Необычный заказ

 

Вторая половина 1890-х годов озна­меновала собой резкую переориентацию морской политики России. У третьего по сило флота в мире, долгое время счи­тавшего своим наиболее вероятным про­тивником Англию, неожиданно появился новый, еще недавно не воспринима­вшийся всерьез оппонент — Япония. По­следняя, стремившаяся к господству на Дальнем Востоке, но под давлением Рос­сии лишившаяся плодов своей победы над Китаем в 1895 году, лихорадочно го­товилась к войне. За ее спиной стояла «владычица морей», которая была не прочь разыграть «японскую карту». На британских верфях для микадо один за другим закладывались новые крейсера и броненосцы, многочисленные мино­носцы-истребители и другие суда.

Ответ России не заставил себя ждать: в начале 1898 года, в придачу к внуши­тельной кораблестроительной програм­ме 1895 года, была принята дополнитель­ная программа «для нужд Дальнего Вос­тока». Она предусматривала постройку пяти эскадренных броненосцев, 16 крей­серов, двух минных заградителей, 36 ми­ноносцев и истребителей. В связи с за­груженностью отечественных верфей часть заказов предполагалось размес­тить за границей.

Узнав об этом, а также о том, что на усиление русского флота выделено 90 млн.руб. (огромная по тем временам сумма), на берега Невы срочно прибыл мистер Чарльз Крамп, глава известной американской судостроительной фирмы из Филадельфии «Вильям Крамп и сы­новья». Его предложения выглядели очень заманчиво. Еще бы: он обещал постро­ить «самые лучшие» в мире корабли, да притом в кратчайшие сроки. Крамп вы­ражал готовность заключить контракт на создание целой эскадры: двух броненос­цев, четырех крейсеров и 30 миноносцев! Однако, столкнувшись с достаточно жест­кими требованиями заказчика, он пошел на попятную. В результате удалось дого­вориться о строительстве лишь двух ко­раблей — броненосца и крейсера, буду­щих «Ретвизана» и «Варяга».

Примечательно, что как раз в то же вре­мя на объявленный Морским министерст­вом конкурс подали свои предложения не менее солидные кораблестроительные фирмы — немецкая «Крупп» и итальянская «Ансальдо». Но пока представленные про­екты по всем правилам рассматривались в Морском техническом комитете (МТК), контракт с Крампом был уже подписан! 11 апреля 1898 года ему официально пере­дали заказ на строительство броненосца в 12 000 т и крейсера в 6000 т на общую сумму в 6,5 млн. долларов. Что тут сыгра­ло главную роль — личное обаяние заоке­анского гостя, его щедрые посулы или взятки «борзыми щенками» — теперь вы­яснить уже невозможно. Но факт остается фактом: столь дорогостоящее соглашение заключалось в обход всех принятых пра­вил. Случай для Российского флота того времени весьма редкий.