Китай

 

Поражение Китая в войне с Японией в 1895 году и последо­вавшее в 1900 году «боксерское» восстание покончили с пре­тензиями Поднебесной империи на роль ведущей морской дер­жавы на Дальнем Востоке. В начале XX века Китай был отста­лой страной (фактически — полуколонией) с огромным населе­нием (перед Первой мировой войной — около 340 млн чело­век), слабой центральной властью и нищим бюджетом. Фор­мально у него имелось четыре флота — Кантонский, Фучжоуский, Шанхайский и Северный, но все они состояли преимущественно из канонерских лодок, не представлявших никакой бое­вой ценности. Любопытно, что фактически эти флоты принад­лежали губернаторам прибрежных провинций, так как финан­сировались не из Пекина, а из местных бюджетов.

Попытка модернизировать свои ВМС была предпринята цен­тральным правительством в 1909 году. Отныне Китай должен был иметь три флота — Южный, Центральный (Восточный) и Северный; в состав каждого предполагалось включить по од­ному линкору водоизмещением в 14 тыс.т, по пять — семь крейсеров 1 и 2 классов и по 11 — 12 крейсеров 3 и 4 классов (мореходных канонерок). Одновременно создавался главный мор­ской штаб и центральные органы управления ВМС. В конце 1910 года на утверждение правительства была представлена вну­шительная семилетняя программа, предусматривавшая по­стройку 8 линкоров (по 16 тыс.т), 20 крейсеров, 30 эсминцев и миноносцев, а также создание двух новых военно-морских баз. Однако по финансовым причинам удалось заказать лишь три легких крейсера и столько же эсминцев.

В 1911 — 1912 годах в Китае произошла революция, свергшая маньчжурскую династию Цин. У нового правительства, возглав­ляемого маршалом Юань Шикаем, оказалось слишком много внут­ренних проблем, чтобы всерьез заниматься усилением флота. Наоборот, пришлось подыскивать покупателей для строившихся кораблей и таким образом пополнить казну. В частности, строи­вшийся в США крейсер «Фэй-Хун» удалось продать Греции.

Вновь к программе модернизации флота китайское прави­тельство вернулось в конце 1913 года. Тогда в Австро-Венгрии были заказаны современный легкий крейсер (4900 т, 137x14,7x4,9 м. ПТ - 2, 14 ПК, 37 000 л.с.=28 уз., 4 - 203 мм/ 50, 12 — 120 мм/45, 10 — 47 мм, 2 ТА 457 мм) и три малых крей­сера (по 1800 т, 109,7x10,9x4 м, ПТ-2, 30 000 л.с.=32 уз., 10— 102 мм, 4 — 47 мм, 2 ТА 457 мм). Но из-за начавшейся мировой войны постройка заложенных кораблей в 1915 году прекратилась. Заказанный ранее (в 1912 году) также в Австро-Венгрии эсминец «Лун-Туань» вошел в строй австрийского флота как «Варасдинер».

В Первую мировую войну Китай вступил 14.8.1917 на сторо­не Антанты, но в боевых действиях его армия и флот не участ­вовали. Тем не менее, все находившиеся в портах Китая гер­манские и австрийские суда были реквизированы и перешли под китайский флаг.

В заключение необходимо отметить, что китайские источни­ки о флоте этой страны практически недоступны, а опублико­ванные в западной печати данные крайне противоречивы. До­статочно сказать, что в литературе встречается до десятка раз­личных написаний названия одного и того же корабля. В насто­ящем справочнике мы старались использовать ту информацию, которая выглядит наиболее правдоподобно. Хотя, конечно, га­рантировать абсолютную точность транслитераций названий ки­тайских кораблей и их характеристик мы не можем.

 

Легкий крейсер «Чао-Хо» — 1 ед.

