Новикова, который возглавлял оборону Севасто­поля после того, как комфлота адми­рал Ф.С. Октябрьский и генерал И.Е. Петров покинули город-крепость.

Эта победа не досталась немцам да­ром. 45-мм снаряд, выпущенный со­ветскими моряками, попал в S-40, про­бил левую торпедную трубу и вызвал взрыв торпедного резервуара со сжа­тым воздухом. Сама торпеда не сдетонировала, но в носовом моторном отсеке начался пожар, корпус катера получил серьезные повреждения. Трое матросов было убито, еще около де­сятка членов экипажа, включая и ко­мандира капитан-лейтенанта Шнейдер-Пангса, получили ранения. Были потери и на S-28. Хотя немцам удалось отбуксировать тяжело поврежденный «шнелльбот» в Ак-Мечеть, а затем в Констанцу, его ремонт затянулся на пять месяцев, а потом еще полгода катер простоял в резерве без моторов и экипажа.

Остаток июля 1942 года был потра­чен на мелкий ремонт, отдых и пере­дислокацию на новую передовую базу — в поселке Киик-Атлама в Двуякорной бухте близ Феодосии (немцы называли его Иван-Баба). Произошли и некоторые организационные измене­ния. С 1 августа вместо убывшего ко­мандовать эсминцем Z 23 корветтен-капитана Бирнбахера 1-ю флотилию возглавил корветтен-капитан Георг Кристиансен. В числе первоочередных задач перед новым командиром стави­лись охрана немецких морских комму­никаций и действия против советских каботажных перевозок у побережья Кавказа.

Первые выходы к кавказским бере­гам были предприняты в начале авгус­та. Для командования ЧФ это стало полной неожиданностью. Возможность появления катеров противника в рай­оне южнее широты Туапсе казалась не­вероятной. И тем не менее, первый па­роход — военный транспорт «Севасто­поль» (1339 брт) — был потоплен имен­но здесь. Его торпедировал S-102 ка­питан-лейтенанта Тёнигеса в ночь на 10 августа. Судно, направлявшееся из Туапсе в Поти, перевозило раненых и беженцев. 924 человека погибли. Тор­педные катера с советского судна не были обнаружены, и атака «Севасто­поля» долгое время приписывалась подводной лодке.

Следующее нападение «шнелльботов» состоялось 31 августа. S-28 (ка­питан-лейтенант Кюнцель) и S-102 об­наружили и потопили близ Новорос­сийска транспорт «Ян Томп» (1988 брт).

В начале сентября флотилия была перенацелена на срыв эвакуации сил Керченской военно-морской базы, с конца августа отрезанных на Таман­ском полуострове. По германским дан­ным, в результате трех нападений на стоянки и конвои в районе села Бла­говещенское (северо-западнее Анапы) в ночи на 2, 3 и 5 сентября было по­топлено в общей сложности 22 плав­средства. Прокомментировать эти до­несения крайне трудно. Доподлинно известно, что погибли буксир «Проле­тарий» и один катер-тральщик. Осталь­ные потерянные единицы относились к классу сейнеров, и проследить их судьбу невозможно, поскольку из-за плохого учета большинство погибших судов малого водоизмещения значат­ся пропавшими без вести, а по неко­торым в архивах просто нет данных. Во время атаки 5 сентября одна из выпу­щенных катером S-72 торпед начала описывать циркуляцию и угодила в S-27, мгновенно отправив его на дно. Это стоило жизни 12 немецким морякам.

На этом интенсивное боевое ис­пользование «шнелльботов» прекрати­лось. S-28, S-72 и S-102 направились в Констанцу для проведения планово­го ремонта. После их ухода в Киик-Атламе в боеспособном состоянии оста­вались лишь S-26 (прошел ремонт в августе) и только что переведенный на Черное море S-49. Совершив ряд вы­ходов в конце сентября, командиры этих «шнелльботов» записали на свой счет потопление трех судов суммар­ным тоннажем в 5000 брт, которые на поверку оказались... скалами у Гелен­джика и остовом погибшего еще в 1941 году парохода «Дон».

К середине следующего месяца во флотилию возвратились S-28 и S-102. Но эффективность действий немецких катеров у кавказского побережья рез­ко снизилась. Во многом это стало ре­зультатом специальных мер по борьбе со «шнелльботами»: организации ноч­ных дозоров, противокатерных берего­вых малокалиберных батарей и еже­дневной вечерней воздушной разведки. Перестрелки, возникавшие между не­мецкими и советскими катерами, во всех случаях завершались уклонением немецкой стороны от боя.

