Итог боевой деятельности торпедных катеров

 

К началу Второй мировой войны в со­ставе кригсмарине имелось всего 17 тор­педных катеров. До декабря 1939 года в строй вошли еще четыре; за 1940, 1941, 1942 и 1943 годы было построено соответ­ственно 20, 30, 36 и 38 «шнелльботов». На 1944 год приходится пик их производства — 65 единиц; еще 14 немцы успели изгото­вить за четыре месяца 1945-го. Таким об­разом, общая численность построенных в Германии больших торпедных катеров со­ставляет 220 единиц (не считая малых типа KM, LS и поставленных на экспорт).

Потери «шнелльботов» вплоть до 1944 года значительно отставали от их произ­водства. В 1939 году не погибло ни одного катера (лишь S-17 был списан из-за штор­мовых повреждений); в 1940, 1941 и 1942 годах их убыль составила всего лишь че­тыре, три и пять единиц соответственно. Хотя в дальнейшем число погибших «шнелльботов» резко увеличилось (19 в 1943-м и 58 в 1944-м), общая их числен­ность в составе ВМС по-прежнему росла. Так, если в декабре 1941 года кригсмари­не располагали 57 катерами, то в декабре 1942-го их было 83, в декабре 1943-го — 96 и в декабре 1944-го — 117.

Всего за годы войны погибло 112 «шнелльботов». 46 из них были потоплены авиацией, 30 уничтожены кораблями союз­ников, 18 подорвались на минах; осталь­ные погибли по другим причинам. Кроме того, численность торпедных катеров уменьшилась за счет продажи «шнелльбо­тов» Испании (6 единиц) и их переобору­дования в суда других классов (10 единиц).

Наиболее эффективно «москиты» ис­пользовались в боях в Ла-Манше. Наиме­нее эффективно — в Северной Норвегии, где немецкие торпедные катера базирова­лись с ноября 1941 года по июнь 1943-го, но не добились никаких результатов (и даже ни разу не участвовали в бою!).

Из 21,5 млн т союзного (без СССР) тон­нажа, уничтоженного в годы Второй миро­вой войны, германскими вооруженными силами было потоплено более 18 млн. Из них почти 13,5 млн приходится на подвод­ные лодки, 2,3 млн т — на люфтваффе, 1,15 — на минное оружие. Боевые корабли кригсмарине занесли на свой счет пример­но 1,4 млн т, причем абсолютное лидерст­во здесь принадлежит вспомогательным крейсерам — 129 уничтоженных судов (814 954 брт). Торпедные катера пустили ко дну 109 транспортов (232 809 брт), а также 11 эсминцев, 22 траулера, подводную лодку, 12 десантных кораблей и ряд судов других классов, что по результативности позволя­ет поставить их среди надводных кораб­лей на второе место.

В то же время на долю «шнелльботов» приходится не более 1,3% потопленного немцами тоннажа. На этом фоне успехи германских «москитов» не слишком вели­ки. По подсчетам британского военно-мор­ского историка С. Росскила, с начала вой­ны до середины ноября 1942 года в со­ставе прибрежных конвоев у восточного по­бережья прошло 63 350 судов, из которых лишь 157 стали жертвами немцев. За этот же период в Ла-Манше и у восточного по­бережья катера потопили 63 судна, то есть 0,1% от числа прошедших. Получается, что, хотя катера доставляли много беспокойст­ва своему противнику, истинные потери от их действий оказались не слишком вели­ки. «Шнелльботы» могли нарушать комму­никации, но не прерывать их.