спальни, тумбытв.

Палубные самолеты и авиационно-техническое оборудование

 

Во второй половине 1945 года на во­оружение морской авиации США поступи­ли новые самолеты, разработанные еще во время войны — одномоторный истре­битель F8F «Биркэт», двухмоторный F7F «Тайгеркэт» и очень удачный штурмовик AD «Скайрейдер». Именно эти самолеты вместе с прославленными «корсарами» и «хэллдайверами» составили основу авиа­ционного вооружения всех американских авианосцев в первые послевоенные годы. Однако прогресс в области летательных аппаратов развивался столь стремитель­но, что многие из создававшихся машин устаревали почти мгновенно.

Череда экспериментов, проведенных в то переломное время, продемонстриро­вала новые, еще недавно казавшиеся фантастическими возможности палубной авиации. 21 июля 1946 года лейтенант-коммандер Джеймс Дэвидсон впервые в истории американского флота посадил на палубу авианосца «Франклин Д.Руэвельт» реактивный самолет — опытный XFD-1 «Фантом». 7 марта 1949 года тяжелый двухмоторный бомбардировщик P-2V-3 «Нептун» с грузом в 4,5 т, имитирующим бомбы, стартовал с находившегося у по­бережья Вирджинии авианосца «Корал Си», пересек континент и без посадки вернулся назад на восточное побережье, приземлившись на авиабазе в штате Мэ­риленд. Семь месяцев спустя, 5 октября, другой «Нептун» взлетел с палубы «Ми­дуэя» вблизи Норфолка, достиг зоны Па­намского канала, затем вернулся назад и приземлился на авиабазе в Сан-Диего в Калифорнии, совершив беспосадочный 4800-мильный перелет продолжительно­стью 25 часов 40 минут. 7 февраля 1950 года «Нептун» с «Рузвельта» побил ЭТОТ рекорд, продержавшись в воздухе 25 ча­сов 59 минут и преодолев за это время 5060 миль. А 21 апреля того же года на авианосце «Корал Си» произошло сразу два примечательных события: во-первых, в этот день с палубы стартовал P-2V-3C «Нептун» с рекордным взлетным весом в 33,9 т, а во-вторых, в воздух впервые под­нялся новый двухмоторный бомбардиров­щик AJ-1 «Сэвидж». Последний вскоре приняли на вооружение флота в качестве носителя атомного оружия, и таким обра­зом авианосцы нарушили монополию летающих «сверхкрепостей» считаться единственной стратегической ударной силой в предстоящей глобальной войне. Во время боевых действий в Корее ос­новными типами базировавшихся на «эссексах» самолетов были реактивные F9F-2 «Пантер», F2H-2 «Бенши» и поршневые F4U-4 «Корсар» и AD-2/AD-4 «Скайрейдер». С середины 50-х годов на ударных авианосцах винтовые машины были поч­ти полностью вытеснены реактивными. В 1952-м на авианосцах типа «Мидуэй» базировалось 84 самолета: 42 истреби­теля F9F «Пантер» и 42 штурмовика AD-3 «Скайрейдер».

Необходимо отметить, что переход на реактивную палубную авиацию происхо­дил очень болезненно. Сильно возросшая посадочная скорость самолетов наруши­ла сложившуюся организацию посадки на палубу: пилот просто не успевал реаги­ровать на сигналы находившегося на бор­ту офицера. В результате количество не­счастных случаев на авианосцах в конце 40-х годов достигало 1,5% к числу поса­док. Американские летчики мрачно шути­ли, называя себя «новыми камикадзе».

Проблема аварийности в значительной степени была решена благодаря применению угловой палубы, которая позволя­ла самолету уйти на второй круг, если первая попытка посадки по каким-либо причинам не удавалась. Кроме того, она уменьшала вредное влияние на самолет дыма и завихрений воздуха от «острова», а также повышала оперативность взлет­но-посадочных операций.

