Артиллерийское вооружение и радиоэлектронное оборудование

 

Основной зенитной артиллерийской системой   в  50-е  годы  считалась 76-мм спаренная автоматическая артустановка Мк-33 с длиной ствола в 50 калибров. Вес ее снаряда равнялся 6 кг, начальная ско­рость — 825 м/с, дальность стрельбы — 13 км, досягаемость по высоте —9 км. Техническая скорострельность — 45 выс­трелов в минуту (на один ствол). Счита­лось, что именно это оружие сможет обес­печить эффективную ПВО авианосца.

Однако по мере совершенствования радиолокации потребность в многочисленной зенитной артиллерии отпадала: борьбу с вражескими самолетами лучше всего осуществляли палубные истребите­ли. Кроме того, функции ПВО возлагались на корабли охранения. Поэтому зенитных пушек после модернизаций на авианосцах оставалось все меньше и меньше. В 60-е годы на ударных кораблях сохраня­лись лишь универсальные орудия калиб­ра 127 мм. Любопытно, что если в 1945 году на «Мидуэе» и «Рузвельте» имелось по 18 таких пушек, то в 1963-м их остава­лось всего по три, а на «Корал Си» - че­тыре. «Орискани» к концу своей карьеры нес всего две устаревшие пятидюймовки. Но самый радикальный вариант дос­тался «Мидуэю»: в середине 70-х годов огромный корабль вообще не имел ника­кого вооружения, кроме самолетов и вер­толетов! Правда, затем оборонительное зенитное оружие на нем восстановили — им стали шестиствольные 20-мм стаби­лизированные артсистемы «Вулкан-фаланкс». Они имели автономную систему радиолокационного обнаружения целей и благодаря высокой технической скоро­стрельности (3000 выстр./мин) могли ус­пешно бороться с крылатыми ракетами. Комплексы «Вулкан-фаланкс» первым в 1980 году получил «Корал Си» (3 шт.), а в следующем году — «Мидуэй». Кроме того, последний «под занавес» его активной службы вооружили и двумя восьмиконтейнерными пусковыми установками для за­пуска зенитных ракет ближнего действия «Си Спэрроу».

Наиболее распространенными радио­локационными станциями в 50-е годы были трехкоординатная SX (впервые уста­новлена на «Тараве» в 1946 году), SPS-4, SPS-6 и SPS-8. Последняя предназнача­лась для замены SK и имела дальность обнаружения воздушных целей до 300 км. Все эти РЛС устанавливались в процессе модернизаций на «эссексы» и «мидуэи».

В 60-е годы стандартными радарами авианосцев первого поколения стали станция обнаружения надводных целей AN/SPS-10 (дальность действия 30 км), станции обнаружения воздушных целей AN/SPS-12 (120 км), AN/SPS-43 и станция определения высоты целей AN/SPS-30. На кораблях типа «Мидуэй» устанав­ливались более мощные радары AN/SPS-48 (400 км) и AN/SPS-49 (460 км).

РЛС управления полетами SPN-6 по­явились на «эссексах» в 50-е годы; поз­же им на смену пришли допплеровская SPN-12 и AN/SPN-43. Последняя уста­навливалась только на «Орискани». На «Мидуэе» имелась аналогичная станция AN/SPN-42.

Значительная часть радиоэлектронно­го вооружения авианосцев заменялась по принятой в 1958 году программе FRAM (Fleet Rehabilitation and Modernization — восстановление и модернизация флота). Следуя ей, в 1961 — 1966 годах на противолодчных авианосцах CVS-9, CVS-10, CVS-12, CVS-15, CVS-18, CVS-20 и CVS-33 смонтировали подкильные гидроакус­тические станции (сонары) AN/SQS-23 (дальность обнаружения подводной цели в режиме эхопеленгования 9—15 км). Установка сонаров в носовой части потре­бовала переделки якорного устройства «эссексов».

Авианосцы типа «Мидуэй» в конце 60-х годов были оснащены весьма совершен­ной системой отображения тактической обстановки и управления действиями ко­раблей NTDS, представлявшей собой компьютерный комплекс в боевом инфор­мационном центре. Все воздушные и над­водные цели в радиусе действия РЛС ав­томатически опознавались и классифици­ровались; на основании оценки многих факторов компьютер выдавал рекоменда­ции о возможных действиях. Для своего времени система NTDS считалась поис­тине чудом техники.