Корея и Вьетнам
В боевых действиях в Корее участвовали 11 авианосцев типа «Эссекс» (CV-9, CV-21, CV-31, CV-32, CV-33, CV-34, CV-36, CV-37, CV-39, CV-45 и CV-47). Они входили в состав оперативного соединения TF-77 и выполняли бомбардировку важных стратегических объектов на территории КНДР (иногда на удалении до 1200 км от места нахождения кораблей), поддерживали сухопутные войска, осуществляли морскую блокаду побережья. Палубная авиация использовалась очень интенсивно — например, только с авианосца «Вэлли Фордж» за период с 4 июля по 23 ноября 1950 года произвели 3444 боевых вылета. А 25 июля 1953 года был установлен своеобразный рекорд: за этот день с кораблей соединения TF-77 было выполнено ровно 600 самолето-вылетов.
2 апреля 1951 года два истребителя F9F-2B «Пантер» с авианосца «Принстон» нанесли удар 100- и 200-фн бомбами по мосту в районе Сончжина - первое в истории использование палубного реактивного самолета в качестве бомбардировщика. Месяц спустя, 1 мая, имел место еще один примечательный факт: «скайрейдеры» с «Принстона» авиационными торпедами разрушили плотину гидроэлектростанции в Хвачхоне. Это был единственный случай применения авиаторпед в корейской войне — да и вообще, торпедная атака в горном водохранилище — факт уникальный.
Всего за время войны (с 25 июня 1950 года по 27 июля 1953-го) американская палубная авиация произвела 255 000 самолето-вылетов, сбросила около 163 000 т бомб и выпустила 276 000 неуправляемых ракет. В воздушных боях она сбила 17 самолетов неприятеля (в том числе три По-2, расстрелянных «корсарами» с «Принстона»).
Если единственными американскими тяжелыми авианосцами, принявшими участие в войне в Корее, были «эссексы», то к боевым действиям в Индокитае привлекались и «мидуэи», и новые суперавианосцы, включая атомный «Энтерпрайз». Тем не менее, через Вьетнам «прошли» и 10 кораблей типа «Эссекс»/«Орискани», а также десантные вертолетоносцы «Принстон» и «Боксер». Причем «Хэнкок» и «Орискани», наряду с «Мидуэем» и «Корал Си», стали одними из самых активных участников «грязной» войны.
Поводом для широкомасштабных боевых действий против ДРВ стал так называемый «инцидент в Тонкинском заливе», произошедший 2 августа 1964 года, когда вьетнамские торпедные катера якобы пытались атаковать находившийся в нейтральных водах эсминец «Мэддокс». В ответ катера были обстреляны самолетами, стартовавшими с авианосца «Тикондерога». Три дня спустя президент Джонсон дал санкцию на серию превентивных атак вьетнамских баз. Авиация с кораблей 7-го флота («Констеллейшн» и «Тикондерога») немедленно нанесла удары по военным объектам на побережье. Таким образом, один из авианосцев типа «Эссекс» стал непосредственным участником начала американской агрессии.
На первом этапе войны авианосцы оперативного соединения TF-77 (главной ударной силы 7-го флота США) действовали из двух постоянных мест дислокации, известных как «Янки-стейшн» (примерно в 100 милях восточнее Дананга) и «Дикси-стейшн» (у побережья Южного Вьетнама). С февраля 1965 года в районе первого находились две авианосные группы, наносившие удары по территории ДРВ, в районе второго — одна группа, действовавшая против партизанских отрядов на юге страны. В августе 1966 года борьбу с вьетконговцами возложили на стратегические бомбардировщики В-52, и третью ударную авианосную группу перевели в «Янки-стейшн». Число одновременно участвующих в боевых операциях авианосцев в отдельные месяцы достигало восьми-девяти.
16 июня 1966 года «скайхоки» и «крусейдеры» с «Хэнкока» нанесли удары по нефтехранилищу в Тханьхоа, положив начало систематическим бомбардировкам важных объектов инфраструктуры ДРВ. Интенсивность использования палубной авиации непрерывно возрастала; за 1968 год с авианосцев было сделано более 25 000 самолето-вылетов. В течение сентября 1972 года с шести авианосцев(«Хэнкок», «Орискани», «Мидуэй», «Китти Хок», «Саратога» и «Америка») было совершено 3934 боевых вылета, а за шесть месяцев — с мая по октябрь того же года — 23 652. Только за 1972 год палубная авиация сбросила на Вьетнам 160 763 бомбы разного калибра.
С мая 1972 года американцы приступили к массированному минированию подходов к северовьетнамским портам. Минные постановки осуществляли палубные самолеты. Начало им положили «интрудеры» и «корсары» с «Китти Хока» и «Корал Си»; всего за последующие 8 месяцев было выставлено более 11 000 мин Мк-36 и Мк-52-2. Любопытно, что год спустя вертолетам с авианосцев «Корал Си» и «Орискани» пришлось очищать Тонкинский залив от своих же заграждений — после заключения перемирия Вьетнам соглашался передать США всех военнопленных лишь при условии, что американцы проведут траление территориальных вод страны.
В воздушных боях над Вьетнамом за все время войны американская палубная авиация сбила 62 самолета противника. Рекордсменом стал авианосец CVA-64 «Констеллейшн» — на его счету 15 воздушных побед. Второе и третье места — у ударных авианосцев первого поколения: истребители с «Бон Омм Ричарда» сбили 12 машин (2 МиГ-21 и 10 МиГ-17), с «Мидуэя»—8 (2 МиГ-19 и 6 МиГ-17). Летчикам с «Корал Си» засчитали 5 самолетов МиГ-17, с «Хэнкока» — 3, с «Тикондероги» — 1. Авиагруппы «Орискани» и «Интрепида» уничтожили по одному МиГ-21 и одному МиГ-17.
Потери американской палубной авиации составили 526 самолетов и 13 вертолетов, не считая 193 самолетов и 270 вертолетов корпуса морской пехоты. 591 американский летчик попал в плен (Данные взяты из официального издания Морского исторического центра департамента ВМС США «United States Naval Aviation 1910-1995» (Washington, 1997)).
Следует заметить, что с точки зрения военно-морского искусства войны в Корее и Вьетнаме (как, впрочем, и последующие локальные конфликты с участием американских авианосцев вплоть до операции 1999 года против Югославии) интереса не представляют, поскольку они проводились при абсолютном господстве США на море и в воздухе без какого-либо противодействия этим кораблям со стороны неприятеля. Фактически авианосцы использовались лишь как плавучие аэродромы в постоянных точках базирования на относительно небольшом расстоянии от побережья.