Главная трудность при посадке на угло­вую палубу заключалась в различных векторах движения корабля и самолета: палуба как бы убегала из-под шасси. Здесь выйти из положения помогла опти­ческая система посадки, изобретенная ан­гличанами в 1954 году (Интересно отметить, что, несмотря на глубокий кризис, охвативший авианосные силы бывшей «вла­дычицы морей» в послевоенные годы, все важней­шие изобретения, определившие развитие авиа­носцев, — такие, как угловая палуба, паровая ката­пульта, оптическая система посадки, — были сде­ланы в Англии). Она состояла из вогнутого прямоугольного зеркала, по сто­ронам которого располагался ряд гори­зонтальных зеленых и красных огней. Зер­кало подсвечивалось находившимся в кормовой части прожектором — так, что­бы луч света фокусировался в одной точ­ке и шел по направлению заданной глис­сады планирования. Задача летчика при посадке на палубу сводилась к необходи­мости удержать отраженный луч зеркала на одном уровне с горизонтальными цвет­ными огнями. Впервые такую систему американцы испытали 22 августа 1955 года на авианосце «Беннингтон», а затем распространили на все корабли этого класса.

Дальнейшим этапом в совершенство­вании взлетно-посадочных операций ста­ло создание автоматической системы AWCLS (All Weather Carrier Landing System — система всепогодной посадки на авианосец) — радиоэлектронного ком­плекса, следящего за приближающимся самолетом и передающего кодированные сигналы на его автопилот. Фактически она позволяла осуществлять посадку без уча­стия летчика — функции последнего сво­дились лишь к контролю за процессом. AWCLS была испытана 12 августа 1957 года на авианосце «Энтиетам», когда ис­требитель F3D «Скайнайт» впервые в ис­тории совершил посадку на палубу в ав­томатическом режиме. В дальнейшем AWCLS дорабатывалась в течение 10 лет, после чего стала неотъемлемой частью всех ударных авианосцев.

Еще одним важным элементом совре­менных «плавучих аэродромов» стала телевизионная система контроля PLAT (Pilot Landing Aid Television). Она состо­яла из нескольких телекамер, направ­ленных на разные точки палубы и веду­щих постоянную запись происходящего. Информация с камер поступала в бое­вой информационный центр корабля, что помогало командиру быстро принимать решения в критической ситуации. Кро­ме того, система служила своего рода «черным ящиком» и была незаменима при разборе различных летных проис­шествий. Впервые PLAT была опробова­на 14 декабря 1961 года на авианосце «Корал Си».

Катапульта С-11, устанавливавшаяся на всех ударных авианосцах первого по­коления, представляла собой модифика­цию английской BXS-1. Ее дебют состо­ялся 1 июня 1954 года: в этот день при помощи С-11 с авианосца «Хэнкок» стар­товал двухмоторный самолет S2F-1. За­тем в течение месяца было сделано 254 запуска самолетов разных типов — и вин­товых, и реактивных, после чего катапуль­ту рекомендовали для широкого приме­нения.

Конструктивно паровая BXS-1 представ­ляла собой механизм, основой которого являлись два цилиндра диаметром 457 мм и длиной по 61,9 м. Внутри цилиндров на­ходились поршни, соединенные с челно­ком; при подаче пара из расположенного ниже коллектора (парового котла) они раз­гоняли челнок. К челноку крепились захва­ты самолетного шасси. В конце каждого цилиндра имелось гидравлическое тормоз­ное устройство, гасившее динамические нагрузки. Катапульта С-11 могла разгонять самолет весом 10,7 т до скорости 256 км/ч, самолет весом 25 т — до 200 км/ч.

«Мидуэй» в ходе модернизации был оснащен более мощной катапультой С-13, способной запускать самолет весом в 35 т со скоростью 260 км/ч. Модифицирован­ные образцы катапульты С-13 впослед­ствии устанавливались на всех ударных авианосцах, включая атомные «Энтерпрайз» и «Нимиц».

Начиная с проекта SCB-27C на амери­канских авианосцах применялся новый тип аварийных барьеров — «баррикада».

Раньше аварийный барьер представлял собой поперечный трос, захватывавший садившийся самолет за стойки шасси - в случае, если его гак не зацеплялся за трос аэрофинишера. Но с ростом массы самолетов такая система становилась неэффективной. «Баррикада» — это ней­лоновая сеть (наподобие волейбольной сетки), захватывающая фюзеляж и кры­лья самолета; в сочетании с тросом, на­кидываемым на стойки шасси, она обес­печивала надежное торможение.

