Легкие и бронепалубные крейсера

 

Легкие крейсера типа «Тенрю» — 2 ед.

25.jpg

 

«Тенрю» Йоко 17.5.1917/11.3.1918/20.11.1919- погиб 18.12.1942

«Тацута» Сас 24.7.1917/29.5.1918/31.3.1919 - погиб 13.3.1944

 

3948/4350 т, 142,9x12,3x4м. ПТ-3, 10 ПК, 51 000 л.с.=33 уз. 150 т уг.+ 920 т нефти. Броня: пояс 51 мм, палуба 25 мм. Эк. 327 чел. 4- 140 мм/50, 3 — 76 мм/40 зен., 6 ТА 533 мм.

 

Строились по программе 1916 года, но вошли в строй после окончания Пер­вой мировой войны. Предназначались для использования в качестве лидеров эскадренных миноносцев, поэтому име­ли очень высокую скорость хода при весьма слабом артиллерийском вооружении. Впервые в японском флоте нес­ли трехтрубные ТА. Оба корабля неод­нократно модернизировались и были по­топлены американскими ПЛ в годы Второй мировой войны.

На базе «Тенрю» был разработан про­ект более крупного и мощно вооружен­ного крейсера «Кума». В 1918— 1919 годах японцы заложили пять таких кораб­лей: «Кума», «Тама», «Китаками», «Ои» и «Кисо». Но все они вошли в строй после 1920 года.

 

Легкие крейсера типа «Тикума» — 3 ед.

26.jpg

 

«Тикума» Сас 1.4.1909/1.4.1911/17.5.1912 - искл. 1.4.1931

«Яхаги» Миц 20.6.1910/3.10.1911/27.7.1912-искл. 1.4.1940

«Хирадо» Кав 10.8.1910/29.6.1911/17.7.1912 - искл. 1.4.1940

 

4950/5040 т, 144,8x14,2x5,1 м. ПТ - 2, 16 ПК, 22 500 л.с.=26 уз. 1128 т уг.+ 300 т нефти. Броня: пояс 89 — 50 мм, палуба 57 — 38 мм, рубка 102 мм. Эк. 414 чел. 8-152 мм/45, 4 — 76 мм/40, 2 пул , 3 ТА 457 мм.

 

Первые японские (и одни из первых в мире) современные легкие крейсера с бро­невым поясом и паротурбинный ЭУ. Стро­ились по программе 1907 года. На испыта­ниях «Яхаги» развил скорость 27,14 уз. при мощности 29 536 л.с., «Хирадо» — 26,79 уз. при 26 149 л.с. В 1914 году «Тикума» при­нимала участие в охоте за эскадрой адми­рала Шпее, «Хирадо» в 1917 — 1918 годах совершил дальнее плавание, пройдя за 9 месяцев 26 000 миль. После исключения из боевого состава все три крейсера в те­чение некоторого времени использовались в качестве блокшивов.

 

Бронепалубный крейсер «Тоне» — 1 ед.

27.jpg

 

«Тоне» Сас 17.11.1905/24.10.1907/15.5.1910-искл. 1.4.1931

 

4113/4900Т, 113,8x14,4x5,1 м. ПМ - 2, 16 ПК, 15 000 л.с.=23 уз. 900 т уг. + 124 т не­фти. Броня: палуба 76 — 38 мм, рубка 102 мм. Эк. 370 чел. 2— 152 мм/45, 10- 120 мм/40, 4-76 мм/40, 3 ТА 457 мм.

 

Первый японский крейсер, в котором предпочтение было отдано не боевым (во­оружению и защите), а непосредственно крейсерским (мореходности и дальности плавания) качествам. «Тоне» мог пройти 7340 миль 10-узловым ходом. Он также впервые получил характерный клиперский форштевень, в дальнейшем ставший от­личительной чертой многих японских ко­раблей. Первоначально на крейсере было установлено 12 120-мм орудий, по два из них сняли вскоре после его вступления в строй. По списании «Тоне» переоборудо­вали в плавучую мишень и в апреле 1933 года потопили авиабомбами на маневрах.

