Корея и Вьетнам

 

В боевых действиях в Корее участво­вали 11 авианосцев типа «Эссекс» (CV-9, CV-21, CV-31, CV-32, CV-33, CV-34, CV-36, CV-37, CV-39, CV-45 и CV-47). Они входили в состав оперативного соедине­ния TF-77 и выполняли бомбардировку важных стратегических объектов на тер­ритории КНДР (иногда на удалении до 1200 км от места нахождения кораблей), поддерживали сухопутные войска, осущест­вляли морскую блокаду побережья. Па­лубная авиация использовалась очень интенсивно — например, только с авиа­носца «Вэлли Фордж» за период с 4 июля по 23 ноября 1950 года произвели 3444 боевых вылета. А 25 июля 1953 года был установлен своеобразный рекорд: за этот день с кораблей соединения TF-77 было выполнено ровно 600 самолето-вылетов.

2 апреля 1951 года два истребителя F9F-2B «Пантер» с авианосца «Принстон» нанесли удар 100- и 200-фн бомбами по мосту в районе Сончжина - первое в ис­тории использование палубного реактив­ного самолета в качестве бомбардиров­щика. Месяц спустя, 1 мая, имел место еще один примечательный факт: «скайрейдеры» с «Принстона» авиационными торпедами разрушили плотину гидроэлек­тростанции в Хвачхоне. Это был един­ственный случай применения авиаторпед в корейской войне — да и вообще, торпед­ная атака в горном водохранилище — факт уникальный.

Всего за время войны (с 25 июня 1950 года по 27 июля 1953-го) американская палубная авиация произвела 255 000 са­молето-вылетов, сбросила около 163 000 т бомб и выпустила 276 000 неуправляе­мых ракет. В воздушных боях она сбила 17 самолетов неприятеля (в том числе три По-2, расстрелянных «корсарами» с «Принстона»).

Если единственными американскими тяжелыми авианосцами, принявшими уча­стие в войне в Корее, были «эссексы», то к боевым действиям в Индокитае привлекались и «мидуэи», и новые суперавиа­носцы, включая атомный «Энтерпрайз». Тем не менее, через Вьетнам «прошли» и 10 кораблей типа «Эссекс»/«Орискани», а также десантные вертолетоносцы «Принстон» и «Боксер». Причем «Хэнкок» и «Орискани», наряду с «Мидуэем» и «Корал Си», стали одними из самых актив­ных участников «грязной» войны.

Поводом для широкомасштабных бое­вых действий против ДРВ стал так назы­ваемый «инцидент в Тонкинском заливе», произошедший 2 августа 1964 года, ког­да вьетнамские торпедные катера якобы пытались атаковать находившийся в ней­тральных водах эсминец «Мэддокс». В ответ катера были обстреляны самолета­ми, стартовавшими с авианосца «Тикондерога». Три дня спустя президент Джон­сон дал санкцию на серию превентивных атак вьетнамских баз. Авиация с кораб­лей 7-го флота («Констеллейшн» и «Тикондерога») немедленно нанесла удары по военным объектам на побережье. Таким образом, один из авианосцев типа «Эссекс» стал непосредственным участ­ником начала американской агрессии.

На первом этапе войны авианосцы опе­ративного соединения TF-77 (главной ударной силы 7-го флота США) действо­вали из двух постоянных мест дислока­ции, известных как «Янки-стейшн» (при­мерно в 100 милях восточнее Дананга) и «Дикси-стейшн» (у побережья Южного Вьетнама). С февраля 1965 года в райо­не первого находились две авианосные группы, наносившие удары по территории ДРВ, в районе второго — одна группа, дейст­вовавшая против партизанских отрядов на юге страны. В августе 1966 года борьбу с вьетконговцами возложили на страте­гические бомбардировщики В-52, и тре­тью ударную авианосную группу переве­ли в «Янки-стейшн». Число одновремен­но участвующих в боевых операциях авиа­носцев в отдельные месяцы достигало восьми-девяти.

16 июня 1966 года «скайхоки» и «крусейдеры» с «Хэнкока» нанесли удары по нефтехранилищу в Тханьхоа, положив на­чало систематическим бомбардировкам важных объектов инфраструктуры ДРВ. Интенсивность использования палубной авиации непрерывно возрастала; за 1968 год с авианосцев было сделано более 25 000 самолето-вылетов. В течение сен­тября 1972 года с шести авианосцев(«Хэнкок», «Орискани», «Мидуэй», «Китти Хок», «Саратога» и «Америка») было совершено 3934 боевых вылета, а за шесть месяцев — с мая по октябрь того же года — 23 652. Только за 1972 год палубная авиация сбро­сила на Вьетнам 160 763 бомбы разного калибра.

С мая 1972 года американцы приступи­ли к массированному минированию под­ходов к северовьетнамским портам. Мин­ные постановки осуществляли палубные самолеты. Начало им положили «интрудеры» и «корсары» с «Китти Хока» и «Корал Си»; всего за последующие 8 месяцев было выставлено более 11 000 мин Мк-36 и Мк-52-2. Любопытно, что год спустя вер­толетам с авианосцев «Корал Си» и «Орис­кани» пришлось очищать Тонкинский за­лив от своих же заграждений — после зак­лючения перемирия Вьетнам соглашался передать США всех военнопленных лишь при условии, что американцы проведут траление территориальных вод страны.

В воздушных боях над Вьетнамом за все время войны американская палубная авиация сбила 62 самолета противника. Рекордсменом стал авианосец CVA-64 «Констеллейшн» — на его счету 15 воз­душных побед. Второе и третье места — у ударных авианосцев первого поколения: истребители с «Бон Омм Ричарда» сбили 12 машин (2 МиГ-21 и 10 МиГ-17), с «Ми­дуэя»—8 (2 МиГ-19 и 6 МиГ-17). Летчи­кам с «Корал Си» засчитали 5 самолетов МиГ-17, с «Хэнкока» — 3, с «Тикондероги» — 1. Авиагруппы «Орискани» и «Интрепида» уничтожили по одному МиГ-21 и одному МиГ-17.

Потери американской палубной авиа­ции составили 526 самолетов и 13 верто­летов, не считая 193 самолетов и 270 вер­толетов корпуса морской пехоты. 591 аме­риканский летчик попал в плен (Данные взяты из официального издания Морско­го исторического центра департамента ВМС США «United States Naval Aviation 1910-1995» (Washington, 1997)).

Следует заметить, что с точки зрения военно-морского искусства войны в Ко­рее и Вьетнаме (как, впрочем, и после­дующие локальные конфликты с участи­ем американских авианосцев вплоть до операции 1999 года против Югославии) интереса не представляют, поскольку они проводились при абсолютном господстве США на море и в воздухе без какого-либо противодействия этим кораблям со сто­роны неприятеля. Фактически авианос­цы использовались лишь как плавучие аэродромы в постоянных точках базиро­вания на относительно небольшом рас­стоянии от побережья.