Бронирование и противоторпедная защита

 

Согласно техническому заданию систе­ма бронирования авианосца должна была обеспечить защиту жизненно важных час­тей корабля от попадания 6-дюймовых сна­рядов на дальности от 10,3 до 17,1 км и от взрыва 1000-фн фугасных бомб. Поэтому конструкторы, отталкиваясь от схемы бронирования «Йорктауна», пошли по пути су­щественного увеличения толщины горизон­тальной брони, отдав ей приоритет по от­ношению к броне вертикальной.

Броневой пояс «Эссекса» остался при­мерно таким же, как и на прототипе. Он со­стоял из 102-мм плит, установленных на рубашке из 30-фунтовой стали STS; по со­противляемости это было эквивалентно 4,5-дюймовой цементированной броне. Пояс имел длину 155 м и простирался от 39-го до 166-го шпангоута, защищая 62% ватерли­нии. Высота его равнялась 3,05 м; в подвод­ной части толщина плит плавно уменьша­лась до 64 мм. Траверзные переборки, со­единявшие концы поясов левого и правого бортов, также защищались 102-мм броней. Сверху образовавшуюся таким образом ци­тадель закрывала главная (четвертая) па­луба, покрытая 37-мм плитами стали STS. Выше располагалась ангарная палуба, за­щищенная броней STS толщиной 64 мм (В таблице в солидной монографии Нормана Фридма­на «US Aircraft Carriers: An Illustrated Design History» приводится значение 1,5 дюйма, то есть 37 мм. По-ви­димому, это — опечатка, перекочевавшая затем в ряд других изданий, в том числе — в книгу Элана Рэйвена «Essex-class Carriers»). Разнесенное горизонтальное бронирование существенно улучшало защиту от авиабомб: основную энергию взрыва принимала на себя ангарная палуба, а находившиеся под главной палубой машины и котлы остава­лись невредимыми. Правда, увлекшись уси­лением защиты, проектировщики «Эссекса» допустили ошибку, попытавшись свести до минимума количество отверстий в броне ангарной палубы. В результате вентиляция нижних помещений корабля оказалась явно недостаточной. И в случае пожара люди за­дыхались от дыма — этим, в частности, объясняются огромные человеческие поте­ри на авианосце «Франклин» после его ата­ки японскими самолетами.

Отсек рулевых машин имел локальное «коробчатое» бронирование: толщина стен составляла 102 мм, крыши — 64 мм. Кроме того, легкая броня (обычно 25 — 37 мм, ред­ко до 64 мм) прикрывала расположенные выше ангарной палубы поданные трубы, шахты элеваторов подачи авиационного бое­запаса, кабельные коммуникации. У бое­вой рубки 37-мм листами стали STS защи­щалась только крыша. Общий вес верти­кальной брони составлял 996,7 т (по другим данным — 969 т).

Оценивая систему бронирования «Эссек­са», следует отметить, что она была весь­ма рациональной и — в рамках отведенно­го на нее водоизмещения — вполне эффек­тивной. Наиболее спорным выглядел отказ от бронирования полетной палубы, предла­гавшийся в варианте эскизного проекта CV-9G. Однако опыт Второй мировой войны не дал однозначного ответа на вопрос, пра­вильно ли поступили конструкторы. Хотя ос­нащенный броневой полетной палубой анг­лийский авианосец «Илластриес» действи­тельно показал отличную живучесть во вре­мя операций у Мальты в 1941 году, но за лишний вес тяжелой палубы пришлось за­платить уменьшением численности авиагруп­пы и некоторым ухудшением основных так­тико-технических элементов. Кроме того, броня на верхней палубе серьезно услож­няла ремонт боевых повреждений. Поэто­му американцы последовали примеру анг­личан лишь в следующем проекте — тяже­лого авианосца «Мидуэй». Последний осна­стили 87-мм полетной палубой, но, чтобы обеспечить гармоничное сочетание осталь­ных боевых характеристик, стандартное водоизмещение нового корабля пришлось увеличить почти вдвое — до 46 000 т.

Противоторпедная защита представляла собой типично американскую схему, в це­лом повторявшую примененную на «Йорктауне». Внутри корпуса шли продольные пе­реборки — по четыре с каждого борта. Два внешних отсека заполнялась топливом, два следующих оставались пустыми и служили камерой расширения, гасившей энергию подводного взрыва. Общая ширина ПТЗ со­ставляла с каждого борта 5,1 м. Как пока­зал опыт войны, конструкция ПТЗ оказалась способной противостоять авиационным тор­педам с относительно небольшим боевым зарядом. А вот попадание мощной 610-мм торпеды, находившейся на вооружении японских подводных лодок и надводных ко­раблей, могло иметь для «эссексов» катас­трофические последствия. К счастью, ни одного подобного случая в годы Второй ми­ровой войны не произошло.