90.jpg

 

«Чао-Хо» Арм 7.11.1910/23.10.1911/12.1912-погиб 28.9.1937

 

2750 т, 105,5x12,8x4,3 м. ПТ - 3, 6 ПК, 8000 л.с.=22 уз., 550 т уг. + 100 т нефти. Броня: палуба 51 — 19 мм, рубка 76 мм. Эк. 334 чел. 2-152 мм/50, 4-102 мм/45, 4 — 76 мм, 6-47 мм, 2-37 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Один из трех близких по типу крейсеров, заказанных раз­ным фирмам в 1910 году. Предназначался в основном для учеб­ных целей, из-за чего имел разнообразную артиллерию и па­ровые котлы двух систем (4 цилиндрических и 2 «Ярроу»). В некоторых источниках именуется «Чао-Хэ». Потоплен в 1937 году японским флотом у Гонконга.

 

Легкий крейсер «Ин-Суэй» — 1 ед.

91.jpg

 

«Ин-Суэй» Вик 1910/14.7.1911/12.1911 - погиб 25.10.1937

 

2500т, 105x11,9x4 м. ПТ - 3, 6 ПК, 8000 л.с.=22 уз. 550 т уг. + 50 т нефти. Броня: палуба 37— 19 мм, рубка 76 мм. Эк. 331 чел. 2-152 мм/50, 4-102 мм/45, 2-76 мм, 6-47 мм, 2 -37 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Почти однотипен с «Чао-Хо», но отличался меньшими размерениями. Предназначался преимущественно для учебных целей и имел котлы двух систем (4 «Уайт-Фостер» и 2 цилин­дрических). На испытаниях развил мощность 8797 л.с. и ско­рость 22,23 уз. В некоторых источниках значится как «Цзин-Суэй» и «Ин-Цзюй». Потоплен в 1937 году японской авиацией на реке Янцзы.

Близкий по типу крейсер «Фэй-Хун» в 1914 году продан Греции.

 

Бронепалубный крейсер «Хай-Чи» — 1 ед.

92.jpg

 

«Хай-Чи» Арм 1896/24.1.1898/1899-погиб 11.8.1937

 

4300 т, 120,7x14,22x5,11 м. ПМ - 2, 12 ПК, 17 000 л.с.=24 уз. 400/900 т уг. Броня: палуба 76 — 37 мм, щиты орудий до 115 мм, рубка 152 мм. Эк. 350 чел. 2 — 203 мм/45, 10—120 мм/45, 12 — 47 мм, 4—37 мм, 6 пул., 5 ТА 457 мм.

 

Типичный «эльзвикский» крейсер, построен после Японо-китайской войны. Палубные 203-мм орудия имели электриче­ский привод. Находился в боевом строю до 1930 года, затем разоружен и затоплен в устье реки Янцзы в 1937 году. Одно­типный «Хай-Тянь» погиб в апреле 1904 года в результате ко­раблекрушения.

 

Бронепалубные крейсера типа «Хай-Юн» — 3 ед.

93.jpg

 

«Хай-Юн» Вулк 1896/15.9.1897/1898-погиб 11.8.1937

«Хай-Чжоу» Вулк 1896/11.12.1897/1898-погиб 11.8.1937

«Хай-Чжень» Вулк 1896/12.2.1898/1898 - погиб 11.8.1937

 

2680/2950 т, 99,97x12,42x5,79 м. ПМ - 2, 8 ПК, 7500 л.с.= 19,5 уз. 200/580 т уг. Броня: палуба 70 - 37 мм, рубка 37 мм. Эк. 244 чел. 3—150 мм/40, 8-105 мм/40, 6 — 47 мм, 6 пул., 3 ТА 356 мм.

 

Малые бронепалубные крейсера немецкой постройки. «Хай-Юн» в 1918 — 1919 годах находился во Владивостоке в составе сил интервентов. Все разоружены в 1930-е годы и в 1937-м за­топлены в устье реки Янцзы с целью заграждения фарватера.

 

Эсминцы типа «Фу-По» — 3 ед.

94.jpg

 

«Фу-По», «Цзян-Фэн», «Фэй-Хун».

