Броненосные крейсера

 

Броненосные крейсера типа «Ибуки» — 2 ед.

16.jpg

 

17.jpg

 

«Ибуки» Куре 5.1906/21.11.1907/1.11.1909-искл. 1923

«Курама» Йоко 23.8.1905/21.10.1907/28.2.1911 - искл. 1923

 

14 636/15 595 т, 137,2x23x8 м. ПТ - 2, 18 ПК, 24 000 л.с.=21,5 уз. 2000 т уг.+218 т нефти («Курама» ПМ - 2, 28 ПК, 22 500 л.с.=20,5уз. 1868туг.+200тнефти). Бро­ня: пояс 178 — 102 мм, башни и барбеты ГК 178 — 127 мм, башни СК 152 мм, палу­ба 76 мм, рубка 203 мм. Эк. 844 чел. 4 -305 мм/45, 8 - 203 мм/45, 14-120 мм/ 40, 4-76 мм/40, 3 ТА 457 мм.

 

Крейсера с очень мощным вооружени­ем, но относительно небольшой скоростью хода. Зачастую их классифицируют как линкоры с облегченной броневой защи­той — в некотором роде их можно считать «родственниками» русских броненосцев типа «Пересвет».

Проект кораблей разработан на базе броненосного крейсера «Цукуба». Пер­воначально «Ибуки» и «Курама» должны были быть однотипными, но для первого весной 1906 года заказали паровые тур­бины Кёртисса, и проект пришлось ос­новательно переработать. Официально «Ибуки» был заложен 22.5.1907, но его постройка началась раньше. «Ибуки» стал первым японским турбинным кораблем, но это не сделало его более быстроход­ным: на испытаниях «Курама» развила ход 21,5 уз. при мощности 23 081 л.с., а «Ибуки» — 21,16 уз. при 28 977 л.с. Внеш­не оба корабля отличались мачтами: на «Кураме» они были трехногими, а на «Ибуки» — обычными.

В начале Первой мировой войны «Ибу­ки» участвовал в поисках эскадры Шпее, а затем сопровождал войсковые тран­спорты, следовавшие из Австралии в Суэц. Оба корабля были разоружены пос­ле Вашингтонской конференции и сданы на слом в 1924 —1925 годах.

 

Броненосные крейсера типа «Цукуба» — 2 ед.

18.jpg

 

«Цукуба» Куре 14.1.1905/26.12.1905/14.1.1907 - погиб 14.1.1917

«Икома» Куре 15.3.1905/9.4.1906/24.3.1908 - искл. 1922

 

13 750/15 400 т, 137,1x23x8 м. ПМ - 2, 20 ПК, 20 500 л.с.=20,5 уз. 2000 т уг. («Икома» 191 1 т уг. + 160 т нефти). Бро­ня: пояс 178— 102 мм, верхний пояс и казематы 127 мм, башни и барбеты 178 мм, палуба 76 мм, рубка 203 мм. Эк. 879 чел. 4 - 305 мм/45, 12 - 152 мм/45, 12 -120 мм/40, 4-76 мм/40, 2 - 40 мм авт., 3 ТА 457 мм.

 

Первые «капитальные» корабли япон­ской постройки и первые в мире крейсе­ра, вооруженные 12-дюймовой артилле­рией ГК в двухорудийных башнях. Зака­заны в июне 1904 года в качестве заме­ны погибших броненосцев «Хацусе» и «Ясима», заложены еще до завершения русско-японской войны. Строительство кораблей было сопряжено с производ­ственными проблемами, из-за чего го­ловная «Цукуба» обладала многочислен­ными дефектами. Ввод в строй «Икомы» задержала нехватка тяжелой артиллерии: корабль вышел на ходовые испытания в ноябре 1907 года, но был полностью вооружен и укомплектован лишь к февра­лю 1911-го. На мерной миле «Цукуба» по­казала скорость хода 20,5 уз. при мощ­ности 20 736 л.с., «Икома» — 21,9 уз. при 22 670 л.с.

«Цукуба» погибла в Йокосуке в ре­зультате взрыва артиллерийских погре­бов; потери экипажа составили 305 человек убитыми. «Икома» в 1918— 1919 годах была перевооружена (4 — 305 мм/45, 10-152 мм/45, 8-120 мм/40, 6 -76 мм/40) и позже служила в роли учеб­но-артиллерийского корабля. Вскоре после Вашингтонской конференции ее разоружили и 13.11.1924 продали на слом.

