Авианосцы-победители

 

В разгар боев за Окинаву Японский им­ператорский флот предпринял последнюю попытку выйти в море и нанести удар по кораблям противника. Осуществление за­мысла возложили на соединение в соста­ве линкора «Ямато», легкого крейсера «Яхаги» и восьми эсминцев. Для этого по­хода едва наскребли топлива, которого хва­тало на дорогу в один конец — до Окина­вы. По сути дела, это было соединение-са­моубийца, ибо вернуться назад оно не мог­ло. В случае прорыва к Окинаве в дело должны были вступить чудовищные пушки «Ямато»; а если бы это не удалось, то со­единение отвлекло бы на себя палубную авиацию противника, что облегчало выпол­нение операции «Кикусуй».

Так называемое Первое диверсионное соединение вышло в море 6 апреля. Но при­близиться к месту нахождения американс­ких кораблей ему не удалось. После обна­ружения японского линкора с палуб авианос­цев Митшера стартовали самолеты. Авиа­ционное прикрытие у отряда «диверсантов» отсутствовало, и потому дальнейший ход событий свелся к последовательным и поч­ти безнаказанным воздушным атакам. По­лучив примерно 10 попаданий торпедами и 10 — 12 1000-фунтовыми бомбами, «Яма-то» перевернулся и затонул почти со всем экипажем. Американцы заплатили за побе­ду потерей 10 самолетов. Решающую роль в уничтожении японского суперлинкора сыг­рали «эвенджеры» с авианосца «Йорктаун» — они «всадили» в него шесть торпед. Внесли свою лепту также самолеты с «Хорнета» и «Беннингтона». Одновременно аме­риканцы расправились и с эскортом, причем главными «виновниками» гибели крейсера «Яхаги» стали опять-таки пилоты с «Йорктауна». Больше японский флот в море уже не выходил.

28 мая 1945 года произошла очередная смена командующих флотом: место Спрюенса занял Холси, и оперативное соедине­ние Митшера снова изменило обозначение на TF-38. Теперь его основной задачей ста­ла бомбардировка Японских островов. В июле — августе палубная авиация нанесла пять массированных ударов по Токио, два — по военно-морской базе Куре и два — по острову Хоккайдо. В Куре под бомбами погибли остатки императорского флота — авианосцы «Амаги», «Кацураги», «Рюхо», пе­реоборудованные в «полуавианосцы» лин­коры «Исэ» и «Хьюга», а также линкор «Харуна», крейсера «Тоне», «Аоба», «Ойодо» и другие корабли. Впрочем, все они уже не представляли никакой угрозы, поскольку для них не было топлива, а для авианосцев — ни самолетов, ни летчиков.

Опыт Второй мировой войны наглядно продемонстрировал, что авианосцы отныне являются главной ударной силой флота. Именно они — ив первую очередь «эссексы» — принесли Соединенным Штатам по­беду в войне с Японией. Перед кораблями этого класса оказались беззащитными и сильнейшие в мире линкоры, и укрепленные острова, и промышленные объекты. По под­счетам американских историков, палубная авиация ВМС США уничтожила в воздуш­ных боях 9249 японских самолетов, а с уче­том разбомбленных на земле — 12 268. Это примерно 80% всех потерь японских машин на Тихоокеанском театре военных действий в 1941 — 1945 годах (Данные взяты из книги R.Lawson, B.Tillman. Carrier Air War. Osceola, 1996). Но история авианос­цев типа «Эссекс» с окончанием Второй мировой войны не завершилась. Многих из них ждала долгая служба и «второе рожде­ние» — капитальная модернизация, превра­тившая их в носителей реактивной авиации. Об этом мы расскажем в следующем выпус­ке «Морской коллекции».