 

390т, 60,4x6,5x1,8м. ПМ - 2, 4 ПК, 6500 л.с.=32 уз. 80 туг. Эк. 69 чел. 2-76 мм, 4-47 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Построены в Германии фирмой «Шихау» в 1911 — 1912 го­дах. На испытаниях развили скорость до 36,8 уз. В 1918 году

переименованы соответственно в «Чжень-Кан», «Ю-Чан» и «Дун-Ань». «Ю-Чан» потерпел крушение 21.1.1932. «Чжень-Кан» потоплен 27.9.1937 японской авиацией на реке Янцзы, но за­тем был поднят японцами и введен в строй их флота под названием «Ямасеми». В 1939 году его сдали на слом. «Дун-Ань» затоплен экипажем 26.9.1937 в Циндао.

 

Миноносцы типа «Ху-Пэн» — 4 ед.

95.jpg

 

№№ 7 — 10.

 

96т, 41,1x4,9x2,1 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с.=23 уз. 28 т уг. Эк. 32 чел. 1 - 47 мм, 1—37 мм, 3 ТА 457 мм.

 

Построены в Японии фирмой «Кавасаки» в 1906— 1907 го­дах. Первоначально имели названия, позже замененные номе­рами. Все потоплены японцами в 1937 году, но № 8 впоследст­вии был поднят и до 1940 года служил в составе японского флота под именем «Кавасеми».

 

Миноносцы типа «Чжэнь-Цзэ» — 2 ед.

 

№№ 2, 4.

 

90/120 т, 43,9x5,18x2,4м. ПМ- 1, 1 ПК, 700 л.с.=18 уз. Эк. 38 чел. 2-37 мм, 3 ТА 356 мм.

 

Построены в Германии заводом «Вулкан» в 1895— 1896 го­дах. Первоначально назывались «Чжань-Цзэ» и «Су-Цзэ». Со­общалось, что на испытаниях они развили ход 24 узла при мощ­ности 1250 л.с. Затоплены 11.8.1937с целью заграждения фар­ватера реки Янцзы.

 

Миноносцы типа «Чжан-Цзэ» — 2 ед.

 

№№ 1, 3.

 

62/89 т, 39x4,78x1,5м. ПМ - 1, 1 ПК, 600 л.с. = 16 уз. Эк. 36 чел. 2-37 мм, 3 ТА 356 мм.

 

Построены в Германии заводом «Шихау» в 1895— 1896 го­дах. Первоначально назывались «Чжан-Цзэ» и «Ли-Цзэ». На испытаниях показали ход 24 узла при мощности 1200 л.с., но к 1914 году могли развивать скорость не более 16 уз. Списаны в 1929- 1931 годах.

 

Канонерские лодки типа «Юн-Чжень» — 2 ед.

96.jpg

 

«Юн-Чжень», «Юн-Чжи».

 

860/1000 т, 65,7x9x3,5 м. ПМ-2, 2 ПК, 1350 л.с.=13,5уз. 150 туг. Эк. 105 чел. 1 - 102 мм, 1 -76мм, 4-47 мм, 2-37 мм.

 

Построены в 1915 — 1916 годах на верфи «Цзяннань» в Шан­хае. «Юн-Чжень» потоплена 25.8,1937 японской авиацией на реке Янцзы, впоследствии поднята и под названием «Асука» входила в состав ВМС Японии. Потоплена 7.5.1945 американ­ской авиацией. «Юн-Чжи» потоплена японцами на Янцзы 21.10.1938, затем поднята, отремонтирована и 22.5.1940 пере­дана марионеточному Нанкинскому правительству. Вновь за­хвачена китайской (гоминьдановской) армией в сентябре 1945 года. Погибла 25.4.1949 в ходе гражданской войны.

 

Канонерские лодки типа «Юн-Сян» — 2 ед.

 

«Юн-Сян», «Юн-Фэн».