 

Броненосные крейсера типа «Касуга» — 2 ед.

19.jpg

 

«Касуга» Ане 10.3.1902/22.10.1902/7.1.1904 - погиб 18.7.1945

«Ниссин» Ане 5.1902/9.2.1903/7.1.1904- искл. 1935

 

7700/8500 т, 111,73x18,7x7,4м. ПМ - 2, 12 ПК, 13 500 л.с.=20 уз. 600/1190 т уг. Бро­ня: пояс 150 — 75 мм, верхний пояс башни и казематы 150мм, барбеты 150— 100мм, палуба 37 — 25 мм, рубка 150 мм. Эк. 595 — 610 чел. 1 -- 254 мм/45 (только на «Касуге»), 2-203 мм/45 (на «Ниссин» 4 — 203 мм/45), 14- 152 мм/40, 10 - 76 мм/40, 4 -4/ мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.

 

Последние из серии итальянских бро­неносных крейсеров типа «Гарибальди». Заложены для аргентинского флота под названиями «Митра» и «Рока», куплены Японией 29.12.1903. Активно участвова­ли в русско-японской войне, причем дей­ствовали преимущественно в одной ли­нии с броненосцами адмирала Того, так как их фактическая скорость не превыша­ла 18 уз. В 1914 году на обоих кораблях заменили паровые котлы.

В 1917— 1918 годах «Ниссин» дей­ствовал на Средиземном море. В 1927 году его переклассифицировали в учеб­ный корабль, в 1935-м он стал плаву­чей мишенью и в следующем году был потоплен. «Касуга» 13.1.1918 сел на камни в проливе Банка (Индонезия) и был снят только через полгода. С 1925 года крейсер служил учебным судном, а в июле 1942-го его разоружили и пре­вратили в блокшив. Потоплен американ­ской авиацией, в 1948 году поднят и сдан на слом.

 

Броненосный крейсер «Якумо» — 1 ед.

20.jpg

 

«Якумо» Вулк 3.1898/18.7.1899/20.6.1900-слом. 1946

 

9735/10 300 т, 132,3x19,6x7,25 м. ПМ - 2, 24ПК, 15 500 л.с. = 20уз. 600/1200 т уг. Бро­ня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, баш­ни 150 мм, барбеты 150 — 100 мм, казематы 150 — 50 мм, палуба 63 мм, рубка 350 мм. Эк. 698 чел. 4 - 203 мм/40, 12-152 мм/40, 16-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

 

Построен в Германии по программе 1896 года как развитие крейсеров типа «Асама». Активно участвовал в войне с Россией в 1904 - 1905 годах. В 1921 году переклассифицирован в корабль берего­вой обороны 1 класса, но в дальнейшем служил учебным судном. Неоднократно модернизировался и перевооружался. В июле 1942 года «восстановлен в звании» и вновь стал крейсером 1 класса, однако в боевых действиях не участвовал. Про­дан на слом в июне 1946 года.

 

Броненосный крейсер «Адзума» — 1 ед.

21.jpg

 

«Адзума» СНз 3.1898/24.6.1899/28.7.1900-слом. 1946

 

9278/9953 т, 137,9x18x7,21 м. ПМ - 2, 24 ПК, 17 000 л.с.=20 уз. 600/1200 т уг. Бро­ня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 150 мм, па­луба 63 — 50 мм, рубка 350 мм. Эк. 726 чел. 4-203 мм/40, 12-152 мм/40, 16-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

 

Построен во Франции по программе 1896 года. Аналогичен крейсерам типа «Асама», но имел более короткий броне­вой пояс. Активно участвовал в русско-японской войне. С 1914 года использо­вался в качестве учебного корабля. В 1941 году превращен в блокшив, тяже­ло поврежден американской авиацией 18.7.1945. Сдан на слом в 1946 году.

 

Броненосные крейсера типа «Идзумо» — 2 ед.