Во второй половине 50-х годов на во­оружение американских авианосцев стал поступать удачный реактивный штурмовик А-4 «Скайхок» разных модификаций, а в начале 60-х появились самолеты нового поколения — штурмовики А-6 «Интрудер», А-7 «Корсар-II», сверхзвуковые истребите­ли F-8 «Крусейдер» и F-4 «Фантом-II». Прав­да, последние из-за своих габаритов и веса не могли использоваться на «эссексах» и размещались лишь на «мидуэях» и супера­вианосцах послевоенной постройки.

Во время войны во Вьетнаме на удар­ных авианосцах типа «Орискани» и проти­володочном «Интрепиде» в основном базировались «скайхоки» (А-4В, А-4С, А-4Е и A-4F) и «крусейдеры» (F-8A, F-8B, F-8C, F-8E и F-8J); впоследствии на борту CVA-34 появились штурмовики А-7В «Кор­сар-Н». На «Мидуэе» и «Корал Си» нахо­дились «фантомы» (F-4B и F-4N), «корса­ры» (А-7А, А-7В и А-7Е) и «интрудеры» (А-6А и А-6В). В 80-е годы основной удар­ной силой этих авианосцев стали истре­бители-бомбардировщики F-18.

Главным оружием противолодочных авианосцев в 50-е и 60-е годы были двух­моторные поршневые самолеты «Треккер» (S-2D и S-2E).

Авиационный боекомплект в процессе эксплуатации кораблей неоднократно ме­нялся; о его составе можно судить по при­веденной таблице. В начале 50-х годов на «мидуэях» был оборудован погреб для хранения атомных бомб и установлен спе­циальный элеватор, способный за час совершить 24 подачи на верхнюю палубу груза весом по 7,25 т, с учетом 10 с на его загрузку и столько же — на разгрузку.

 

Летне-технические характеристики палубных самолетов

Тип самолета

Длина х

Вес пустого/

Двига-

Скорость

Потолок,

Дальность

Вооружение

 

размах

макс, взлет-

тели

макс., км/ч

м

макс., км

 

 

крыла, м

ный, т

 

 

 

 

 

Douglas AD-6 «Skyraider»

11,96x12,25

4,6/9,33

1хПД*

590

8000

2120

4х20-мм пушки

 

 

 

 

 

 

 

+2000 кг бомб

North American AJ-2 «Savage»

19,51x21,64

12,7/25

2хПД+

805

12000

4830

2х20-мм пушки

 

 

 

1хТРД

 

 

 

+2000 кг бомб

Me Donnell F2H-3 «Banshee»

14,5x13,7

4,5/8,6

2хТРД

950

15000

1880

4х20-мм пушки

Grummun F9F-5 «Panther»

12,8x11,6

3,93/7,71

1хТРД

1000

15000

2180

4х20-мм пушки

Chance-Vought F-8E «Crusader»

16,6x10,8

7,5/15,4

1хТРД

1770

17600

1900

4х20-мм пушки

Me Donnell-Douglas A-4M

12,3x8,38

4,9/11,1

1хТРД

1078

12880

1250

2х20-мм пушки

«Skyhawk»

 

 

 

 

 

 

+41 52 кг бомб

Vought A-7E «Corsair» II

14,1x11,8

8,6/19,98

1хТРД

1115

13100

1670

1х20-мм пушка

 

 

 

 

 

 

 

(шестиствольная)

 

 

 

 

 

 

 

+ 5500 кг бомб

Me Donnell F/A-18 «Hornet»

17,07x12,31

11,16/23,5

2хТРД

1900

15250

2100

1х20-мм пушка

 

 

 

 

 

 

 

(шестиствольная)

*Число х тип: ПД — поршневой, ТРД — турбореактивный.

 

Авиационный боезапас авианосцев в разные годы службы

Бомбы *, ракеты и торпеды

«Мидуэй», 1945 г.

«Мидуэй», сентябрь 1953 г.

«Интрепид», 1954 г.

«Хэнкок», февраль 1954 г.