 

780/830 т, 65,8x9x2,4 м. ПМ-2, 2 ПК, 1350 л.с.=13уз. 190туг. Эк. 108 чел. 1 - 105 мм, 1 — 76 мм, 4-47 мм, 2-37 мм.

 

Построены в Японии в 1912 году. «Юн-Фэн» в 1934 году пе­реименована в «Чжун-Шань»; 24.10.1938 ее разбомбила япон­ская авиация на реке Янцзы. «Юн-Сян» затоплена 26.9.1937 в Циндао, позже поднята и отремонтирована. В 1949 году ушла на Тайвань, где продолжала служить до конца 1950-х годов.

 

Канонерские лодки типа «Чжу-Дун» — 6 ед.

97.jpg

 

«Чжу-Дун», «Чжу-Тай», «Чжу-Чжень», «Чжу-Ю», «Чжу-Цзю», «Чжу-Цзюань».

 

752 т, 61x9x2,44 м. ПМ-2, 2 ПК, 1350 л.с. = 13 уз. 150 т уг. Эк. 85 чел. 2- 120 мм/40, 2 — 76 мм, 4 пул.

 

Построены в Японии фирмой «Кавасаки» в 1905— 1907 го­дах. Представляли собой увеличенный вариант канонерок типа «Цзян-Юань». «Чжу-Тай» 1.6.1938 потерпела крушение, «Чжу-Чжень» затоплена экипажем 11.8.1937 на Янцзы, «Чжу-Ю» и «Чжу-Цзю» потоплены соответственно 29.9.1937 и 2.10.1937 японской авиацией. «Чжу-Дун» и «Чжу-Цзюань» находились в боевом составе до начала 1960-х годов: первая — в составе ВМС КНР, вторая — на Тайване.

 

Канонерские лодки типа «Цзян-Юань» — 4 ед.

98.jpg

 

«Цзян-Юань», «Цзян-Хун», «Цзян-Ли», «Цзян-Чжень».

 

565 т, 54,1x8,5x2,1 м. ПМ - 2, 2 ПК, 950 л.с.=13 уз. 113т уг. Эк. 85 чел. 1-120 мм/40, 1 - 76 мм, 4-47 мм, 4 пул.

 

Построены в Японии фирмой «Кавасаки», головная «Цзян-Юань» — в 1904 — 1905 годах, остальные — в 1907 году. «Цзян-Хун» переведена на реку Сунгари, потоплена 31.10.1929 в Фугдине советскими вооруженными силами во время конфликта на КВЖД. «Цзян-Ли» затоплена 26.9.1937 в Циндао, «Цзян-Чжень» потоплена 20.7.1937 японской авиацией на Янцзы. «Цзян-Юань» служила в составе ВМС КНР до 1963 года.

 

Торпедные канонерские лодки типа «Чжень-Ань» — 2 ед.

 

«Чжень-Ань», «Чжень-Вэй».

 

871 т, 77,7x8,13x3,5м. ПМ - 2, 4 ПК, 6500 л.с.=23 уз. 180/360 т уг. Броня: пояс 25 мм, палуба до 25 мм. Эк. 139 чел. 1—105 мм, 3 — 57 мм, 6 — 37 мм, 2 Та 356 мм.

 

Построены в Китае (верфь в Фучжоу) по французскому проек­ту. Спущены на воду соответственно 3.3.1900 и 29.1.1899, вошли в строй к 1902 году. Официально числились крейсерами. В годы Первой мировой войны могли развивать скорость не более 18 узлов. Капитально модернизированы в 1930 — 1931 годах. Затоп­лены 11.8.1937 с целью заграждения фарватера в устье Янцзы.

 

Торпедная канонерская лодка «Фэй-Ин» — 1 ед.

99.jpg

 

837 т, 74,98x8,64x3,9 м. ПМ - 2, 8 ПК, 5430 л.с.=22 уз. 75/170 т уг. Эк. 145 чел. 2 - 105 мм, 6-47 мм, 4-37 мм, 3 ТА 356 мм.

