Радары

 

Создание американской промышленнос­тью лучших для своего времени радиоло­кационных средств обнаружения дало фло­ту США неоспоримые преимущества перед противником. Вместе с тем, «эссексы» ста­ли последними авианосцами, в проекте ко­торых радары изначально не предусматри­вались. Это создало немало проблем: на и без того тесном «острове» требовалось раз­местить внушительных размеров антенны, причем так, чтобы исключить возможность интерференции радиоволн и уменьшить вредное воздействие теплового излучения и дыма. К тому же необходимо было выде­лить помещения для аппаратуры и обслу­живающего персонала. Все это пришлось делать «на ходу», с долей импровизации.

На момент вступления в строй «Эссекс» был оснащен двумя радарами дальнего об­наружения воздушных целей — SK и SC-2. Антенна первого из них устанавливалась на треногой мачте, второго — на специаль­ной платформе с правой стороны дымовой трубы. Позже их поменяли местами: мачта обрастала все новыми и новыми прибора­ми, и более громоздкую антенну SK пере­несли вниз. Дальность обнаружения само­лета у этих РЛС составляла примерно 80 миль.

Обнаружение надводных целей осущест­влялось двумя радарами типа SG: их ан­тенны устанавливались на мачте и на спе­циальной штанге в задней части дымовой трубы (На момент сдачи «Эссекса» второй радар SG установ­лен не был). Комплект радиолокационного обо­рудования дополняли два радара Мк-4, уста­новленные на крыше командно-дальномерных постов Мк-37, и расположенный на топе мачты радиомаяк YE.

В марте 1943 года на авианосце CV-16 «Лексингтон» (корабль типа «Эссекс», по­лучивший имя погибшего предшественника) установили новинку — радиовысотомер SM. Теперь американские моряки могли опреде­лять три координаты воздушной цели вме­сто двух, что значительно улучшило систе­му ПВО. В сентябре того же года радар SM появился на авианосце «Банкер Хилл», а за­тем— и на остальных «эссексах». Обычно антенна этой РЛС располагалась на мач­те— на том месте, где поначалу устанав­ливали антенну SK. К середине 1944 года на каждом авианосце имелось по пять ра­даров (не считая входивших в систему управления зенитным огнем): SK, SC-2, SM и два SG.

На завершающем этапе войны появи­лось новое поколение РЛС. Преемником радара SK стал SK-2 с круглой параболи­ческой антенной, дающей более тонкий луч. Первым SK-2 получил в конце 1944 года авианосец «Беннингтон»; вскоре ими оснастили и все его систершипы. На одних кораблях антенна SK-2 устанавливалась на мачте, на других — на площадке с правой стороны трубы.

Одновременно с SK-2 стал применяться новый радиолокационный высотомер SP, го­раздо более легкий и компактный, чем SM. А весной 1945 года на «Лексингтоне» уста­новили радар SR, представлявший собой значительно усовершенствованный вариант SC-2.

Помимо станций обнаружения, на авиа­носцах типа «Эссекс» имелось значитель­ное число небольших радаров, входивших в системы управления огнем и служивших преимущественно в качестве радиодально­меров. Кроме уже упоминавшихся РЛС Мк-4, на ряде авианосцев устанавливались директоры Мк-49 с радарами Мк-11, директоры Мк-57 с радарами Мк-29 и в самом конце войны — директоры Мк-63 с радаром Мк-34. В 1944 году радиолокационные станции Мк-4, входившие в состав приборов директора Мк-37, были модернизированы и получили новое обозначение Мк-12. Одновременно их снабдили радиовысотомером Мк-22 с до­полнительной параболической антенной.

Японский флот начал широко использо­вать радиолокаторы только в конце 1944 года — намного позже американцев. Поэто­му в начале 1945 года на авианосцах типа «Эссекс» появились специальные приборы TDY, предназначенные для постановки по­мех при работе вражеских РЛС.