Норвегия

 

По структуре и доктрине ВМС Норвегии были аналогичны флоту Швеции. Главной их задачей считалась защита побе­режья; в кораблестроительных программах приоритет отдавал­ся броненосцам береговой обороны и миноносцам. В январе 1913 года норвежское правительство заказало в Англии два новых броненосца «Нидарос» и «Бьоргвин» (4900 т, 4500 л.с. = 15 уз., 2 - 240 мм, 4 - 152 мм, 6 - 100 мм, 2 ТА), однако с началом Первой мировой войны они были реквизированы и вошли в состав британского флота под названиями «Горгон» и «Глэттон». Также не удалось получить и строившуюся в Гермаии подводную лодку А-5, вошедшую в строй кайзеровского флота под индексом UA.

Несмотря на свою немногочисленность, норвежский флот обладал неплохой боеспособностью благодаря высокому уров­ню боевой подготовки и отличному техническому состоянию кораблей. Важным резервом ВМС был и торговый флот — в то время по тоннажу он занимал четвертое место в мире (после Англии, Германии и США).

В годы Первой мировой войны Норвегия соблюдала нейтралитет, хотя ее симпатии были на стороне Антанты.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Норге» — 2 ед.

22.jpg

 

«Норге» (Norge)               Арм 1899/31.1.1900/1900 - погиб 9.4.1940

«Эйдсволд» (Eidsvold)     Арм 1899/14.6.1900/1901 - погиб 9.4.1940

3645/4165 т, 94,57x15,4x5,4 м. ПМ - 2, 6 ПК, 4500 л.с.=16,5 уз. 440 т уг. Броня: пояс 152 мм, палуба до 50 мм, башни 152 мм, казематы 120 мм. Эк. 266 чел. 2 — 210 мм/44, 6—150 мм/ 46, 8-76 мм, 6 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Скромные по боевым характеристикам, эти корабли к началу Первой мировой войны оставались самыми круп­ными и мощными в норвежском флоте. «Норге» на испы­таниях развил мощность 5200 л.с. и скорость 16,9 уз. Оба корабля прослужили около 40 лет и были потоплены гер­манскими эсминцами у Нарвика в апреле 1940 года.

 

Броненосцы береговой обороны типа «Харальд Хаарфагре» — 2 ед.

23.jpg

 

«Харальд Хаарфагре» (Harald Haarfagre) Арм 1896/4.1.1897/1898-слом. 1947

«Торденскьёлд» (Tordenskjold)                Арм 1896/18.3.1897/1898 - слом. 1948

3380/3850 т, 92,66x14,8x5,4 м. ПМ-2, 3 ПК, 4000 л.с.= 16,9 уз. 500 т уг. Броня: пояс 178 — 100 мм, палуба до 50 мм, баш­ни 203- 127 мм, рубка 152 мм. Эк. 245 чел. 2-210 мм/44, 6-120 мм/44, 6 - 76 мм, 1 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Близки к кораблям типа «Норге», но несли гарвеевскую бро­ню вместо крупповской. Оказались долгожителями: в 1940 году захвачены немцами и переоборудованы в зенитные плавбатареи «Тетис» и «Нимфе». Сданы на слом вскоре после оконча­ния Второй мировой войны.

 

Эсминцы типа «Драуг» — 3 ед.

24.jpg

 

«Драуг» (18.3.1908), «Тролль» (7.7.1910), «Гарм» (27.5.1913).

578 т, 69,2x7,3x2,9 м. ПМ - 2, 4 ПК, 8000 л.с.=26,5 уз. 105 т уг. Эк. 76 чел. 6 — 76 мм, 3 ТА 450 мм.

Построены на государственной верфи в Хортене и к началу Первой мировой войны являлись единственными современ­ными боевыми кораблями отечественной постройки. «Гарм» несколько отличался от своих предшественников: он был ос­нащен турбинами вместо паровых машин, имел водоизмеще­ние 597 т и на испытаниях развил скорость 27,4 уз. «Драуг» и «Тролль» сданы на слом в 1940-е годы, «Гарм» погиб 26.4.1940 во время германского вторжения в Норвегию.

 

Эсминец «Валькириен» — 1 ед.

25.jpg

 

375/415 т, 57,98x7,4x2,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3300 л.с.=23 уз. 88 т уг. Эк. 59 чел. 2-76 мм, 4-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Построен в 1896 году фирмой «Шихау» (Германия) на день­ги, собранные женской патриотической организацией. Офи­циально именовался дивизионным миноносцем, конструктив­но был очень похож на строившиеся для Австро-Венгрии мин­ные крейсера. К началу Первой мировой войны считался уста­ревшим и тихоходным. Списан в 1922 году.

 

Миноносцы типа «Теист» — 3 ед.

26.jpg

 

«Теист» (14.12.1906), «Скарв» (18.2.1907), «Кьелл» (12.3.1912).

92/108 т, 41,1x4,7x2,3 м. ПМ-1, 2 ПК, 1700 л.с.=25 уз. 15,4т уг. Эк. 21 чел. 2-47 мм, 3 ТА 450 мм.

