Бой в Филиппинском море

 

Японский флот в течение первой поло­вины 1944 года вел себя довольно пассив­но, что позволило американцам практичес­ки полностью разрушить внешний периметр обороны Страны восходящего солнца. Но когда 15 июня начались бои за остров Сай­пан, пробил час решительной морской бит­вы. Ведь потеря Сайпана приводила к тому, что американские бомбардировщики могли наносить удары по территории самой Япо­нии. И новый командующий Соединенным флотом адмирал Тойода, выполняя приказ императорской ставки, направил навстречу неприятелю свое самое мощное соедине­ние — Первый мобильный флот под коман­дованием вице-адмирала Дзисабуро Одзава. В состав флота входили все имевшиеся у японцев авианосцы (9 единиц), 4 линкора (включая гигантские «Ямато» и «Мусаси»), 10 крейсеров (в том числе 9 тяжелых) и 26 эсминцев. Кроме того, Одзаве были обеща­ны 500 базовых самолетов, находившихся на Марианских островах и которым предсто­яло первыми нанести удар по противнику.

США к тому времени имели явное пре­имущество в силах. В марте в состав соеди­нения TF-58 вошел новый корабль типа «Эс­секс»—CV-12 «Хорнет»; одновременно вернулся в строй отремонтированный «Лек­сингтон». В начале июня на передовую базу Маджуро прибыл CV-18 «Уосп». Таким об­разом, в распоряжении адмирала Митшера имелось шесть тяжелых авианосцев типа «Эссекс» (отсутствовал только поврежден­ный торпедой «Интрепид»), ветеран тихо­океанских баталий «Энтерпрайз» и восемь легких авианосцев типа «Индепенденс». Еще в составе TF-58 находились 7 новых линкоров, 21 крейсер и 69 эсминцев. Палуб­ных самолетов на авианосцах насчитыва­лось 891 единица против 430 у японцев.

Тем не менее, Одзава рассчитывал на успех. Он планировал использовать бере­говую авиацию, базировавшуюся на остро­вах Гуам, Рота и Яп, что должно было, как минимум, уравнять силы в воздухе. Кроме того, он хотел извлечь выгоду из большей дальности действия своей авиации (из-за отсутствия на японских самолетах брони и самогерметизирующихся бензобаков). Не­которое преимущество Первому мобильно­му флоту давал и восточный пассат, позво­лявший сближаться с неприятелем и одно­временно проводить взлетно-посадочные операции. Наконец, Одзава надеялся на свою хорошо организованную разведку, что отчасти компенсировало превосходство американцев в области радиолокационных средств.

Но всем этим планам не суждено было сбыться. 15 и 17 июня янки нанесли воздушные удары по аэродромам на островах Иводзима и Титидзима, служивших проме­жуточными пунктами при переброске япон­ских самолетов на юг. Затем настал черед аэродромов на Гуаме и Роте. Особенно сильной была бомбардировка Гуама 19 июня — после нее рассчитывать на поддерж­ку береговой авиации Одзаве уже не при­ходилось.

Очень эффективными оказались и дей­ствия американских подводных лодок. Уже в ходе развертывания сил ими были потоп­лены четыре японских эсминца, а во время сражения жертвами субмарин «Альбакор» и «Кавэлла» стали два тяжелых авианос­ца — новейший «Тайхо» (создававшийся, кстати, в качестве ответа на появление «Эс­секса») и знаменитый «Сёкаку».

Главная фаза сражения произошла 19 июня. Начали атаку японцы, раньше обна­ружившие своего противника. В течение восьми часов подряд (с 10.23 до 18.45) они четырьмя волнами пытались нанести реша­ющий удар по кораблям соединения TF-58. В первом налете участвовало 69 самолетов (16 истребителей и 45 истребителей-бом­бардировщиков «Зеро», а также 8 торпедо­носцев «Джилл»). Увы, встреча с подняты­ми в воздух «хэллкэтами» наглядно показа­ла, насколько японцы отстали от своих про­тивников. И не столько в отношении техни­ки, сколько в уровне квалификации летчи­ков. Все американские пилоты, прежде чем попасть на авианосцы, в течение двух лет проходили подготовку в учебных центрах и имели более 300 часов летного времени, а большинство японских готовилось всего два — три месяца, и только у самых лучших из них был за плечами шестимесячный срок обучения. Неудивительно, что из 69 само­летов 42 были сбиты, причем почти все — в воздушном бою.