 

Бронепалубный крейсер «Отова» — 1 ед.

28.jpg

 

«Отова» Йоко 3.1.1903/2.11.1903/6.9.1904- погиб 25.7.1917

 

3000/3388 т, 103,88x12,62x4,8 м. ПМ-2, 10 ПК, 10 000 л.с. = 21 уз. 280/600 т уг. Броня: палуба 76 — 51 мм, рубка 102 мм. Эк.312 чел. 2-152 мм/45, 6-120 мм/40, 4 — 76 мм/40, 2 пул.

 

Улучшенный вариант крейсера типа «Цусима» с увеличенной мощностью ЭУ и более производительными котлами типа «Кампон». Быстро устарел, поскольку из-за малых размеров обладал недостаточ­ной мореходностью и ограниченной даль­ностью плавания. Погиб у берегов Япо­нии в результате кораблекрушения.

 

Бронепалубные крейсера типа «Цусима» — 2 ед.

29.jpg

 

«Цусима» Куре 1.10.1901/15.12.1902/14.2.1904-искл. 1936

«Нийтака» Йоко 7.1.1902/15.11.1902/27.1.1904 - погиб 26.8.1922

 

3366/3716 т, 104,1x13,4x4,9 м. ПМ - 2, 16 ПК, 9500 л.с.=20 уз. 280/600 т уг. Броня: палуба 63 — 37 мм, рубка 102 мм. Эк. 320 чел. 6-152 мм/45,10 - 76 мм/40,4-47 мм.

 

Бронепалубные крейсера 3 класса, строились по программе 1896 года. Проект разработан в Японии. Главный недостаток кораблей заключался в использовании неудачных котлов сис­темы Никлосса, что заставило третий корабль («Отова») стро­ить по измененному проекту.

К началу Первой мировой войны устарели, однако активно при­влекались для патрульной и крейсерской службы. В частности, «Нийтака» только за два года прошла более 50 000 миль. Оба ко­рабля 1.9.1921 переклассифицированы в суда береговой обороны 2 класса. «Нийтака» в 1922 году потерпела крушение у берегов Камчатки (погибло 284 человека). «Цусима» разоружена в 1930 году, списана в 1936-м и превращена в блокшив. Затоплена в 1944 году.

 

Бронепалубные крейсера типа «Касаги» — 2 ед.

30.jpg

 

«Касаги» Крамп 3.1897/20.1.1898/12.1898 - погиб 13.8.1916

«Читосэ» Юн 16.5.1897/23.1.1898/1.3.1899-искл. 6.7.1928

 

4992/6060 т, 122,47x14,9x6,3 м («Читосэ» 4760/5600 т, 120,4x15x6,04 м). ПМ - 2, 12 ПК, 15 000 л.с.=22,5 уз. 350/1000 т уг. Броня: палуба 114 — 45 мм, рубка 114 мм. Эк. 440 чел. 2 — 203 мм/40, 10-120 мм/40, 12 — 76 мм/40, 2 — 47 мм, 4 ТА 380 мм.

 

Строились в США по программе 1896 года. Проект разработан на базе крейсера «Такасаго» английской постройки. Несли мощное вооружение, но обладали недостаточной мореход­ностью. На испытаниях «Касаги» развил скорость 22,75 уз. при мощности 13 492 л.с. В 1910 — 1912 годах устаревшие цилин­дрические котлы заменены на 12 новых системы Миябара. В годы Первой мировой войны «Касаги» служил учебным судном; в 1916 году он потерпел крушение в проливе Цугару. «Читосэ» разоружен в 1922 году, в 1928-м переоборудован в плавучую мишень. Потоплен на учениях в проливе Бунго 19.7.1931.

 

Бронепалубный крейсер «Сойя» — 1 ед.

 

«Сойя» Крамп 9.1898/19.10.1899/1.1901 -продан России 22.3.1916

 

6500/7200 т, 129,8x15,85x6,1 м. ПМ - 2, 30 ПК, 20 000 л.с.=23 уз. 770/1350 т уг. Броня: палуба 76 — 38 мм, рубка 152 мм. Эк. 580 чел. 12-152 мм/45, 10-76 мм/40, 4 пул., 2 ТА 457 мм.

