Строительство и испытания

 

Серийное производство подводных лодок типа «С» было развернуто на пяти судостро­ительных заводах: ленинградских № 189 (Балтийский им. С.Орджоникидзе), № 194 (им. А.Марти), № 196 («Судомех»); никола­евском № 198 (им. А.Марти) и горьковском № 112 («Красное Сормово»). Кроме того, сборка лодок из готовых секций выполнялась во Владивостоке на заводе № 202 («Даль-завод» имени К.Е.Ворошилова). А в ходе войны к их выпуску привлекли еще одно предприятие— астраханский завод № 638, где осуществляли достройку «эсок», пере­веденных по Волге из Ленинграда и Горько­го.

Головные подлодки С-1 и С-2 (при за­кладке Н-1 и Н-2) комплектовались двигате­лями и оборудованием немецкого производ­ства. Их строительство на Балтийском заво­де шло ударными темпами, и уже в начале декабря 1935 года первая из них совершила пробный выход в надводном положении до Кронштадта, а 15 декабря— первое погру­жение на Неве. В августе следующего года состоялись заводские, а в сентябре — госу­дарственные испытания обеих субмарин. В целом они прошли успешно. Из недостатков были отмечены недобор скорости в надвод­ном положении (19,5 узла вместо 20 по спе­цификации), вибрация перископов на полном ходу и частый задир поршней дизелей. Зато некоторые параметры оказались лучше, чем это предусматривалось проектом (остойчи­вость, длительная скорость в надводном по­ложении). В результате приемная комиссия пришла к выводу, что главная цель — изуче­ние передового опыта в области подводно­го плавания и освоение лучших образцов техники — нашими конструкторами и кораб­лестроителями достигнута.

Третья подлодка IX серии — С-3 — полу­чила дизельные двигатели отечественного производства. Увы, это задержало ее ввод в строй более, чем на полтора года. Причем не только из-за срыва сроков поставки са­мих дизелей, но и вследствие необходимо­сти дополнительных переделок ряда конст­руктивных узлов. На С-3 эти работы выпол­нили, как говорится, по месту, а для после­дующих лодок изменения внесли в чертежи. Начиная с С-4 лодки стали именоваться се­рией IX-бис.

Субмарины типа «С» предназначались для всех четырех флотов Советского Союза. Чер­номорские строились в Николаеве; балтий­ские и североморские — в Ленинграде и Горьком (последние переводились к месту службы по внутренним водным путям). Шесть единиц для Тихоокеанского флота изготав­ливались в Ленинграде в виде отдельных секций и на специальных железнодорожных транспортерах отправлялись на Дальний Восток для последующей сборки. Всего до 22 июня 1941 года в строй вошли 17 лодок серий IX и 1Х-бис: 10 балтийских, 4 черно­морских, 2 североморских (временно нахо­дились на Балтике) и 1 тихоокеанская. Еще 16 «эсок» были сданы промышленностью в годы Великой Отечественной войны и 8 — после ее окончания. Достройка семи подло­док (С-14, С-15, С-19 - С-21, С-103 и С-104) осуществлялась на судостроительном заво­де № 638 имени И.В.Сталина в Астрахани, ранее принадлежавшем Наркомату речного флота. Их испытания и комплектация прово­дились на специально оборудованной сда­точной базе в Баку.

Девять заложенных накануне войны под­лодок серии IX-бис остались недостроенны­ми. Находившиеся на стапелях в Николаеве С-36, С-37 и С-38 (техническая готовность соответственно 42%, 22,5% и 14,6%) были взорваны в августе 1941 года из-за угрозы захвата неприятелем. Оставшиеся на заво­дах в Ленинграде и Горьком законсервиро­ванные С-27 — С-30, С-45 и С-46 после вой­ны решили не достраивать: их техническая готовность была очень низкой (у С-28 -23,4%, у остальных - не более 16%), а сам проект к тому времени морально устарел (Корпус подлодки С-27 был использован при пост­ройке заводской плавучей мастерской). Не удалось ввести в строй и «эски» XVI се­рии (проект 97). К началу войны готовность ленинградских лодок (С-47— С-49) состав­ляла от 1,3 до 4,6%, николаевских (С-58 — С-60) - от 2,8 до 3,3%. Разумеется, об их быстрой достройке речь не шла, и изготов­ленные элементы секций были вскоре разоб­раны.

 

Подводные лодки типа «С»

 

Тактический номер

Завод-строитель

Заводской номер

Дата

 

 

 

 

закладки

спуска на воду

вступления в строй

1.

С-1

189

266

25.12.1934

8.8.1935

11.9.1936

2.

С-2

189

267

31.12.1934

21.12.1935

11.9.1936

3.

С-3

189

268

25.4.1935

30.4.1936

8.7.1938

4.

С-4

189

277

3.1.1936

17.9.1936

30.10.1939

5.

С-5

189

278

28.12.1935

16.5.1935

30.10.1939

6.