Наиболее сильным должен был стать второй удар — в нем участвовало 128 само­летов (53 бомбардировщика «Джуди», 27 торпедоносцев «Джилл» и 48 истребителей «Зеро»). И на этот раз японские самолеты, своевременно обнаруженные радарами, были перехвачены американскими истреби­телями. Первыми с ними вступили в бой 12 «хэллкэтов» с «Эссекса». Итог для Одзавы оказался плачевным: на его авианосцы не вернулись 42 «джуди», 23 «джилла» и 32 «зеро», а американские асы записали на свой счет около 70 воздушных побед.

Третья волна из 40 «зеро» (в том числе 25 истребителей-бомбардировщиков) и 7 «джиллов» из-за навигационных ошибок не смогла найти заданные цели. Обнаружив лишь силы прикрытия, японцы отказались от атаки и повернули назад. Однако на об­ратном пути их настигли истребители с «Хорнета» и «Йорктауна». Итог воздушной схватки — 7 сбитых японских самолетов.

Четвертая и последняя за день атака на американские корабли имела для японцев самые плачевные результаты. Из 82 само­летов (30 истребителей и 10 истребителей-бомбардировщиков «Зеро», 27 «вэлов», 9 «джуди» и 6 «джиллов»), стартовавших с авианосцев «Дзуньё», «Хийё», «Рюхо» и «Дзуйкаку», уцелело всего 9 машин.

Всего за 19 июня 1944 года из 373 уча­ствовавших в бою японских самолетов 243 погибли. Ущерб же, нанесенный ими амери­канцам, оказался минимальным. Они доби­лись лишь одного прямого попадания бом­бой в линкор «Саут Дакота», еще несколько кораблей соединения Митшера получили повреждения от близких разрывов. Из авиа­носцев больше всех пострадал «Банкер Хилл». Примерно в полдень два «джуди» из состава второй волны спикировали на него одновременно с разных сторон (если это не случайность, то один из немногих случаев грамотного взаимодействия японских пило­тов в данном бою). Оба были сбиты, но одна из бомб взорвалась рядом с бортом, повре­див самолетоподъемник и систему подачи бензина. Из экипажа корабля 3 человека по­гибли и 73 получили ранения. Вспыхнуло сра­зу несколько пожаров, но их, к счастью, су­мели быстро ликвидировать.

Одновременно с «Банкер Хиллом» лег­кие повреждения получил «Уосп». Осколка­ми бомбы, также сброшенной бомбардиров­щиком «Джуди», на нем был убит один и ра­нены 12 человек.

Американская палубная авиация потеря­ла в воздушных боях всего 17 машин, из ко­торых, по крайней мере, одна была сбита огнем своих же зениток. Еще 13 самолетов не вернулись после бомбардировки остро­ва Гуам. Таким образом, потери в авиации у американцев (30 машин) за первый день сражения в Филиппинском море, даже без учета самолетов, уничтоженных на аэродро­мах Гуама и Роты, были в восемь(!) раз меньше, чем у их противника.

На следующий день, 20 июня, пришел че­ред американцев наносить удары по кораб­лям врага. К этому моменту адмирал Одзава вовсе не считал себя побежденным. Со­блюдая полное радиомолчание, он не имел никакой информации о невернувшихся са­молетах, полагая, что большая их часть со­вершила посадку на острове Гуам, и уцелев­шие пилоты докладывали о потоплении, как минимум, четырех и повреждении шести американских авианосцев. Поэтому коман­дующий Первым мобильным флотом гото­вился возобновить наступательные дей­ствия. Правда, новый удар по противнику всеми оставшимися в его распоряжении си­лами он отложил на следующий день.

