Долгое возвращение в строй

 

Отсутствие в Порт-Артуре дока, способ­ного вмещать броненосцы, превращало ремонт «Ретвизана» в серьезную пробле­му. Морякам и корабельным инженерам пришлось импровизировать: уже на сле­дующий день после японской атаки к Щен­сновичу начали поступать предложения по заделке пробоины с помощью проволоч­ных шпангоутов, различных накладок и пластырей. На борту броненосца появился даже невесть откуда взявшийся англи­чанин с совершенно курьезным проек­том — он предлагал заполнить затоплен­ные помещения... пустыми бочками, которые-де заставят корабль всплыть. Увы, большинство высказанных идей не выдер­живало никакой критики. Единственно при­емлемым вариантом признали ремонт с помощью кессона — открытого сверху и плотно подогнанного к борту деревянного ящика, из которого затем откачивалась вода. Правда, параллельно с изготовле­нием кессона все же попытались заделать пробоину досками, опирающимися на за­крепленные изнутри проволочные шпан­гоуты. Несмотря на самоотверженный труд водолазов, из этой затеи ничего не вышло: при попытке осушить затопленные отсеки давление воды моментально разрушило хлипкую дощатую заплату.

Первыми предложили изготовить дере­вянный кессон корабельные инженеры Заборовский и Свирский, они же сделали необходимые расчеты и эскизы. Однако при проведении обмеров корпуса были допущены ошибки. В результате постро­енный в мастерских порта кессон не по­дошел к борту — в кормовой части оста­лись щели, которые пришлось затыкать мешками с отрубями. Хотя он все же был установлен и позволил снять «Ретвизан» с мели, капитально заделать пробоину с его помощью не представлялось возмож­ным из-за сильной течи. Кроме того, кес­сон был явно маловат и не охватывал всей площади поврежденного борта.

Но размышлять о том, что лучше — пе­ределывать старый кессон или заказывать новый, пришлось недолго. Утром 26 фев­раля на порт-артурскую гавань неожидан­но начали падать тяжелые снаряды: это японские броненосцы подошли к мысу Ляотешань и, оставаясь вне секторов об­стрела береговых батарей, с предельной дальности открыли перекидной огонь через горный массив. Стрельба велась по площадям, наугад и потому не могла быть слишком эффективной, но все же япон­цам повезло: из 154 12-дюймовых снаря­дов три угодили непосредственно в рус­ские корабли — крейсер «Аскольд», бро­неносцы «Севастополь» и «Ретвизан». Причем последний пострадал сильнее всех: около 11.00 один из снарядов разо­рвался рядом с его левым бортом, обдав осколками броненосец и стоявший рядом с ним пароход «Силач». Главная опасность заключалась в том, что взрыв сильно по­вредил кессон и перебил водоотливные шланги, в результате чего в торпедную пробоину вновь хлынула вода. Затопление внутренних отсеков шло столь стремитель­но, что Щенснович решил не искушать судьбу и приказал немедленно выбросить­ся носом на мель.

Тем более, что в этот момент «Ретви­зан» получил еще одно — теперь уже пря­мое — попадание: 305-мм снаряд ударил в броневую плиту правого борта в районе ватерлинии под кормовой башней. К счастью, броня выдержала взрыв, получив лишь незначительную вмятину. Но все рав­но положение броненосца было незавид­ным: нос корабля глубоко ушел в ил — так, что палуба бака оказалась вровень с уров­нем воды; корма же, наоборот, поднялась, и частично оголились гребные винты. В результате японской бомбардировки на эскадре было убито 7 и ранено 20 чело­век, причем наибольшие потери понес опять-таки «Ретвизан» — 5 убитых и 10 раненых.

Вместо поврежденного кессона при­шлось строить новый, более вместитель­ный. Теперь за эту работу взялся один из лучших корабельных инженеров того вре­мени — Н.Н.Кутейников, прибывший в Порт-Артур вместе с адмиралом Макаро­вым. Одновременно приступили к времен­ной заделке пробоины пластырем из тол­стых деревянных брусьев, скрепленных вертикальными стальными балками дву­таврового сечения, и парусиновой подуш­кой для его плотного прилегания к рва­ным краям. Большую помощь в этом ока­зали приехавшие из Ревеля опытные во­долазы. Правда, не обошлось без несчаст­ных случаев: одного из членов водолаз­ной команды засосало в щель, и спасти его не удалось. Это произошло во время посещения броненосца С.О.Макаровым, и ожидаемого от встречи с командующим подъема боевого духа у экипажа не про­изошло.

Безнаказанность, с какой неприятель вел обстрел гавани из-за Ляотешаньских гор, заставила адмирала Макарова при­нять срочные меры. Во-первых, на месте маневрирования японской эскадры вы­ставили минное заграждение. Во-вторых, на Ляотешане оборудовали артиллерий­скую батарею и корректировочный пост для обеспечения ответной стрельбы с русских кораблей. Орудия для батареи — четыре шестидюймовки Канэ — сняли с «Ретвизана». Щенснович в своих воспо­минаниях называет приказ Макарова о демонтаже пушек «печальным». В действительности решение об установке на берегу артиллерии с находящегося в ре­монте броненосца было вполне разум­ным. Адмирал не мог предположить, что создает прецедент, который вдохновит его преемников довести идею разоруже­ния кораблей «на благо сухопутной обо­роны» до полного абсурда...