Опасным для кораблей Черномор­ского флота оказался рейд в ночь на 23 октября. Четыре катера атаковали отряд в составе легкого крейсера «Красный Кавказ», лидера «Харьков» и эсминца «Беспощадный» как раз в тот момент, когда корабли швартовались на слабозащищенном рейде Ту­апсе. К счастью, пять торпед взорва­лось при ударе о волнолом, а три — у берега на внутреннем рейде. Если бы они попали в цель, то это могло обер­нуться трагедией: на борту кораблей в тот момент находилось 3180 бойцов и командиров 9-й гвардейской стрелко­вой бригады со всем имуществом.

К концу 1942 года силы 1-й флоти­лии возросли. 6 декабря была введе­на в строй плавбаза «Романия», кото­рую еще весной немцы приобрели у румын. Катера имели следующую дис­локацию: S-28, S-51, S-72, S-102 —в Киик-Атламе; S-26 и S-49 — в Констан­це на ремонте; S-40, а также вновь прибывшие S-47 и S-52 — в Констанце на хранении в качестве резерва.

С февраля 1943 года главной зада­чей 1-й флотилии стало нарушение снабжения плацдарма на «Малой зем­ле». Поскольку перевозки туда осущест­влялись исключительно малотоннажны­ми судами, список жертв «шнелльботов» стал стремительно пополняться буксирами, шхунами и сейнерами. В ночь на 18 февраля пять торпедных ка­теров атаковали в районе Геленджика плавбазу «Львов», но промахнулись. Зато ночью 27 февраля им удалось по­топить у Мысхако тральщик Т-403 и буксир «Миус». Еще одна торпеда по­пала в корму канонерской лодке «Крас­ная Грузия», которая села на грунт и впоследствии была разрушена артил­лерией и авиацией.

13 марта катера S-26 и S-47 торпе­дировали у Туапсе танкер «Москва». Его отбуксировали в порт, однако начав­шийся на нем пожар не могли потушить в течение трех суток. Восстановить «Москву» удалось лишь после войны.

Торпедные атаки немцы сочетали с минными постановками. В последнюю ночь марта четыре катера выставили у Мысхако небольшое заграждение, на котором впоследствии погибли буксир «Симеиз» и несколько мелких плав­средств.

17 апреля германские войска при­ступили к операции «Нептун», целью которой была ликвидация советского плацдарма. 1-я флотилия получила за­дачу полностью блокировать «Малую землю» с моря. Расчет на выполнение ее силами пятью катеров (S-28, S-47, S-51, S-72 и S-102) был, по крайней мере, наивен. Удалось лишь первое нападение (в ночь на 18 апреля), ког­да в результате длительного боя с кон­воем, находившимся под защитой двух торпедных и трех сторожевых катеров, советским судам пришлось отступить, не разгрузившись. «Охотник» № 054 (По официальной версии, ошибочно считается по­дорвавшимся на мине. — Прим. авт.) получил попадание торпеды и затонул, еще два советских катера были серь­езно повреждены. После этого случая охранение конвоев увеличили до 10 — 15 «мошек» и торпедных катеров Г-5. Боевые столкновения происходили каждую ночь вплоть до 25 апреля, но сорвать доставку подкреплений не­мцам больше не удавалось. Потерпе­ло фиаско и германское наземное на­ступление. Отмена операции «Нептун», по всей видимости, не сильно огорчи­ла немецких катерников, так как в ре­зультате интенсивного использования и боевых повреждений S-28, S-47 и S-102 пришлось отправить в ремонт. На смену им прибыли только S-26 и S-49. В мае — июне активность флотилии снизилась. Как правило, отряды кате­ров заблаговременно обнаруживались воздушной разведкой. Среди множес­тва бесплодных выходов стоит выде­лить лишь случайную атаку трех кате­ров на лидер «Харьков» и эсминец «Бойкий» во время обстрела ими Ана­пы 14 мая, а также нападение на Сочи в ночь на 20-е число того же месяца. В последнем случае S-49 и S-72 потопи­ли буксир «Перванш», баржу и повре­дили мол порта. Утром оба катера под­верглись атакам штурмовиков, и хотя они сумели сбить три самолета, полу­чили серьезные повреждения. К нача­лу июня в Киик-Атламе находились всего три исправных «шнелльбота» (S-26, S-51, S-52), которым за весь по­следовавший месяц так и не удалось добиться каких-либо результатов.

С середины лета боевая служба тор­педных катеров вновь активизируется. К этому времени состав флотилии по­полнился за счет переброшенных по Дунаю S-42, S-45, S-46 и отремонти­рованных единиц. Наконец-то удалось организовать и устойчивое взаимодей­ствие с разведывательной авиацией. В ночь на 6 июля в районе Геленджика четырьмя «шнелльботами» была потоплена шхуна «Рица» и поврежден СКА. 8 августа в актив флотилии записыва­ются уничтожение буксира «Петраш» и повреждение бронекатера. В период с августа — по начало октября произош­ло также пять крупных боев с совет­скими катерами. В них советская сто­рона потеряла один катер потопленным и три поврежденными.