Но Митшер опередил своего оппонента. В 18.40 на японских кораблях пробили бое­вую тревогу: к ним приближались поднятые с шести тяжелых и пяти легких авианосцев 85 «хэллкетов», 54 «эвенджера» и 77 пики­рующих бомбардировщиков «Донтлесс» и «Хэллдайвер». 216 американским самоле­там Одзава мог противопоставить лишь 75 своих, реально же путь нападающей сторо­не преградили всего четыре десятка «зеро». Правда, действовали они довольно эффек­тивно, сбив 21 американскую машину — вероятно, в боях 19 июня удалось спастись са­мым опытным японским летчикам (Из японских истребителей 25 были сбиты и 9 тяжело повреждены).

Тем не менее, господство в воздухе ос­тавалось на стороне американцев, а систе­ма ПВО Первого мобильного флота сущест­венно уступала соединению Митшера. Две торпеды, сброшенные «эвенджерами» с «Лексингтона», поразили авианосец «Хийё». После пожара и серии последовав­ших внутренних взрывов корабль затонул. Повреждения получили линкор «Харуна», тяжелый крейсер «Майя», авианосцы «Чийода», «Дзуньё» и «Дзуйкаку». Причем по­следний чудом избежал гибели: попадания нескольких бомб вызвали на нем сильней­ший пожар, из-за чего командир корабля отдал приказ покинуть корабль. Однако вскоре аварийным партиям удалось остано­вить распространение огня, и авианосец своим ходом добрался до Куре. В атаках на «Дзуйкаку» принимали участие самолеты с «Йорктауна», «Энтерпрайза» и легкого авиа­носца «Сан-Джасинто».

Серьезной потерей для Одзавы стала ги­бель танкеров-заправщиков «Гэнье-мару» и «Сэйе-мару», уничтоженных пикирующими бомбардировщиками (в том числе с авиа­носца «Уосп»). Японский флот ощущал ост­рую нехватку как судов данного класса, так и непосредственно жидкого топлива.

Пожалуй, от полного разгрома Первый мобильный флот спасли три обстоятель­ства. Во-первых, из-за неудовлетворитель­но организованной разведки Митшер обна­ружил противника слишком поздно, и до на­ступления темноты американцы смогли провести единственную атаку. Во-вторых, мно­гие палубные торпедоносцы «Эвенджер» несли бомбы вместо торпед, что сделало их атаки менее эффективными. (Видимо, здесь сказался «комплекс Мидуэя»: тогда бомба показала себя более грозным оружием, чем авиаторпеда. Однако за прошедшее время боевые качества американских торпед и их носителей существенно улучшились.) В-третьих, американские самолеты наносили удар на пределе своего радиуса действия, у многих из них оставалось топлива лишь на обратный путь, и потому не было време­ни для организации совместных атак по всем правилам военного искусства.

Полное драматизма возвращение авиа­группы на корабли соединения TF-58 стало заключительным аккордом сражения в Фи­липпинском море. Самолеты вернулись практически с пустыми баками, но им еще предстояла нелегкая посадка на палубу в полной темноте. Чтобы облегчить эту зада­чу, адмирал Митшер приказал осветить авианосцы, не считаясь с угрозой нападе­ния вражеских бомбардировщиков и под­водных лодок. На кораблях оперативного со­единения включили все огни и прожекторы, в воздухе то и дело вспыхивали факелы 127-мм осветительных снарядов. Однако все равно посадка заняла около двух часов — ее задержали аварии и разные ЧП. Многим самолетам не хватало горючего, и они са­дились (а иногда падали) на воду. Всего за эти два часа американцы потеряли 80 са­молетов— в четыре раза больше, чем во время атаки флота Одзавы. К счастью, аб­солютное большинство летчиков погибших машин спаслось: не удалось найти лишь 13 человек.

Впрочем, эти потери не сильно отрази­лись на общем итоге сражения. За два дня боев американцы лишились 130 палубных самолетов, а японцы — 395. Утром 19 июня на палубах авианосцев Первого мобильно­го флота находилось 430 готовых к бою ма­шин, а через два дня их осталось 35, или всего 8%. Американский историк С.Морисон в своем фундаментальном труде «История военно-морских операций во Второй миро­вой войне» так охарактеризовал результа­ты сражения: «Этот бой был самым круп­ным за всю войну. Участвовавшие в нем силы в три — четыре раза превосходили те, которые принимали участие в бою у атолла Мидуэй. Американская сторона одержала полную победу, и японцы были уже не в со­стоянии участвовать в боях подобного мас­штаба».