С-6

189

279

28.12.1935

31.3.1938

30.10.1939

7.

С-7

112

236

14.12.1936

5.4.1937

30.6.1940

8.

С-8

112

237

14.12.1936

5.4.1937

30.6.1940

9.

С-9

112

241

20.6.1937

20.4.1938

30.10.1940

10.

С-10

112

242

10.6.1937

20.4.1938

25.12.1940

11.

С-11

112

245

20.10.1937

20.4.1938

27.6.1941

12.

С-12

112

246

20.10.1937

20.4.1938

24.7.1941

13.

С-13

112

263

19.10.1938

25.4.1939

31.7.1941

14.

С-14

112/638

264

31.10.1938

25.4.1939

21.4.1942

15.

С-15

112/638

271

10.8.1939

24.4.1940

16.12.1942

16.

С-16

112/638

272

10.8.1939

24.4.1940

20.2.1944

17.

С-17

112

273

10.8.1939

24.4.1940

20.4.1944

18.

С-18

112

274

10.8.1939

24.4.1940

20.6.1945

19.

С-19

196/638

132

30.11.1939

14.3.1941

21.2.1944

20.

С-20

196/638

133

30.11.1939

14.3.1941

19.2.1945

21.

С-21

196/638

134

31.12.1939

25.4.1941

29.3.1946

22.

С-22

112

295

25.6.1940

2.5.1941

25.5.1946

23.

С-23

112

296

25.6.1940

2.5.1941

27.6.1947

24.

С-24

112

297

25.6.1940

2.5.1941

18.12.1947

25.

С-25

112

298

25.6.1940

2.5.1941

29.3.1948

26.

С-26

112

299

25.6.1940

2.5.1941

21.12.1948

27.

С-27

112

300

31.12.1940

28.

С-28

112

312

3.1941

29.

С-29

112

313

3.1941

30.

С-30

112

314

3.1941

31.

С-31

198

347

5.10.1937

22.2.1939

19.6.1940

32.

С-32

198

348

15.10.1937

27.4.1939

19.6.1940

33.

С-33

198

349

16.11.1937

30.5.1939

18.11.1940

34.

С-34

198

350

29.11.1937

31.9.1939

29.3.1941

35.

С-35

198

360

23.2.1940

17.7.1941

6.2.1948

36.

С-36

198

361

23.2.1940

37.

С-37

198

362

27.11.1940

38.

С-38

198

363

22.2.1941

39.

С-45

196

145

12.1940

 

40.

С-46

196

146

12.1940

41.

С-47

196

154

20.2.1941

42.

С-48

196

155

20.2.1941

43.

С-49

196

156

20.2.1941

44.

С-51

189/202

284

24.3.1937

30.8.1940

30.11.1941

45.

С-52

189/202

285

29.4.1937

30.8.1940

9.6.1943

46.

С-53

189/202

286

28.9.1938

30.10.1941

30.12.1942

47.

С-54

194/202

403

24.11.1936

4.11.1938

31.12.1940

48.

С-55

194/202

404

24.11.1936

27.11.1939

25.7.1941

49.

С-56

194/202

405

24.11.1936

25.12.1939

20.10.1941

50.

С-58

198

371

22.4.1941

_

51,

С-59

198

372

22.4.1941

52.

С-60

198

373

22.4.1941

53.

0-101

112

.243

20.6.1937

20.4.1938

15.12.1940

54.

С-102

112

244

20.6.1937

20.4.1938

15.12.1940

55.

с-юз

112/638

265

13.11.1938

25.4.1939

30.6.1942

56.

С-104

112/638

266

13.11.1938

25.4.1939

22.9.1942

Примечания

1.  В таблице не указаны 6 ПЛ серии IX-бис (С-39 - С-44), заказанные заводу № 112 накануне войны, но закладка которых так и не состоялась.

2. Дата вступления в строй соответствует дате подписания приемного акта. Действительное включение в состав ВМФ обычно происходило на несколько недель позже,

9. ПЛ С-1 - С-10 до 20.10.1937 имели тактические номера Н-1 - Н-10 соответственно, С-14, С-15,0-16 и С-17 помимо литерно-цифровых обозначений имели названия «Героический Севастополь», «Колхозни­ца», «Герой Советского Союза Нурсеитов» и «Советская Сванетия» соответственно.

4.  Следует иметь в виду, что в разных источниках даты закладки и спуска на воду кораблей несколько различаются (например, по некоторым данным, лодки С-22 - С-26 заложены 1,8.1940 и спущены на воду 25.4.1941), По всей вероятности, основная причина разночтений заключается в том, что реальные сроки выполнения работ на верфях не всегда соответствовали шедшим в Москву рапортам.

5.  Согласно документам НКСП в ГАРФ, закладка лодок С-30 и С-49 осуществлена формально, и к началу Великой Отечественной воины к их постройке фактически не приступали.