Немцы тоже несли потери. 8 июля погиб S-102, подорвавшийся на совет­ской мине в южной части Керченского пролива. В тот же день S-40 столкнул­ся с тральщиком и вновь отправился недлительный ремонт. 11 сентября ис­требители «Киттихаук» 30-го разведы­вательного полка атаковали катер S-46.  Взрыв торпеды отправил «шнелльбот» на дно.

Последний раз немецкие катера за­явили о себе в ночь на 28 сентября. К тому времени германский фронт под Новороссийском рухнул, и части вер­махта поспешно покидали Таманский полуостров. В результате внезапной торпедной атаки открытого рейда Ана­пы затонули два советских катера-тральщика, а еще два получили по­вреждения.

Относительно результативным мож­но считать боевое столкновение трех «шнелльботов» с лидером «Харьков», эсминцами «Способный» и «Беспощад­ный», происшедшее в ночь на 6 октяб­ря. Своей атакой «москиты» фактичес­ки сорвали планировавшийся обстрел Феодосии и Ялты. Утром «Харьков» и оба эсминца стали жертвами пилотов люфтваффе.

На 1 ноября 1943 года флотилия располагала в Киик-Атламе семью ис­правными (S-26, S-28, S-42, S-45, S-47,  S-51 и S-72) и двумя неисправны­ми (S-49 и S-52) катерами. S-40 про­ходил ремонт в Линце (Необходимо отметить, что кроме собственно «шнелльботов» немцы на Черном море распола­гали торпедными катерами и другого типа. Дело в том, что в мае 1943 года в состав кригсмарине было передано семь катеров (MAS-566 — MAS-570, MAS-574, MAS-575) из состава расформиро­ванной 4-й флотилии MAS итальянского ВМФ. В германском флоте они получили тактические но­мера с S-501 по S-507. На их базе первоначально была развернута 11 -я флотилия ТКА (капитан-лей­тенант Мейер). привлекавшаяся к охранению кон­воев между портами Крыма и Анапой. В течение года один катер (S-505) был потерян, а три (S-501, S-506 и S-507) получили тяжелые поврежде­ния и были исключены из состава флота. В октяб­ре 11-ю флотилию расформировали. Приводимые в зарубежной литературе данные о судьбе трех оставшихся катеров противоречивы. По одним све­дениям, их передали румынам, по другим — в кон­це 1944 года разоружили). С сентября ко­мандиром флотилии стал ранее коман­довавший S-27 корветтен-капитан Гер­ман Бюхтинг. Прежний «шеф» Кристиансен за боевые успехи получил «ду­бовые листья» к Рыцарскому кресту и отбыл на штабную работу.

Последним боевым эпизодом в де­ятельности германских торпедных ка­теров в 1943 году стало участие в бло­каде Эльтигенского плацдарма в нояб­ре — декабре. Пятерка катеров совер­шила 17 групповых походов. «Шнелльботам», взаимодействовавшим с мо­торными тральщиками и быстроходны­ми десантными баржами, удалось с се­редины ноября блокировать советский десант, что спустя две недели приве­ло к его гибели. Немцы заплатили за это лишь повреждением катера S-49, атакованного нашей авиацией.

Но это была только прелюдия. 7 марта 1944 года немцы испытали на себе всю силу ударов 11-й штурмовой авиадивизии ВВС ЧФ. Командование Черноморского флота поставило перед летчиками задачу полностью уничто­жить «осиное гнездо» врага. Налеты на Киик-Атламу осуществлялись почти каждый день. Особенно крупный имел место 11 марта, когда из восьми нахо­дившихся там катеров (S-26, S-28, S-40, S-42, S-45, S-47, S-49 и S-51) по­вреждения получили шесть, в том чис­ле два (S-28 и S-49) тяжелые.

Германское командование отдало приказ о перебазировании флотилии в Сулину. Действуя из новой базы, ка­тера прикрывали эвакуацию из Одес­сы (до 9 апреля), а затем перевозки в Севастополь. В это время в состав под­разделения влились последние попол­нения — «шнелльботы» S-131, S-148 и S-149 (В августе 1944 года на Черное море переводи­лись четыре ТКА (S-86, S-89, S-92 и S-98), про­данные Румынии. На момент капитуляции страны два первых катера находились в Линце. Вскоре из Берлина поступил приказ об их возвращении в Се­верное море. Однако вернулись лишь три: S-86 временно входил в состав немецкой Дунайской флотилии (подорвался на мине). Одновременно на Черное море проводилась переброска 22-й флотилии ТКА (капитан-лейтенант Хюзиг) — на ее вооружении имелись шесть катеров типа KS. Уже в процессе транспортировки по железной дороге флотилию перенаправили в Адриатическое море. После ввода в строй все катера передали хорват­ским ВМС, а флотилию расформировали).