Малые миноносцы, строились на верфи в Хортене. «Кьелл» отличался от предшественников вооружением (1—76 мм вмес­то 2 — 47 мм) и водоизмещением (125 т). «Теист» затоплен 14.4.1940, «Скарв» и «Кьелл» сданы на слом соответственно в 1940 и 1945 годах.

В 1917 году в Норвегии началось строительство трех более совершенных миноносцев типа «Снёгг» (250 т, 25 уз., 2 — 76 мм и 4 ТА), но все они вошли в строй уже после окончания Первой мировой войны.

 

Миноносцы типа «Хвал» — 10 ед.

27.jpg

 

«Хвал», «Дельфин», «Хай», «Тродс», «Сторм», «Бранд», «Лаке», «Сэл», «Скрей», «Силд».

90/102- 107т, 39,9x4,5x2,1 м. ПМ- 1, 2 ПК, 1100 л.с.=21 уз. 17 т уг. Эк. 23 чел. 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Первые три корабля построены в 1895 — 1896 годах в Гер­мании (завод «Шихау»), остальные — в 1898 — 1901 годах в Норвегии (верфь в Хортене). Немецкие миноносцы и «Тродс» списаны в 1920— 1931 годах; остальные дожили до Второй мировой войны. «Сторм», «Силд», «Сэл» и «Скрей» погибли в 1940-м, «Бранд» и «Лаке» находились в строю до 1945 года.

 

Миноносцы типа «Блинк» — 15 ед.

28.jpg

 

1-я серия: «Блинк», «Люн», «Глимт», «Дьерв», «Дристиг», «Квик», «Хвас», «Кьек», «Хаук», «Фальк» (1896 — 1902 гг.); 2-я серия: «Эрн», «Равн», «Гриб», «Йо», «Лом» (1904 — 1906 гг.).

65-68/75 т, 34,9-36 х4,5х1,6 м. ПМ-1, 2 ПК, 650-750 л.с.=19 — 20 уз. (1-я серия) или 850 л.с.=22,5 уз. (2-я серия). 11 - 13 т уг. Эк. 13 чел. 2-37 мм, 2 ТА 450 мм.

Увеличенный вариант миноносца «Варг». Строились в Норвегии на верфях в Хортене, Тронхейме и Фредрикстаде. Об­ладали плохой мореходностью и незначительной дальностью плавания, но служили в боевом составе флота очень долго. Все, кроме списанного в 1920 году «Глимта», дожили до Вто­рой мировой войны. «Дьерв», «Дристиг», «Равн», «Гриб» и «Йо» погибли в 1940 году, остальные списаны в 1945-м.

 

Миноносцы типа «Варг» — 2 ед.

 

«Варг», «Ракет».

45/64 т, 34x3,75x1,6 м. ПМ-1, 2 ПК, 650 л.с. = 19 уз. 11 туг. Эк. 12 чел. 1 - 37 мм, 2 ТА 356 мм.

Построены в Хортене в 1894 году. Для своего времени были признаны удачными и выбраны в качестве прототипа для строительства крупной серии миноносцев типа «Блинк», однако к началу Первой мировой войны устарели. Списаны в 1920 году.

 

Малые миноносцы и миноноски — 10 ед.

 

В годы Первой мировой войны в состав ВМС Норвегии все еще входили все старые миноносные суда первого поколения: «Снар», «Орм», «Отер» (1887- 1888 гг., 45 т, 19 уз.), «Од», «Спрингер», «Раек», «Пил» (1882- 1886гг., 40т, 18 уз.), «Уль-вен» (1878 г., 16 т, 10 уз.) и «Pan» (1873 г., 15 т, 14 уз.).

Все они (кроме двух последних) были вооружены одной 37-мм пушкой и двумя ТА. Кроме того, имелся один более новый миноносец 3-го класса «Мюг» (1900 г., 27 т, 17,5 уз., 1 —37 мм, 1 ТА 356 мм). Боевая ценность всех этих судов была нич­тожной, и их исключили из списков флота сразу же после окон­чания Первой мировой войны.

 

Подводные лодки типа А-2 — 3 ед.

29.jpg

 

А-2 —А-4.

268/355 т, 46,5x4,8x2,7 м. Диз - 2, 2 ЭД, 700/380 л.с. = 14,5/9 уз. Эк. 17 чел. 3 ТА 450 мм.

Построены на верфи «Германиа» в Киле в 1913 — 1914 го­дах. Всего Норвегией заказаны 4 единицы, но последняя, А-5, после начала войны была реквизирована немцами. Удачный для своего времени проект. Два ТА располагались в носу, один — в корме; общий запас торпед —5 шт. Все три лодки находились в боевом строю до 1940 года.

 

Подводная лодка А-1 — 1 ед.

 

206/259 т, 39,3x3,7x3 м. Диз -2,2 ЭД, 440/250 л.с. = 11,9/8,9 уз. Эк. 14 чел. 3 ТА 450 мм.

Построена на верфи «Германиа» в Киле в 1909 году; до 1913 года называлась «Коббен». Проект разработан на базе немец­кой субмарины U-1. Дальность плавания в надводном положе­нии — 1450 миль (со скоростью 9 уз.), в подводном — 45 миль (6,5 уз.). Служила в боевом строю до 1933 года.

