Болгария

 

В начале XX века Болгария считалась главным союзником России на Балканах. Благодаря покровительству России у бол­гар не было необходимости содержать многочисленный флот, и все обсуждавшиеся кораблестроительные программы оста­вались на бумаге. Ситуация резко изменилась в 1913 году.

Поражение во Второй Балканской войне сблизило болгарско­го царя Фердинанда I со странами Тройственного союза. 14.10.1915 Болгария вступила в мировую войну на стороне Германии и Австро-Венгрии. Правда, участие ее флота в бое­вых действиях на море было очень ограниченным.

 

Торпедная канонерская лодка «Надежда» — 1 ед.

113.jpg

 

717т, 67x9,4x3,1 м. ПМ - 2, 3100 л.с.= 18 уз. 102 т уг. Эк. 97 чел. 2 - 100 мм, 2 — 65 мм, 2 — 47 мм, 2 ТА 380 мм.

Построена по заказу Болгарии во Франции в 1897—1898 годах. Проект разработан на базе французского авизо «Касабланка»; в Болгарии корабль офи­циально числился крейсером. В начале Первой мировой войны 100-мм орудия были сняты, и корабль служил брандвах­тенным судном в Варне. 6.12.1917 меж­ду Болгарией и Россией было заключе­но перемирие; 16.9.1918 «Надежда» убы­ла в Севастополь для ремонта. Назад она уже не вернулась. В 1930-е годы забро­шенный «крейсер» разобрали на металл.

 

Миноносцы типа «Дерзки» — 6 ед.

114.jpg

 

"Дерзки», «Смели», «Храбри», «Строги», «Летящи», «Шумни».

97,5 т, 38x4,04x2,4 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1950 л.с.=26 уз. 11 т уг. Эк. 30 чел. 2-47 мм, ЭТА 450 мм.

Построены во Франции на верфи «Шнейдер» в 1907—1908 годах, пред­ставляли собой типовой проект «38-мет­рового» миноносца. Во время Первой Балканской войны «Дерзки» 20.11.1912 торпедировал турецкий крейсер «Гами-дие» и нанес ему серьезные поврежде­ния. В годы Первой мировой войны эти миноносцы использовались в системе обороны побережья. «Шумни» погиб 11.9.1916 в результате подрыва на рус­ской мине в районе Варны. «Летящи» разбился на камнях 28.11.1918. Осталь­ные дожили до Второй мировой войны, а «Дерзки» сохраняется по сей день в качестве музея в Варне.

 

Подводная лодка «Подводник №18» — 1 ед.

115.jpg

 

128/142 т, 28,1x3,15x3,03 м. Диз-1,  1  ЭД, 60/120 л.с.= 6,7/6 уз. Эк. 14 чел. 2 ТА 450 мм.

Бывшая германская UB-8, официально передана Болгарии 25.5.1916. Использовалась для обороны побережья, в февра­ле 1919 года перешла под контроль Франции и вскоре была сдана на слом.

 

Минный заградитель «Камчия» — 1 ед.

116.jpg

 

105т, 36,18x4,8x2,43м. ПМ - 1. 2 ПК, 250 л.с.= 11 уз. 8,5 т уг. 12 мин.

Бывшая французская яхта «Де Ромас», построена в Англии в 1883 году и куплена Болгарией в 1906-м. В 1911 году пере­оборудована в малый минный заградитель. Позже превраще­на в гидрографическое судно. Сдана на слом в 1952 году.

 

Катера и малые суда

 

В годы Первой мировой войны в составе ВМС Болгарии числились миноноски «Васил Левски» и «Христо Ботев» (быв­шие русские «Бычок» и «Черепаха», 1877 г., 20 т) и бывшие немецкие катерные тральщики «Кондуктор Докузанов», «Ка­питан-лейтенант Минков», «Миньор» (по 15 т) и «Калацер-ка», а также 18-тонные «Несебр» и «Емона». Кроме того, в системе обороны базы Варна использовались три 17-тон­ные плавучие торпедные батареи. Они были построены в 1907 году во Франции и вооружались одним 450-мм ТА.