Проектирование

 

Начало Второй мировой войны развя­зало руки кораблестроителям — давлевшее над ними ограничение размеров ко­раблей, диктуемое международными со­глашениями, само собой отпало. Казалось бы, характеристики боевых кораблей от­ныне станут более гармоничными. Увы, в США это произошло не сразу. Образно выражаясь, американские конструкторы и инженеры не выдержали испытания сво­бодой и ударились в гигантоманию. Стан­дартное водоизмещение проектируемого тяжелого крейсера «Аляска» составило 27 500 т, а линкора «Монтана» - 60 500 т! Сомнительной чести войти в разряд ко­раблей-монстров удостоился и «Мидуэй».

Эскизные проработки тяжелого авиа­носца, которому в будущем предстояло стать преемником «Эссекса», начались еще в 1940 году. К началу следующего года на рассмотрение Генерального совета были представлены 9 вариантов проекта, получивших обозначения CV-A, CV-B и так далее до CV-I. Стандартное водоизмеще­ние будущего корабля колебалось от 28  000 до 45 000 т, мощность механиз­мов — от 150 000 до 172000 л.с., скорость от 31,5 до 33 узлов. Все варианты предус­матривали бронирование полетной палу­бы: в первых проектах (CV-A, CV-B, CV-C и CV-F) она имела толщину 25 мм, в после­дующих, разработанных после знакомства с «Илластриесом», — от 37 до 87 мм. Наиболее радикальным выглядел проект CV-I: на нем вообще не было вертикаль­ной брони, зато полетная палуба защища­лась 127-мм плитами. Правда, за это при­шлось заплатить резким снижением чис­ленности авиагруппы: CV-I нес всего 60 са­молетов, в то время, как большинство авианосцев других проектов — 110 — 120.

После бурных споров Генеральный совет остановил свой выбор на самом большом варианте — CV-E (стандартное водоизмещение 45 000 т, нормальное — 52 600 т!); его-то и положили в основу рабочего проекта.

Следует сказать, что президент Ф.Руз­вельт встретил предложение строить столь гигантские авианосцы без востор­га. В начале 1942 года он обратился к Генеральному совету с предложением еще раз хорошенько взвесить, стоит ли браться за корабли, которые вступят в строй очень не скоро и будут безумно дорогими. В качестве альтернативы Руз­вельт предлагал построить десяток-дру­гой дешевых авианосцев водоизмещени­ем по 11 000 т, считая этот путь более разумным.

Скептицизм президента разделяли и признанные авторитеты. Так, адмирал Ч.Нимиц считал 45 000-тонный корабль «неоправданно большим и неуправляе­мым», а концентрация на нем слишком большой авиагруппы казалось ему опас­ной. Примерно того же мнения придер­живался и адмирал М.Митшер; по его сло­вам, оптимальный размер авианосца — от 20 000 до 30 000 т. Правда, оба флото­водца не поддержали и идею президен­та, заявив, что 11 000-тонные корабли смогут решать очень ограниченный круг задач.

Разработка чертежей авианосца шла полным ходом, хотя перспективы построй­ки корабля-гиганта оставались неопреде­ленными вплоть до конца 1942 года. Прав­да, результаты боя у атолла Мидуэй скло­нили большинство адмиралов и военно-морских специалистов к мнению о целе­сообразности иметь в составе флота тя­желые авианосцы с бронированной верх­ней палубой. Но президента их доводы не убедили: утверждая 12 августа 1942 года экстренную кораблестроительную про­грамму, он вычеркнул из нее пункт о стро­ительстве четырех 45 000-тонных авиа­носцев. Лишь два месяца спустя, 8 октяб­ря, Рузвельт под нажимом влиятельного адмирала Э.Кинга и Генерального совета флота согласился включить в бюджет сле­дующего года постройку двух таких кораб­лей, грустно пошутив, что они будут не бронепалубными, а «золотопалубными». Официально решение о строительстве двух суперавианосцев президент подпи­сал 29 декабря 1942 года, а третьего — 26 мая следующего года, дав категори­ческий отказ в отношении четвертого.

Новые авианосцы по размерам и мощи настолько превосходили своих предше­ственников, что американцам пришлось специально для них придумывать новую классификацию (кстати, аналогично они поступили и с тяжелыми крейсерами типа «Аляска»). Напомним, что до начала Вто­рой мировой войны все американские авианосцы имели обозначение CV и на подклассы не разделялись. С появлени­ем эскортных (AVG, с июля 1943 года— CVE) и легких (CVL) авианосцев оставшие­ся CV от «Саратоги» до «Эссекса» стали называть тяжелыми авианосцами. А про­ектируемым 45 000-тонным кораблям при­своили индекс CVB, в котором буква В озна­чала «battle». Таким образом, подразу­мевалось, что будущий «Мидуэй» будет отличаться от остальных тяжелых авианос­цев примерно так же, как обычный крей­сер (cruiser) отличается от крейсера ли­нейного (battlecruiser). Столь необычный класс «линейных авианосцев» просущест­вовал во флоте США до 1952 года.