22.jpg

 

«Идзумо» Арм 5.1898/19.9.1899/25.9.1900-погиб 28.7.1945

«Ивате» Арм 5.1898/29.3.1900/18.3.1901 -погиб 24.7.1945

 

9750/10 300 т, 132,3x20,94x7,4 м. ПМ - 2, 24 ПК, 14 500 л.с.=20,75 уз. 600/1400 т уг. Броня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 152 мм, палу­ба 63 — 51 мм, рубка 356 мм. Эк. 672 чел. 4-203 мм/40, 14-152 мм/40, 12-76 мм/40, 4 — 47 мм, 2 пул., 4 ТА 457 мм.

 

Построены в Англии по программе 1896 года; представляли собой улучшен­ный вариант крейсера «Асама». На ис­пытаниях «Идзумо» развил ход 22,04 уз. при мощности 15 739 л.с., «Ивате» — 21,74 уз. при 16 078 л.с. Активно участ­вовали в русско-японской войне. В 1921 году переклассифицированы в корабли береговой обороны 1 класса. «Идзумо» в 1932 — 1942 годах являлся флагманом японского так называемого Китайского флота; затем ненадолго переклассифи­цирован в крейсер 1 класса, а в 1943 году — в учебное судно. «Ивате» факти­чески служил учебным судном с 1923 года, хотя в 1942 году также был фор­мально зачислен в крейсера 1 класса. Оба потоплены в июле 1945 года в Куре американской авиацией, подняты и сда­ны на слом в 1947 году.

 

Броненосные крейсера типа «Асама» — 2 ед.

23.jpg

 

«Асама» Арм 11.1896/22.3.1898/18.3.1899 - слом. 1947

«Токива» Арм 1.1898/6.7.1898/18.5.1899-погиб 8.8.1945

 

9700/10 500 т, 134,7x20,45x7,43 м. ПМ -2, 16 ПК, 18 000 л.с.=21,5 уз. 600/1400 т уг. Броня: пояс 178 мм, верхний пояс 127 мм, башни, барбеты и казематы 152 мм, палуба 76 — 51 мм, рубка 356 мм. Эк. 676 чел. 4-203 мм/40, 14-152 мм/40, 12-76 мм/40, 4-47 мм, 4 ТА 457 мм.

 

На момент своего появления — лучшие броненосные крейсера в мире, основопо­ложники целой серии аналогичных кораб­лей японской программы 1896 года. Спро­ектированы в Англии Ф.Уоттсом. Активно участвовали в русско-японской войне 1904 - 1905 годов.

«Асама» до 1915 года («Токива» до 1910-го) несла 12 цилиндрических паро­вых котлов, которые в ходе ремонта за­менены на 16 японских системы Миябара. Во время Первой мировой войны «Аса­ма» дважды (3.12.1914 и 31.1.1915) полу­чала серьезные повреждения из-за нави­гационных аварий; с июня 1915 года по март 1917-го находилась в ремонте. В 1921 году оба крейсера были переклас­сифицированы в корабли береговой обороны 1 класса; «Токива» с 1.4.1922 чис­лилась минным заградителем. В дальней­шем неоднократно модернизировались и перевооружались. Дожили до Второй ми­ровой войны. «Токива» потоплена амери­канской авиацией в Майдзуру, поднята и сдана на слом в 1947 году.

 

Броненосный крейсер «Асо» — 1 ед.

24.jpg

 

«Асо» ФШ 12.1898/30.5.1900/4.1903 - искл. 1930

 

7800 т, 137,03x17,5x6,7 м. ПМ - 2, 26 ПК, 16 500 л.с.=21 уз. 750/1200 т уг. Броня: пояс 200 — 100 мм, верхний пояс и казе­мат 60 мм, палуба 50 — 30 мм, рубка 160 мм. Эк. 791 чел. 2- 152 мм/50, 8- 152 мм/45, 16-76 мм/40, 2 пул.

 

Бывший русский «Баян», захвачен 2.1.1905 в Порт-Артуре. Восстановлен и введен в строй в 1908 году. В 1913 году перевооружен: башни с 203-мм орудия­ми демонтированы и заменены палубны­ми 152-мм артустановками Армстронга с длиной ствола в 50 калибров. В 1920 году переоборудован в минный заградитель, способный принимать 420 мин. Исключен из боевого состава флота 1.4.1930, пре­вращен в плавучую мишень и потоплен на учениях 8.8.1932.