В апреле — начале мая немецкие ка­терники осуществляли охранения этой важной коммуникации и имели ряд бо­евых столкновений с советскими ТКА, пытавшимися торпедировать суда. 12 мая от ударов авиации была потеряна плавучая база «Романия», которая с конца 1943 года использовалась и как минный заградитель.

После оставления Севастополя все боеспособные катера сосредоточили в Сулине и Констанце. Точку в существо­вании флотилии поставило новое со­ветское наступление, начавшееся 20 августа. В этот же день ВВС Черномор­ского флота предприняли крупномас­штабную операцию по ликвидации ос­татков германо-румынских военно-морских сил. 62 пикирующих бомбар­дировщика Пе-2 13-й авиадивизии на­несли сильнейший удар по Констанце, отправив на дно S-42, S-52, S-131 и S-149. Еще два катера - S-28 и S-49 -были повреждены настолько сильно, что спустя пять дней их как непригод­ных к восстановлению затопили. Раз­грому подверглась и сулинская груп­па — после атаки штурмовиков 23-го авиаполка она потеряла S-26 и S-40. Катер S-72 отбуксировали в Констан­цу, но лишь для того, чтобы там его затопить. 22 августа погиб на мине в устье Дуная S-148. Три последних ка­тера флотилии (S-45, S-47 и S-51) ушли в Варну. Поскольку у немецкого командования были все основания предполагать, что русские не станут считаться с нейтралитетом Болгарии, команды «шнелльботов» получили при­каз затопить свои корабли. 29-го чис­ла указание было выполнено.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЙСТВИЙ ГЕРМАНСКИХ КАТЕРОВ НА ЧЕРНОМОРСКОМ ТВД

Класс

Название

Тоннаж,

Дата

Судьба

Район атаки

Атаковавший катер

 

 

брт

 

 

 

 

ТР

«Белосток»

2048

19.6.1942

+

м.Фиолент

S-102

СКА

№0112

3.7.1942

+

м.Ай-Тодор

S-28,S-40,S-42,S-102

СКА

№0124

3.7.1942

+

м.Ай-Тодор

S-28, S-40, S-42, S-102

ТР

«Севастополь»

1339

10.8.1942

+

Лазаревское

S-102

ТР

«Ян Томп»

1988

31.8.1941

+

Сочи

S-28, S-102

Буксир

«Пролетарий»

2.9.1942

+

Благовещенское

Катера 1-й флотилии

КАТЩ

2.9.1942

+

Благовещенское

Катера 1-й флотилии

ТЩ

Т-403

28.2.1943

+

Мысхако

Катера 1-й флотилии

КЛ

«Красная

 

 

 

 

 

 

Грузия»*

28.2.1943

=

Мысхако

Катера 1-й флотилии

Буксир

«Миус»

28.2.1943

+

Мысхако

Катера 1-й флотилии

ТН

«Москва»

6086

13.3.1943

=

Лазаревское

S-26, S-47

СКА

№054

18.4.1943

+

Мысхако

Катера 1-й флотилии

Шхуна

«Ильич»

4.5.1943

+

Мысхако

Катера 1-й флотилии

Буксир

«Перваиш»

20.5.1943

+

Сочи

S-49, S-72

Баржа

№75

20.5.1943

+

Сочи

S-49, S-72

Шхуна

«Рица»

7.7.1943

+

Геленджик

Катера 1-й флотилии

Буксир

«Петраш»

8.8.1943

+

Геленджик

Катера 1-й флотилии

ТКА

№95

11.8.1943

+

м.Дооб

Катера 1-й флотилии

КАТЩ

«Норд-Вест»

28.9.1943

+

Анапа

Катера 1-й флотилии

КАТЩ

№155

28.9.1943

+

Анапа

Катера 1-й флотилии

ТКА

№101

4.11.1943

+

Эльтиген

Катера 1-й флотилии

Примечания:

+ — потоплен;

= — поврежден.

* — торпедирована, села на грунт, разрушена артиллерией и авиацией.

КАТЩ — катер-тральщик; КЛ — канонерская лодка; СКА — сторожевой катер; ТКА — торпедный катер; ТН — танкер; ТР — транспорт.