9 марта японский флот предпринял вто­рую попытку обстрелять Порт-Артур через Ляотешань. Но на этот раз адмирала Того ждал неприятный сюрприз. Едва с броне­носцев «Ясима» и «Фудзи» прогремели первые выстрелы, как вокруг них подня­лись всплески от падения тяжелых снаря­дов: это ответили русские корабли. Из Западного бассейна вели огонь два бро­неносца — «Победа» и «Ретвизан». Первый располагал самой дальнобойной артилле­рией (его 254-мм пушки имели угол воз­вышения 35°), а второму дать отпор япон­цам позволило, как это ни парадоксально, аварийное состояние. Дифферент на нос увеличил угол возвышения орудий кормо­вой башни до 19,5°, что обеспечивало стрельбу на дальность до 100 кбт. Хорошо оснащенный наблюдательный пост на Ляо­тешане и прямая телефонная связь с «Ретвизаном» дали возможность его ко­мендорам уже третьим и четвертым вы­стрелами взять «Фудзи» в вилку. Затем 305-мм снаряд взорвался буквально в 4 — 5 м от борта того же «Фудзи», и японцы поспешили убраться восвояси. Батарея «ретвизановских» 152-мм орудий огня не открывала, чтобы раньше времени не ото­гнать врага от выставленного минного за­граждения.

Тем временем на берегу под руковод­ством Кутейникова полным ходом шло из­готовление нового кессона. Теперь он имел длину 12,5 м, высоту 10 м, ширину внизу 3,7 м и вверху 2,6 м. Основой его стали сосновые брусья сечением 23x18 см, подогнанные вплотную друг к другу и скрепленные сквозными болтами. Для придания прочности всей конструкции по длине кессона пропустили три горизон­тальных бруса сечением 30x30 см. Внутри ящика имелись диагональные подкосы и стальные распоры с винтовыми талрепа­ми, а примыкающие к борту стенки были обиты парусиновыми подушками, напол­ненными мочалом и паклей.

Подвести кессон к броненосцу удалось только 5 апреля. Работы выполнялись пла­вучим краном, точная установка на по­ложенное место осуществлялась с по­мощью заведенного на шпили троса и кон­тролировалась водолазами. Откачивание воды из кессона производилось в несколь­ко этапов с постоянным опусканием во­долазов для проверки правильности при­легания стенок и днища к борту. По мере осушения деревянный ящик изнутри укрепляли дополнительными распорами.

Работы по исправлению повреждений на самом «Ретвизане» начались сразу пос­ле укрепления временного деревянного пластыря — за две с лишним недели до установки кессона. Все деформированные части набора и обшивки вырубались вруч­ную или с применением электрической резки (так называемой «вольтовой дуги»). Те элементы конструкции, которые могли быть выправлены только на берегу в горячем виде (например, стойки позади брони), удалось под­нять наверх только через кес­сон. Кстати, несмотря на вну­шительные размеры кессона, работать в нем было очень трудно из-за чрезмерной тес­ноты. Отсутствие вентиляции вынуждало часто менять рабо­чих, поскольку люди в духоте быстро утомлялись.

Несмотря на более чем скромное оснащение порт-артурских мастерских, новые части набора, внутренних кон­струкций и обшивки были из­готовлены в весьма сжатые сроки. Единственный дефект, который не удалось полностью исправить, — небольшая во­гнутость корпуса в его нижней части (сделать это не позво­лила глубина кессона). Кутей­ников предложил пойти по дру­гому пути: увеличить толщину деревянной подкладки под броней и, со­ответственно, применить более длинные болты для крепления броневых плит. Так и сделали, благодаря чему внешне обна­ружить эту вогнутость корпуса стало не­возможно.

Пожалуй, не будет преувеличением ска­зать, что русским инженерам и судоремонт­никам в Порт-Артуре удавалось творить чудеса. В тяжелейших условиях, при ост­ром дефиците материалов и инструмен­тов, они выполняли сложнейшие работы, и довольно быстро. Первый новый шпан­гоут установили на «Ретвизане» 20 апре­ля, а уже 6 мая был приклепан последний лист наружной обшивки. 15 мая в носо­вую башню вернулись оба 12-дюймовых орудия, 17-го опробовали отремонтиро­ванное место водой, а через четыре дня закончили установку демонтированных броневых плит. В полдень 23 мая 1904 года с броненосца сняли кессон, и корабль вновь вступил в строй.

Правда, за истекшее время ситуация вокруг Порт-Артура радикальным образом изменилась. 31 марта вместе с броненос­цем «Петропавловск» погиб С.О.Макаров. При полном бездействии русского флота японцы высадили на Ляодунский полуост­ров 2-ю армию под командованием гене­рала Оку и вскоре отрезали Порт-Артур от Манчжурии (и, соответственно, от России). Легко одержав победу в бою на Кинчжоуском (Цзиньчжоуском) перешейке, они захватили порт Дальний и вышли на ближ­ние подступы к крепости. Порт-артурская эскадра оказалась в кольце блокады.