«Интрепид», февраль 1966 г.

«Хэнкок», февраль 1967 г.

«Корал Си», май 1967 г.

100-фн

828

____

200

750

____

____

__

250-фн

1239

750

700

1054

1236

104

500-фн

470

413

380

160

133

798

590

1000-фн

630

372

183

200

18

123

47

160О-фн

180

2000-фн

182

23

60

4

7

325/350-фн ГБ

720

100

48

10

100-фн 3

720

700

300

220/250-фн О

165

750

Напалм

350

Торпеды

96

8

18

8

НУРС

6060

15350

1352

1000

676

4400

7944

УР «Спэрроу»

330

УР «Буллпап»

100

УР «Шрайк»

36

Прочие бомбы

28

20

*Вес бомбы обозначается в фунтах (1 фунт — 453,59 г); буква 3 означает зажигательная, О — осколочная, ГБ — глубинная.

 

Состав авиагрупп некоторых авианосцев

CV-21 «Боксер», сентябрь 1950 г.

CV-9 «Эссекс», июль 1951 г.

CVA-39 «Лейк Чемплейн», июль 1953 г.

Эскадрилья

Тип

Обозначение

Эскадрилья

Тип

Обозначение

Эскадрилья

Тип

Обозначение

 

самолетов

на хвосте

 

самолетов

на хвосте

 

самолетов

на хвосте

VF-23, VF-24,

F4U-4

И

VF-51

F9F-2

S

VF-22,

F2H-2

F

VF-63, VF-64

 

 

VF-172

F2H-2

R

VF-62

 

 

VA-65

AD-2

М

VF-53 VF-54

F4U-4/B AD-2/4

S

s

VF-44 VF-111

F4U-4 F9F-5

F V

VC-3 Del A VC-11 DetA VC-33 DetA

F4U-5N AD-3W AD-4N

NP ND SS

VC-3 Del В VC-11 DetB VC-35 Del В

F4U-5NL AD-4W AD-4NL

NP ND NR

VA-45 VC-4 Del 44 VC-12 Del 44 VC-33 Del 44

AD-4B F2H-2B/F3D-2 AD-4W AD-4N

F

NA

NE SS

VC-61 Del A

F4U-4P

РР

VC-61 Del В

F9F-2P

PP

VC-62 Del 44

F2H-2P

PL

HU-1 Del A

H03S-1

UP

HU-1 Del В

H03S-1

UP

HU-2 Det

H03S-1

UR

 

CVA-34 «Орискани», январь 1964 г.

CVS-11 «Интрепид», январь 1969 г.

CVA-41 «Мидуэй», январь 1973 г.

CVA-41 «Мидуэй», январь 1991 г.

На всех самолетах — обозначение да хвосте АН)

(Обозначение на хвосте АК).

(Обозначение на хвосте NT).

(Обозначение на хвосте NF).

Эскадрилья

Тип самолетов

Эскадрилья

Тип самолетов

Эскадрилья

Тип самолетов

Эскадрилья

Тип самолетов

VF-161

F-3B

VA-36, VA-66

A-4C

VF-151, VF-161

F-4B

VFA-151.VFA-192,

 

VF-162 VA-163, VA-164 VA-165 VAH-4 Del G VFP-63 Del G VAW-11 DetG

F-8A A-4B A-1H/J А-ЗВ RF-8A E-1B

VA-106 VF-111Det 11 VFP-63 Del 11 VAW-121Detll

A-4E F-8C RF-8G E-1B

VA-56, VA-93 VA-115 VAQ-130Det2 VFP-63 Del 3 VAW-11 5

A-7B A-6A и KA-6D ЕКА-ЗВ RF-8G Е-2В

VFA-195 VA-115.VA-185 VAW-115 VAQ-136

F/A-18A А-6Е и KA-6D Е-2С ЕА-6В

HU-1 Dl Un.G

UH-2A

VAQ-33Detll

EA-1F

HC-1 Del 2

SH-3G

HS-12

SH-3H

VQ-1 Del

ЕА-ЗВ

HC-2Detll

UH-2A/B

HC-7DetllO

НН-ЗА

VRC-50 Det

С-2А