«Авось» и «Ретвизанчик»

 

Как уже говорилось в начале нашего повествования, «Ретвизан» располагал четырьмя довольно большими минными катерами, два из которых фактически являлись миноносками. С началом боевых действий, пока броненосец находился на мели у Тигрового Хвоста, а затем в ремон­те, его самоходные плавсредства покину­ли свои штатные места и активно включи­лись в оборону Порт-Артура. В результате минные катера «Ретвизана» во время рус­ско-японской войны жили «самостоятель­ной жизнью» и поэтому заслуживают от­дельного рассказа.

С первых же дней войны на долю ка­теров русских броненосцев выпал огром­ный объем работ. Маленькие суда оказа­лись незаменимыми для ночной стороже­вой службы на внешнем рейде и для тра­ления мин. Наиболее активно использо­вались для этих целей катера «Пересве­та» и «Ретвизана». Даже в ноябре 1904 года, когда на стоявшие в гавани кораб­ли сыпались снаряды японских осадных орудий, они продолжали ежедневно вы­ходить в море для очистки внешнего рей­да от неприятельских мин. Думается, что эти суденышки среди Первой Тихоокеан­ской эскадры стали абсолютными рекорд­сменами по числу пройденных за время войны миль.

Участвовали они и в более дальних по­ходах (или «авантюрах», как их называли порт-артурские моряки). Счет им открыл рейд, осуществленный по инициативе лей­тенанта М.С.Рощаковского. Этот энергич­ный офицер, видя бездействие эскадры во время высадки японских войск на Ляо­дунский полуостров, обратился к Витгефту с просьбой выделить в его распоряже­ние минный катер для атаки вражеских судов, замеченных в бухте Керр. Успех операции представлялся весьма сомни­тельным, но Рощаковский надеялся на незаметность малого судна ночью. Коман­дующий эскадрой логично рассудил, что в случае неуспеха ущерб для эскадры бу­дет невелик, и просьбу лейтенанта удов­летворил. Выбор пал на моторный минный катер с «Ретвизана». Новый командир дал ему характерное имя «Авось», как бы под­черкивавшее рискованность предстояще­го предприятия.

Днем 25 апреля «Авось» вышел, из Порт-Артура. Катер был оснащен бензи­новым двигателем системы Луцкого; его вооружение состояло из носового аппарата для метательных мин и двух бугельных торпедных аппаратов по бортам. Ночью он незаметно достиг Даляньваньского зали­ва и укрылся в бухте Один (Дагушаньвань). В ночь на 27 апреля катер отправился на охоту в залив Керр. Однако вскоре непо­далеку им был обнаружен японский мино­носец. Рощаковский попытался незамет­но проскочить мимо противника вдоль са­мого берега, но не рассчитал, и «Авось» сел на камни. Снять его с мели не уда­лось. В конце концов катер пришлось взор­вать, а команде — добираться до берега вплавь, и затем пешком до города Даль­ний.

7 мая в залив Даляньвань отправились сразу три паровых катера с броненосцев «Севастополь», «Ретвизан» и крейсера «Аскольд» под командованием мичманов Геркена, Барановского и Алексеева. К тому времени уже начались бои на Кинчжоуском перешейке, и адмирал Витгефт по­ставил перед моряками задачу не допус­тить переправы японцев в тыл нашему правому флангу через бухту Хунуэза. Ка­тера вооружили скорострельными пушка­ми, пулеметами; два из них имели мета­тельные мины. Своего рода «флагманом» среди них был катер с «Ретвизана» (судя по всему, 56-футовый № 1).

Переход в Дальний оказался непро­стым: у «севастопольского» катера заба­рахлила машина, и «ретвизановцам» при­шлось вести своих товарищей на буксире. В море неоднократно появлялись японцы, поэтому экспедиции приходилось прятать­ся в ближайших бухтах. На следующий день катера прибыли в Дальний и посту­пили в распоряжение капитана 2 ранга Скорупо.

8  последующие дни они совершали рейды по заливу Даляньвань, осматри­вали подозрительные китайские джонки, а 13 мая прямой наводкой вели огонь из 47-мм пушек по японским войскам на по­бережье бухты Хунуэза. Но отстоять пе­решеек русским войскам не удалось. В ночь на 14 мая катера оставили подож­женный Дальний и направились в Порт-Артур. «Севастопольца» опять пришлось вести на буксире. Увы, вернуться в базу им было не суждено: у бухты Меланхэ путь преградили четыре японских мино­носца. Нашим морякам ничего не оста­валось, как посадить свои катера на кам­ни и взорвать их с помощью собствен­ных метательных мин. Экипажи не по­страдали и к вечеру по суше добрались до Порт-Артура.

Два месяца спустя в очередную «аван­тюру» отправились минные катера с бро­неносцев «Победа» и «Ретвизан» (послед­ним командовал мичман Свиньин). Вече­ром 13 июля они вышли в бухту Тахэ, где накануне были обнаружены японские мин­ные заградители. Всю ночь катера простояли в засаде, но неприятельские суда так и не появились.