 

Бывший русский крейсер «Варяг», захвачен в Чемульпо. Под­нят 8.8.1905 и введен в строй в 1907 году под названием «Сойя». В марте 1916 года продан России вместе с «Сагами» и «Танго».

 

Бронепалубный крейсер «Цугару» — 1 ед.

 

«Цугару» Гал 7.1896/14.8.1899/1902-искл. 1922

 

6630 т, 126,8x16,76x6,4 м. ПМ - 3, 24 ПК, 11 600 л.с. = 19,5 уз. 800/1400 туг. Броня: палуба 63 - 38 мм, рубка 152 мм. Эк. 570 чел. 2-152 мм/50, 8-152 мм/45, 12 — 76 мм/40, 2 пул.

 

Бывшая русская «Паллада», захвачена 2.1.1905 в Порт-Ар­туре. Восстановлена и введена в строй в мае 1910 года. В 1913 году перевооружена. В годы Первой мировой войны служила учебным судном, в 1920 году переоборудована в минный за­градитель (7— 152 мм, 300 мин). В 1922 году исключена из списков флота, затем использовалась в качестве плавучей ми­шени. Потоплена на учениях 27.5.1924.

 

Бронепалубные крейсера типа «Сума» — 2 ед.

31.jpg

 

«Сума» Йоко 8.1892/9.3.1895/12.1896-искл. 1923

«Акаси» Йоко 8.1894/18.12.1897/3.1899-искл. 1923

 

2650-2750 т, 93,3(вл)х12,2х4,6 м. ПМ - 2, 8 ПК («Акаси» 9 ПК), 8000 л.с.=19,5 уз. 200/600 т уг. Броня: палуба 51 - 25 мм, рубка 102 мм. Эк. 275 чел. 2—152 мм/40, 6—120 мм/40, 12 — 47 мм, 2 ТА 380 мм.

 

Устаревшие крейсера 3 класса, обладали плохой море­ходностью и недостаточной остойчивостью. На «Суме» ци­линдрические котлы в 1908 году заменены восемью систе­мы Миябара, на «Акаси» в 1912 году —девятью системы Никлосса. Несмотря на очень скромные боевые характерис­тики, «Акаси» в апреле 1917 года перешел на Средиземное море и действовал совместно с англо-французским флотом. В 1922 году разоружены, в следующему году — списаны. «Сума» служила в качестве блокшива и была сдана на слом в 1928 году. «Акаси» использовался в качестве плавучей мишени и был потоплен авиационными торпедами в августе 1930 года.

 

Старые крейсера — 5 ед.

32.jpg

 

Из числа старых бронепалубных крейсеров 2 класса до Пер­вой мировой войны дожили «Ицукусима», «Хасидате» (1889 — 1891 гг., 4270т, 16 уз., 1 -320 мм/38, 11 - 120 мм/38, 6 - 76 мм, 2 -47мм, 2 ТА 356 мм), «Акицусима» (1894г., 3170т, 19 уз., 4- 152 мм/40, 6- 120 мм/40, 10-47 мм, 2 ТА 356 мм) и «Такачихо» (1886 г., 3650т, 18 уз., 8- 152 мм/40, 2 - 57 мм, 2 пул.). Кроме того, в качестве судна береговой обороны 2 класса в списках зна­чился бывший броненосный крейсер «Чиода» (1890 г., 2400 т, 19 уз., 10— 120 мм/40, 14 — 47 мм, 2 ТА 356 мм). «Ицукусима» и «Хасидате» служили в качестве учебных кораблей и были списа­ны соответственно в 1919 и 1923 годах. «Акицусима» исключена из боевого состава флота в 1921 году. «Такачихо» с 1907 года использовался в роли минного заградителя, 17.10.1914 он был потоплен немецким миноносцем S-90 в районе крепости Циндао. «Чиода» в 1920 году стала плавбазой, через два года она была списана и закончила жизнь плавучей мишенью: 5.8.1927 ее пус­тили ко дну новейшие тяжелые крейсера.