 

Построена в Германии фирмой «Вулкан», спущена на воду 17.7.1895, вошла в строй в 1896 году. Официально числилась крейсером. Списана в 1932 году.

 

Канонерская лодка «Линь-Чжин» — 1 ед.

 

500 т, 53,3x7,6x2,9 м. ПМ - 2, 925 л.с. = 13,5 уз. 95 т уг. Эк. 60 чел. 4 — 47 мм.

 

Бывшая императорская яхта, построена в Шанхае на заводе «Цзяннань» в 1910 — 1911 годах. В 1930 году переоборудована в гидрографическое судно и переименована в «Чжи-Цзи». По­топлена японскими кораблями 26.8.1937.

 

Канонерские лодки типа «Хай-Хун» — 2 ед.

100.jpg

 

«Хай-Хун», «Хай-Ку».

 

190 т, 34,1x5,5x2,6 м. ПМ -2, 1 ПК, 300 л.с.=10,5 уз. 20 т уг. Эк. 22 чел. 2-37 мм, 2 пул.

 

Речные канонерки, пос­троены в Китае (верфь в Фучжоу) в 1917 году. «Хай-Ку» по­топлена 26.9.1937 в районе Гонконга, судьба «Хай-Хун» неиз­вестна.

 

Канонерские лодки типа «Хай-Фу» — 2 ед.

 

«Хай-Фу», «Хай-Оу»

 

166 т, 33,2x5,2x2,4 м. ПМ - 1, 1 ПК, 220 л.с. = 10,5 уз. 35 т не­фти. Эк. 22 чел. 1 — 37 мм, 2 пул.

 

Речные канонерки, построены в Шанхае на верфи «Цзян­нань» в 1917 году. В 1931 году модернизированы. Обе погибли в 1937 году.

 

Канонерская лодка «Хай-Йень» — 1 ед.

 

56 т, 19,8x3,7x0,7 м. ПМ - 2, 1 ПК, 60 л.с. = 10 уз. 8 т уг. 1-37 мм, 2 пул.

 

Речная канонерка, построена в 1917 году в Китае на верфи в Таку (Дагу). Потоплена 29.7.1937 японской авиацией в Кантоне.

 

Канонерские лодки типа «Чжень-Чжун» — 3 ед.

 

«Чжень-Чжун», «Юн-Ань», «Цзун-Чжень».

 

90 т, 35,5x5,6x0,6 м. ПМ - 2, 1 ПК, 450 л.с. = 11 уз. Эк. 42 чел. 1 — 87 мм, 4 пул.

 

Речные канонерки, построены на верфи в Ханькоу в 1915 — 1916 годах. Вооружены одной сухопутной мортирой. В 1931 году поставлены на прикол. Данные о дальнейшей судьбе противо­речивы; по всей вероятности, «Цзун-Чжень» потоплена япон­ской авиацией в октябре 1938 года, а остальные две погибли в 1940-х годах.

 

Канонерская лодка «Ву-Фэн» — 1 ед.

 

200 т, 37,8x6,1x2,1 м. ПМ - 1, 1 ПК, 300 л.с.=10 уз. 30 т уг. Эк. 46 чел. 4 — 47 мм.

 

Построена на верфи в Циндао в 1912 году как адмиральская яхта, затем переклассифицирована в канонерскую лодку. За­топлена экипажем 11.8.1937 с целью заграждения фарватера.

 

Канонерские лодки типа «Цзян-Кун» — 2 ед.

101.jpg

 

«Цзян-Кун», «Цзян-Тай».

 

250 т, 44x6x2,3 м. ПМ - 2,1 ПК, 500 л.с.=14уз. Эк.62 чел. 1 -76мм, 4 пул.

 

Речные канонерки, по­строены на верфи в Ханькоу в 1908 году. По некоторым данным, были заложены од­нотипные «Цзян-Ку» и «Цзян-Цзин», но они оста­лись недостроенными. «Цзян-Кун» и «Цзян-Тай» потоплены японской авиа­цией в октябре 1938 года и 26.9.1937 соответственно.