Еще один боевой выход в бухту Тахэ «ретвизановский» катер совершил 22 сен­тября. На сей раз он буксировал двухве­сельный ял с диверсионной командой из трех человек во главе с инженер-механи­ком Лосевым (также из экипажа «Ретви­зана»). Добровольцы намеревались про­никнуть в тыл врага и подорвать 280-мм батарею, начавшую обстрел рейда. К со­жалению, при подходе к берегу их заме­тили японцы, и операция сорвалась.

Самая известная «авантюра» была проведена под командованием мичмана В.И.Дмитриева в ночь на 22 ноября. Мич­ман отправился в залив Тункао, где, как сообщалось, обычно ночует японский броненосец «Чин-Йен». Для этой опера­ции ему выделили «ретвизановский» 56-футовый минный катер № 2, воору­женный одним носовым торпедным ап­паратом. Вместе с Дмитриевым вызва­лись идти офицер с крейсера «Паллада» прапорщик В.М.Морозов и десять добро­вольцев. Полагавшиеся по штату мало­калиберная пушка и пулемет давно были переданы на сухопутный фронт, поэто­му в случае встречи с неприятелем наши моряки полагались, по словам Дмитрие­ва, лишь «на бомбочки (то есть ручные гранаты — авт.), топоры и крепкий нос ка­тера, которым при удаче можно прота­ранить борт миноносца». Кроме того, пе­реняв опыт японцев, «диверсанты» взяли с собой три банки, наполненные «вся­кой горючей дрянью» — прообраз буду­щих дымовых шашек.

Вышли в полную воду — так было мень­ше шансов наткнуться на мину. Катер мог развивать ход до 11 узлов, но пришлось идти со скоростью не более семи узлов, иначе из трубы начинали вылетать искры, хорошо заметные в темноте. А гарантиро­вать успех «авантюры» могла только скрыт­ность.

Через два часа впереди по курсу вне­запно появились три японских четырехтрубных миноносца. Они шли наперерез малым ходом, буквально подставляясь под торпед­ный выстрел. Катеру удалось приблизить­ся метров на 35 и выпустить мину Уайтхеда в левый борт среднего миноносца. И в следующее мгновенье позади машинного отделения «японца» взметнулся столб воды и раздался грохот взрыва. «Ретвизановский» катер, не мешкая, обошел поражен­ный корабль с кормы и под носом у следу­ющего проскочил на правую сторону. Япон­цы так и не заметили противника, вероят­но, считая, что произошел взрыв мины.

В.И.Дмитриев с командой благополуч­но вернулись назад; позже за эту атаку его наградили орденом Св.Георгия 4-й степени, а всех остальных участников — Георгиевскими крестами. Следующей ночью мичман повторил рейд в бухту Тункао и выпустил торпеду в стоявшее там однотрубное судно, но промахнулся.

Японцы в своей официальной истории войны отрицают факт торпедирования минным катером миноносца. Однако они признают, что накануне (в ночь на 20 ок­тября) в районе мыса Ляотешань подо­рвался на мине четырехтрубный «истре­битель» «Оборо», который был взят на буксир другими миноносцами и отведен для экстренного ремонта как раз в рай­он бухты Тункао. Не исключено, что че­рез сутки он получил повторный удар, на сей раз «ретвизановского» катера. Воз­можно также, что пострадал не он, а один из его сотоварищей: ведь при описании собственных потерь японцы не отлича­лись искренностью, а их архивные мате­риалы о войне 1904 — 1905 годов до сих пор не опубликованы. О том, что атака мичмана Дмитриева оказалась отнюдь не безрезультативной, косвенно свидетель­ствуют такие факты: во-первых, япон­ские суда на протяжении следующих дней усиленно тралили место взрыва (полагая, что миноносец подорвался на мине — ведь катер так и не был ими обнаружен!), во-вторых, утром 22 октября с форта № 1 заметили, что в бухту Лунвантань два миноносца прибуксировали третий, силь­но осевший, и оставили его на мелко­водье.

Другое дело, что часто встречающее­ся утверждение о потоплении В.И.Дмит­риевым японского миноносца также, мяг­ко говоря, преувеличено. Уничтожить большой «истребитель» было не так-то просто хотя бы потому, что русские мин­ные катера по какой-то непонятной тра­диции продолжали вооружать безнадеж­но устаревшими 380-мм торпедами об­разца 1880 года с боевым зарядом из влажного пироксилина весом чуть более 30 кг, хотя размеры 18-тонной минонос­ки вполне позволяли установить на ней куда более мощное торпедное оружие...

До конца осады крепости минный ка­тер № 2 находился в бухте Белый Волк, участвуя в отражении японских атак на броненосец «Севастополь». В ночь на 19 декабря он под командованием лей­тенанта Волкова вышел в море, незамет­но проскочил мимо японских патрулей и прибыл в китайский порт Чифу. Там он вместе с другими прорвавшими блокаду катерами и тремя миноносцами был ин­тернирован до конца войны. В 1905 году его перевели во Владивосток и переиме­новали в «Ретвизанчик». Он долго слу­жил в качестве портового катера и погиб во время шторма при эвакуации белых из Приморья в октябре 1922 года.