Общая оценка проекта

 

По конструкции субмарины IX и IX-бис се­рий были, безусловно, шагом вперед по сравнению со своими предшественницами типа «Щ», «Л» и «Д». «Эски» отличались ра­циональностью размещения постов управле­ний, хорошей доступностью механизмов, луч­шими условиями обитаемости, прогрессив­ными конструктивными решениями топливной, вентиляционной, балластной и вспомо­гательных систем. Корпус лодки имел удач­ные обводы, позволяя развивать высокую скорость надводного хода при умеренной мощности дизельных двигателей.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в мировой практике оптимальными для закрытых морских театров считались лодки во­доизмещением 550-650 т. Ближайшая «родственница» «эски» - германская под­лодка типа IX — использовалась исключи­тельно на океанских коммуникациях. Опыт войны показал, что излишне крупные разме­ры субмарин типа «С» затрудняли их исполь­зование в мелководных районах Балтийско­го моря, а в ряде случаев (например, с С-7, С-9, С- 12) сыграли роковую роль в их судь­бе. Гораздо лучше «эски» зарекомендовали себя на Севере, где им, в частности, удалось реализовать свои скоростные качества при перехватах вражеских конвоев в 1944 году.

Из недостатков лодок типа «С» наши мо­ряки отмечали неудачную конструкцию топ­ливных цистерн внутри прочного корпуса (при сильных сотрясениях цистерны теряли герметичность), малый запас пресной воды, частый выход из строя обрезиненных пробок манипуляторов управления пневматичес­кими машинками кингстонов, трудность обслуживания дизелей из-за т сильного на­грева и загазованности моторного отсека. При приеме топлива в балластную цистерну № 2 лодки IX и IX-бис серий получали диф­ферент на нос, что существенно ухудшало их мореходность в надводном положении в свежую погоду. Наконец, серьезным недостатком конструкции было отсутствие амор­тизации двигателей; для своих лодок немцы широко применяли «мягкие» фундаменты, что значительно снижало шумность, вибра­цию и повышало живучесть механизмов при сотрясениях от подводных взрывов.

В целом перечисленные недостатки не слишком портили благоприятное впечатле­ние об «эске» - тем более, что многие из них нетрудно было исправить в процессе модер­низации. И можно было бы утверждать, что советские подводные лодки типа «С» к началу Второй мировой войны вполне соответствова­ли лучшим мировым об­разцам в области подвод­ного кораблестроения, если бы не одно «но»: приборы управления тор­педной стрельбой и тех­нические средства обна­ружения не выдерживали никакой критики и оста­лись на уровне Первой мировой войны.

Поэтому неудивитель­но, что боевая эффектив­ность подлодок в годы Ве­ликой Отечественной ока­залась, мягко говоря, невысокой. И дело здесь не только в технике, но и в слабом уровне подготов­ки личного состава, зача­стую не умевшего грамот­но использовать находив­шееся в его руках оружие.

Отрицательную роль играли и оперативные просчеты, допущенные в применении подводных лодок. Нередко под­водила и техника — как из-за некачествен­ного изготовления, так и неправильной экс­плуатации.

Но как бы то ни было, из всех ТИПОВ со­ветских кораблей, участвовавших в Великой Отечественной войне, именно «эски» нанес­ли неприятелю наибольший ущерб. Они сражались на всех театрах в течение всей войны. И тот факт, что список потопленных вражеских кораблей не так уж велик, отнюдь не умаляет героизма советских подводников, зачастую своей жизнью оплачивавших просчеты адмиралов и наркомов.