 

Канонерские лодки типа «Цзян-Си» — 2 ед.

102.jpg

 

«Цзян-Си», «Цзян-Гунь».

 

140 т, 43,9x7,5x0,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, 450 л.с.= 12 уз. 30 т уг. Эк. 49 чел. 1 — 87 мм, 4 пул.

 

Речные канонерки, постро­ены в Германии в 1911 — 1912 годах. Проект разработан на базе немецкой канлодки «От­тер». Вооружены 87-мм мортирой. Обе потоплены 24.8.1941 японской авиацией в провинции Сычуань.

 

Канонерская лодка «Ли-Цзи» — 1 ед.

 

266 т, 54,1x8,65x0,85 м. ПМ - 2, 2 ПК, 1300 л.с.= 15,2 уз. 87 т уг. Эк. 56 чел. 2 — 52 мм, 3 пул.

 

Бывшая германская речная канонерка «Оттер», построенная в 1910 году и к началу Первой мировой войны находившаяся в Нанкине. Реквизирована Китаем 20.3.1917 и переименована в «Ли-Цзи». Позже переведена на Сунгари. Потоплена 12.10.1929 монитором «Свердлов» во время конфликта на КВЖД.

 

Канонерская лодка «Ли-Суй» — 1 ед.

 

223т, 50,1x8x0,94м. ПМ - 2, 2 ПК, 1300 л.с.= 13 уз. 85 т уг. Эк. 56 чел. 1 - 88, 1 - 52 мм, 2 пул.

 

Бывшая германская речная канонерка «Фатерлянд», постро­енная в 1904 году и к началу Первой мировой войны находивша­яся в Нанкине. Реквизирована Китаем 20.3.1917 вместе с кано­неркой «Оттер». Впоследствии переведена на реку Сунгари. Во время конфликта на КВЖД 12.10.1929 повреждена монитором «Свердлов» в бою у Лахасусу. В 1931 году была восстановлена и находилась в строю до 1941 года, после чего переоборудова­на в учебное судно. В 1945 году захвачена советскими войсками в Маньчжурии, но в строй не вводилась и вскоре сдана на слом.

Примечание. Ряд зарубежных справочников идентифицирует кано­нерку «Ли-Суй» как бывший «Оттер», а «Ли-Цзи» — как бывший «Фатер­лянд». В настоящем издании информацию об этих судах мы приводим по книге E.Groner, German Warships 1815 -1945 (London, Conway Mariti­me Press, 1990).

 

Канонерская лодка «Гуань-Чуань» — 1 ед.

 

305 т, 36,3x6,1x2,3 м. ПМ - 1, 1 ПК, 300 л.с.=7,9 уз. 35 т уг. Эк. 26 чел. 2-37 мм, 1 пул.

 

Построена в Шанхае на верфи «Цзяннань» в 1908 году. Спи­сана в 1929-м.

 

Канонерская лодка «Ань-Фэн» — 1 ед.

 

169т, 37,2x5,6x1,7 м. ПМ- 1, 1 ПК, 350 л.с.=12,1 уз. 2-37 мм.

 

Построена в Шанхае на верфи «Цзяннань» в 1908 году. Судь­ба судна неизвестна.

 

Старые канонерские лодки

 

В 1914— 1918 годах в составе ВМС Китая числилось не менее 20 устаревших канонерок и малых крейсеров постройки периода 1867— 1894 годов. Большинство из них находилось в небоеспо­собном состоянии и имело нулевую ценность. Из всех этих судов заслуживает упоминание лишь бывший безбронный крейсер «Дун-Чжи» (1895 г., 1900т, 11 уз., 2- 152мм, 6 - 120 мм, 3 - 57 мм, 1 ТА). С 1909 года он служил учебным судном и был затоплен 11.8.1937 с целью заграждения фарватера в устье Янцзы.