Описание конструкции

 

По архитектуре субмарины IX и IX-бис се­рий представляли собой полуторакорпусные подводные лодки смешанной конструкции, у которых прочный корпус был клепаным, а лег­кий — сварным. Причем в процессе серийной постройки доля сварных конструкций все уве­личивалась: начиная с С-21 изготовление прочного корпуса также выполнялось по этой технологии.

«Эска» имела семь отсеков; три из них яв­лялись отсеками-убежищами и отделялись сферическими водонепроницаемыми пере­борками, рассчитанными на давление 10 ат­мосфер (такая компоновка корпуса в отече­ственном флоте применялась впервые). Кон­струкцию прочного корпуса отличала высокая технологичность — главным образом, за счет отказа от разноса стыков и пазов и упрощен­ной формы цилиндрических и конических сек­ций. Прочная рубка была овальной, благода­ря чему уменьшалась ее ширина и, соответ­ственно, сопротивление воды при движении под водой.

Над прочным корпусом возвышалась про­ницаемая (то есть заполнявшаяся забортной водой через шпигаты) надстройка. Палубные цистерны не предусматривались, Девять цис­терн главного балласта объединялись в но­совую (4 шт.), среднюю (2 шт.) и кормовую (3 шт.) группы. Цистерны (уравнительная и быстрого погружения) были вынесены за пре­делы прочного корпуса, причем первая раз­делялась на две части, Внутри прочного кор­пуса располагались лишь дифферентные цис­терны.

Система всплытия подлодки при своей простоте отличалась высокой эффективнос­тью. Балластные цистерны осушались не на­сосами, а отработанными газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного продувания. Запас сжатого воздуха хранился в 14 баллонах емкостью по 410 л, расположен­ных в проницаемой надстройке.

Все цистерны главного балласта, кроме кормовой, оснащались кингстонами ориги­нальной схемы. Кингстоны имели пневмати­ческий привод и были выполнены в виде урав­новешенных захлопок, у которых одна часть входила внутрь балластной цистерны, а другая — наружу. Такая конструкция показала себя вполне эффективной, но она обладала недостатком: выступавшие за пределы лег­кого корпуса захлопки создавали дополни­тельное сопротивление, что вынуждало пла­вать под водой с закрытыми кингстонами. Час­тично этот недостаток компенсировали спе­циальные трубы, уравнивающие давление в цистерне с забортным.

Главные двигатели надводного хода на лодках С-1 и С-2 — шестицилиндровые четы­рехтактные бескомпрессорные реверсивные дизели M6V49/48 немецкой фирмы MAN. Они оснащались системой механического надду­ва и развивали мощность 2000 л.с. при 465 об/мин. На субмаринах серии IX-бис приме­нялись восьмицилиндровые четырехтактные нереверсивные дизели 1Д производства Ко­ломенского завода. Они имели такую же мощ­ность при чуть больших оборотах (470 об/ мин), но оснащались более прогрессивной системой газотурбинного наддува по патен­ту Бюхи. Монтаж отечественных двигателей потребовал существенных переделок: диа­метр газоотвода пришлось увеличить с 360 до 420 мм, полностью изменили топливную, масляную, водяную и воздушную дизельные системы. Кроме того, во избежание попада­ния забортной воды на горячие лопатки га­зовой турбины агрегата наддува, в газоотвод­ной трубе лодок серии IX-бис установили спе­циальную управляемую захлопку.

Главные электродвигатели на всех «эсках» были отечественного производства - двухякорные электромоторы ПГ72/35 Ленинград­ского завода «Электросила» мощностью по 550 л.с. при 275 об/мин. На линии вала уста­навливались фрикционные разобщительные муфты типа «Бамаг».

Аккумуляторная батарея включала в себя 124 элемента 38-МАК-760 немецкой фирмы АРА (IX серия) либо элементы типа «С» отечественного производства (IX-бис), приборов для сжигания водорода в проекте фирмы «Дешимаг» не предусматривалось (в то время у немцев их не было вообще), но все серий­ные «зеки» оснастили отечественными при­борами К-5.

Весьма удачными по конструкции оказа­лись аккумуляторные ямы, расположенные во втором и четвертом отсеках. Принятый в на­шем флоте центральный проход отсутство­вал — вместо него применялись специальные подвесные тележки, перемещаясь на которых, электрик мог дотянуться рукой до любого ак­кумулятора. Такое решение позволило умень­шить объем аккумуляторных ям и за счет этой экономии улучшить комфортабельность нахо­дившихся выше жилых помещений.