 

Минный заградитель «Фрейя» — 1 ед.

30.jpg

 

755/870 т, 75,3x8,2x2,8 м. ПМ - 2, 7000 л.с.=21,8 уз. 165 т уг. Эк. 78 чел. 4-102 мм, 2 ТА 450 мм, 180 мин.

Оригинальный корабль, построенный на верфи в Хортене в 1914— 1917 годах (спущен на воду 20.6.1916). Отличался вы­сокой скоростью хода и необычным вооружением, включа­вшим в себя спаренный ТА, расположенный в диаметральной плоскости. Достоверные данные о составе энергетической установки отсутствуют. «Фрейя» погибла в апреле 1940 года во время германского вторжения в Норвегию.

 

Минные заградители типа «Гломмен» — 2 ед.

 

«Гломмен», «Лауген».

335/351 т, 42x8,5x2,1 м. 340 л.с.=9,9 уз. 21 туг. Эк. 35 чел. 2-76 мм, 50 мин.

Построены в 1917— 1918 годах на заводе «Акерс» в Осло. «Гломмен» затонул в 1944 году, «Лауген» списан в 1950-м.

 

Канонерская лодка «Фритьоф» — 1 ед.

31.jpg

 

1360/1427 т, 68,17x9,98x4 м. ПМ - 2, 6 ПК, 2800 л.с.= 15 уз. 160 т уг. Броня: палуба 30 мм. Эк. 154 мм. 2—120 мм, 4 — 76 мм, 4—37 мм, 1 ТА 450 мм.

Построена в Хортене в 1894— 1896 годах. Официально классифицировалась как бронепалубный крейсер, а с 1908 года — учебный корабль. Исключена из списков флота в 1928 году.

 

Канонерская лодка «Викинг» — 1 ед.

32.jpg

 

1123 т, 63,48x9,3x3,66 м. ПМ - 2, 4 ПК, 2000 л.с. = 15 уз. 140 т уг. Броня: палуба 35 мм. Эк. 125 чел. 1 — 150 мм, 1 — 120 мм, 4-76 мм, 6-47 мм, 1 ТА 356 мм.

Построена в Хортене в 1890— 1892 годах, модернизирова­на и перевооружена в 1903 году. Официально числилась бро­непалубным крейсером. К началу Первой мировой войны устарела; в 1920 году исключена из боевого состава флота и переоборудована в госпитальное судно.

 

Мониторы — 2 ед.

 

Из четырех норвежских мониторов постройки 1866— 1872 годов до Первой мировой войны дожили два: «Тор» (1872 г., 2035 т) и «Трудванг» (1869 г., 1539 т). После модернизации и перевооружения в 1895— 1897 годах оба имели на вооруже­нии по два 120-мм, 65-мм и 37-мм орудия каждый; скорость кораблей не превышала 8 уз. Боевой ценности не представля­ли, в 1918 году проданы на слом.

 

Канонерская лодка «Слейпнер» — 1 ед.

33.jpg

 

571 т, 53,26x8x3,Зм. 650 л.с.= 12 уз. 81 туг. 1 - 150мм, 2-76 мм, 2 — 65 мм, 2 — 37 мм.

Построена в Хортене в 1877— 1878 годах, позже неодно­кратно модернизировалась. К Первой мировой войне оконча­тельно устарела, в 1919 году списана.

 

Канонерская лодка «Эгир» — 1 ед.

34.jpg

 

383/413т, 33,22x2,3 м. 350 л.с.= 9 уз. 25туг. Броня: палуба до 37 мм. 1 — 210 мм/35, 1 — 65 мм, 2 — 47 мм.

Канонерская лодка береговой обороны. Построена в Хор­тене, спущена на воду 1.7.1893. Сдана на слом в 1932 году.

 

Канонерские лодки типа «Вале» — 7 ед.

35.jpg

 

«Вале», «Уллер», «Нор», «Браге», «Видар», «Гор», «Тур».

230 - 290 т, 28 - 32x8,5x2,2 м. ПМ - 2, 200 - 420 л.с.=8 - 10,5 уз. 22 т уг. Эк. 38 — 44 чел. 1 — 120 мм, 1—47 мм, 2 — 37 мм, 50 — 55 мин.

Старые канонерские лодки береговой обороны, построены в Хортене в 1874 — 1887 годах. Первоначально несли по одно­му 260-мм орудию. В начале 1900-х годов перевооружены ско­рострельной артиллерией, в 1911 — 1914 годах оснащены рель­сами для приема 50 — 55 мин. Все дожили до Второй мировой войны; «Уллер» погиб 30.4.1940, остальные сданы на слом толь­ко в 1945- 1949 годах.

 

Канонерские лодки типа «Оркла» — 2 ед.

 

«Оркла», «Раума».

270 т, 38x7x1,7 м. 360 л.с.=10 уз. 2- 120 мм.

Построены в Норвегии в 1917— 1918 годах, в 1923 году проданы частной компании.