Электрическая система была относитель­но простой (например, отсутствовали приня­тые на других наших подлодках распредели­тельные и отсечные подстанции), но хорошо продуманной и надежной. Все отверстия для кабелей в переборках закрывались так назы­ваемыми кабельными коробками и залива­лись специальной мастикой, способной вы­держать давление до 10 атм. В целях пожаробезопасности электрические предохрани­тели были пробковыми и находились в гер­метичных футлярах с быстрооткрывающимся затвором.

Управление вертикальными и горизонталь­ными рулями было двойным — электрическим (системы Вард-Леонарда) и ручным. Элект­рические посты управления находились в цен­тральном посту и в боевой рубке, ручные — в центральном посту и кормовом отсеке. Пе­реход с электрического управления на руч­ное осуществлялся пневматическим приво­дом. Приборами — стабилизаторами глубины, сильно облегчавшими труд рулевого-горизонтальщика, наши лодки не оснащались. Уже в ходе войны флот получил 15 комплектов та­ких стабилизаторов типа «Спрут», но большин­ство из них досталось субмаринам типа «М».

Интересная особенность подводных лодок типа «С» - конструкция кормовой оконечно­сти, так называемых волнорезов. Вместо при­нятых в то время поворотных щитов был уста­новлен оригинальный барабан-обтекатель с нишами под кормовые торпедные аппара­ты. В походном положении ниши уходили в надстройку, благодаря чему корма приобре­тала плавные обводы. Перед выстрелом ба­рабан поворачивался, открывая торпедные аппараты.

Торпедное вооружение — шесть 533-мм аппаратов: четыре носовых и два кормовых. Длина каждого — 7,7 м, толщина стенок тру­бы — 9 мм. Выстрел торпедой допускался с глубины до 15 — 17 м, после модернизации в послевоенное время - до 30 м. Накануне вой­ны на «зеках» начали устанавливать систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС), предусматривавшую выпуск воздуха из торпед­ной трубы не наружу, а внутрь прочного кор­пуса. Система БТС существенно повышала эффективность торпедной атаки, так как не демаскировала подлодку в момент выстрела (воздушный пузырь мог быть обнаружен не­приятелем) и, кроме того, за счет наличия специальной торпедозаместительной цис­терны исключала возможность выскакивания лодки на поверхность после торпедного зал­па из всех аппаратов.

Из приборов управления торпедной стрельбой имелся лишь ночной прицел ЛН, жестко закрепленный на поручнях огражде­ния рубки. Разработанные в ходе войны ав­томаты торпедной стрельбы ТАС-Л предназ­начались лишь для подлодок типа «Л» и «К», да и те были приняты на вооружение только в послевоенное время.

Основным оружием «эсок» в годы Вели­кой Отечественной войны были 533-мм двухрежимные парогазовые торпеды 53-38. Они имели длину 7,2 м, вес 1615 кг, вес боевой части 300 кг (Для торпеды 53-38У соответственно 7,45 м, 1725 кг и 400 кг). Дальность их хода составляла 4000 м при скорости 44,5 узла, второй ре­жим - 8000 м при 34,5 узла или 10 000 м при 30,5 узла. Летом 1941 года на вооруже­ние флота поступила новая скоростная тор­педа 53-39 (длина 7,49 м, вес 1800 кг, вес заряда 317 кг, дальность хода 4000 м при скорости 51 узел), но из-за начавшейся вой­ны массового производства этого грозного оружия организовать не удалось. Примене­ние торпед 53-39 ограничилось 18 единица­ми. С конца 1942 года торпеды начали ос­нащать неконтактными взрывателями НВС (из 1559 торпед, выпущенных нашими под­водниками за годы войны, 243 имели взры­ватели НВС), однако те оказались склонны­ми к самопроизвольному срабатыванию — особенно в условиях Севера. Да и в целом надежность отечественных торпед оставля­ла желать лучшего. Так, из 11 торпед, выпу­щенных подлодками в ходе советско-финс­кой войны, 4 изменили курс или глубину дви­жения.

В 1942 году на вооружение советского ВМФ приняли первую отечественную бес­следную электрическую 533-мм торпеду ЭТ-80 (длина 7,49 м, вес 1800 кг, вес боевой части 400 кг). Дальность хода при скорости 29 узлов достигала 4000 м. В боевых действи­ях торпеды ЭТ-80 начали применяться лишь с 1944 года (выпущено 16 штук, все с лодок типа «С»), но по целому ряду причин они не принесли ожидаемого эффекта. Более широ­кому использованию электроторпед мешали отсутствие необходимой документации и пре­дубеждение личного состава, основанное на фактах самопроизвольного взрыва их аккуму­ляторных батарей (в 1944 году два таких слу­чая произошли в мастерской и один — на бор­ту С-101).

Артиллерийское вооружение подлодок типа «С» — 100-мм артустановка Б-24-ПЛ и зенитный 45-мм полуавтомат 21-К. Первая представляла собой неуниверсальную пушку со скрепленным стволом, клиновым затво­ром, ручной подачей, досылкой и наведени­ем. Максимальный угол возвышения ствола составлял 45°, вес снаряда 15,8 кг, началь­ная скорость снаряда 872 м/с, наибольшая дальность стрельбы 118,5 кбт, техническая скорострельность 12 выстр./мин. Общая мас­са артустановки равнялась 5,5 т, расчет - 5 человек.

Полуавтоматическая 45-мм артустановка 21-К являлась одной из самых распростра­ненных систем советского ВМФ предвоенно­го времени. Она имела максимальный угол возвышения ствола 85°, досягаемость по вы­соте 6000 м, скорострельность до 25 — 30 выстр./мин. Вес снаряда составлял 1,41 кг, его начальная скорость - 760 м/с.

Прочная рубка подлодок типа «С» оснаща­лась двумя перископами - командирским ПА-7,5 и зенитным ПЗ-7,5. Необходимо отметить, что лодки XIV и XIII серий имели 8,5-метро­вые перископы, а последние «щуки» X серии — даже 9-метровые. Для подъема перис­копов служил гидравлический привод, более надежный и бесшумный по сравнению с при­менявшимся ранее пневматическим.

Средства связи на первых серийных «эсках» включали в себя радиопередатчики «Окунь» и «Щука», радиоприемники «Дозор» и «Метель», приемопередатчик (радиофон) «Рейд». Позже дополнительно установили ра­диопеленгатор «Бурун-М», а радиоприемни­ки на части лодок заменили на «Вихрь» и «Пургу». В конце 1943 - начале 1944 годов некоторые «зеки» получили перископные ан­тенны «ВАН-ПЗ», позволявшие принимать ра­диосообщения на перископной глубине. Кро­ме того, на всех кораблях имелись шумопе­ленгаторы «Марс» и приборы звуковой под­водной связи «Сириус» или «Вега». В 1943 — 1944 годах все североморские «эски» (кро­ме С-15, С-16 и С-103), балтийская С-13 и, по некоторым данным, С-4 оснастили англий­скими гидролокаторами «Асдик» (в нашем флоте обозначались как «Дракон-129»). Пер­вый отечественный гидролокатор «Тамир-5Л» предназначался для подлодок XVI серии, но его разработка была завершена лишь после войны, да и его характеристики заметно ус­тупали тому же «Асдику». А вот установить на субмаринах радары в нашем флоте в годы войны даже не пытались.

Маневренные качества подводных лодок типа «С» считались вполне удовлетворитель­ными. На полном ходу в надводном положе­нии субмарина разворачивалась на 180° при­мерно за 3 мин; диаметр циркуляции при этом составлял 1,7 кбт. На экономическом ходу тот же маневр выполнялся за 4 мин (по­ложение руля в обоих случаях - 30°). Под водой лодка разворачивалась на 180° при положении руля 15° на 6-узловой скорости за 9 мин, на 3-узловой скорости — за 12 мин; диаметр циркуляции при этом составлял со­ответственно 5 и 5,6 кбт (Данные испытаний подводной лодки С-101). Время перехода из крейсерского положения в позиционное занимало 25 с, из позиционного в боевое -15 — 20 с, из крейсерского в боевое — 48 — 50 с (для сравнения: германские лодки VII серии погружались из крейсерского в бое­вое за 25 — 28 с, отечественного типа «Л» и «Д» -за 120 с).

Подводные лодки серий IX и IX-бис осна­щались сетепрорезателями нового типа, ока­завшимися более эффективными, чем ранее применявшиеся в нашем флоте. В неопубли­кованных воспоминаниях видного корабле­строителя профессора С.А.Базилевского при­водится любопытный факт: во время испыта­ний на Кронштадтском рейде одна из «эсок» случайно перерезала якорную цепь находив­шейся поблизости землечерпалки, причем ко­мандир подводного корабля даже не заме­тил этого! Однако уже в ходе войны выясни­лось, что пила на форштевне может успешно перерезать лишь один горизонтальный сталь­ной трос противолодочной сети, что было явно недостаточно для успешного преодоле­ния заграждения. Поэтому в конце Великой Отечественной войны сетепрорезатели с ло­док начали снимать.

Экипаж «эсок» по штату насчитывал 45 че­ловек: 8 офицеров, 16 старшин и 21 рядовой. Позже на некоторых лодках численность экипажа увеличилась на 1 — 2 человека — глав­ным образом, из-за необходимости иметь до­полнительных операторов радио- и акустичес­кой аппаратуры.