Север

 

К началу Великой Отечественной вой­ны подводных лодок типа «С» в составе Северного флота не было. В сентябре 1941 года на театр прибыли С-101 и С-102; пер­воначально их включили в состав 3-го ди­визиона (вместе со «щуками»), но с 28 декабря перевели в специально создан­ный 2-й дивизион (командир — ст. лейте­нант М.Ф. Хомяков). Эти «эски» были единственными на Северном ТВД вплоть до начала 1943 года. 24 января в Поляр­ный прибыла С-51, совершившая переход с Тихого океана. Она покинула Владивос­ток 6 октября 1942 года и за 64 ходовых дня преодолела 16 205-мильный путь, с заходом в Датч-Харбор, Сан-Франциско, Коко-Соло (Панамский канал), Гуантана­мо (Куба), Галифакс и Рейкьявик. 8 марта тем же путем прибыли С-55 и С-56. С-54 пришлось задержаться для ремонта в Портсмуте, где она получила на вооруже­ние новую гидроакустическую станцию «Дракон-129». Все лодки вошли в состав 2-го дивизиона, командиром которого назначили руководившего переходом Трипольского.

В апреле — мае 1943 года по Волге и Северо-Двинской системе из Баку в Ар­хангельск были переведены новейшие С-14, С-15, С-103 и С-104. Восстанови­тельный ремонт «эсок» занял четыре ме­сяца. 1 июля из прибывших лодок сфор­мировали 5-й дивизион (капитан 3 ран­га П.И. Егоров).

В 1943 году подлодки типа «С» совер­шили 28 походов и 27 торпедных атак. Действия наших подводников на этом эта­пе войны были уже вполне грамотными, но и противник значительно нарастил свои противолодочные силы, выставил допол­нительные минные заграждения (3726 мин). Нашим лодкам пришлось перейти к стрельбе с больших дистанций из-за ли­нии охранения.

В 1944 году ситуация еще более осложнилась. С января по октябрь лодки IX-бис серии смогли потопить только три и повредить одно судно противника. И это несмотря на введение метода «нависаю­щей завесы» (Суть метода заключалась в одновременном раз­вертывании вдоль норвежского побережья на по­зициях ожидания нескольких лодок и последова­тельным наведением их на конвой, обнаруженный воздушной разведкой), новых способов стрельбы, применение бесследных электроторпед ЭТ-80 и многого другого.

Объяснить этот парадокс можно тремя причинами: во-первых, противник еще бо­лее укрупнил свои караваны и довел чис­ло кораблей охранения до двух-трех на одно судно. Поэтому подавляющее боль­шинство атак в 1944 году совершалось с дистанции не менее 10 — 14 кбт. Стрель­ба с такого расстояния требовала весьма точных расчетов, да и шансы противника уклониться от торпед резко возрастали. Во-вторых, новая тактика действия лодок вдали от берега снизила число их контак­тов с противником. В-третьих, снизился общий уровень подготовки подводников, в первую очередь—командиров лодок. Одни погибли, другие ушли на повыше­ние или поступили в академию. Старые лодки с опытными командами ввиду из­ношенного состояния долго простаивали в ремонте, а наибольшее число походов совершали новые корабли с недостаточ­но обученными экипажами. Примечатель­но, что все три потопленных в 1944 году судна — на счету ветеранов Г.И. Щедри­на и В.А. Тураева, в то время как «нович­кам» удалось повредить лишь один транс­порт.

Боевая деятельность подводных сил на Северном театре закончилась в октябре 1944 года, когда конечной точкой вражес­ких коммуникаций стал порт Тромсё, на­ходившийся в британской операционной зоне. С ноября выходы лодок на позиции прекратились.

 

С-14 (с 18.6. 1943 — «Героический Севастополь»)

 

Лодка (командир — капитан-лейтенант В.П. Каланин) прибыла в Полярное 28 сен­тября 1943 года, однако ее боевая подго­товка затянулась, и до конца года она в походы не выходила. В первых четырех походах (7-15.1.1944, 22- 24.1.1944, 20.2-6.3.1944 и 12- 29.4.1944) из-за чрезмерной осторожности командира лод­ка ни разу не обнаружила противника. Субмарина держалась вдали от берега, пере­жидая то шторм, то северное сияние. Пос­ле текущего ремонта С-14 вновь выходи­ла в море между 10 и 25 июня. 12-го Кала­нин попытался перехватить конвой у мыса Маккаур, но обнаружил лишь «одиночный транспорт, стоявший на якоре». Безрезуль­татно произведя по нему два двухторпедных залпа, командир решил, что судно за­щищено сетями. На самом же деле целью являлся остов выброшенного штормом еще в январе немецкого парохода «Наталь». Атака «эски» была уже четвертой, произведенной нашими подводниками по останкам парохода в 1944 году.

11 июля лодка вновь вышла в море. Спу­стя двое суток Каланин с дистанции 24 кбт произвел четырехторпедный залп в транс­порт «Рейнхард Л.М. Русс», следовавший в охранении пары охотников. Командир слышал взрыв; подняв перископ через 10 минут после залпа, он не обнаружил од­ного из охотников. Это дало повод считать боевой счет открытым. Но впоследствии предположение о гибели немецкого кораб­ля, увы, не подтвердилось. 28 июля С-14 вернулась в базу. Участие ее в сентябрь­ской операции (17.9 — 4.10.1944) свелось к безрезультатному пребыванию на пози­ции севернее Танафьорда.

13 октября «эска» вновь покинула базу и 16-го заняла позицию в районе мыса Нордкап. В связи с проводимой немцами эвакуацией количество целей в море рез­ко возросло. В первый же день Каланин атаковал группу охотников, осуществля­вших поиск впереди по курсу конвоя. Всплески от преждевременных взрывов торпед наложились на силуэты целей, из-за чего командир посчитал два корабля уничтоженными. «Утопленники» пресле­довали «эску» на протяжении трех часов, сбросили на нее около трех десятков глу­бинок, но С-14 удалось уйти. Вторая встреча с противником произошла спус­тя четверо суток. На этот раз лодка выпу­стила четыре торпеды по одиночному 3000-тонному транспорту. Через восемь минут после взрыва судно в перископ обнаружено не было. В данном случае установить объект атаки, опираясь на за­рубежные материалы, не удалось. По­скольку контратаки не последовало, мож­но предположить, что это был норвежс­кий каботажный пароход или траулер. После израсходования торпед в носовых аппаратах «эска» получила разрешение вернуться в базу. На этом участие под­лодки в боевых действиях завершилось.

 

С-15

 

15 октября 1943 года субмарина (коман­дир—капитан-лейтенант А.И. Мадиссон) перешла в Полярное и уже 18 ноября от­правилась в первый боевой поход на по­зицию в район Тана-фьорда. 23 ноября С-15 выпустила две торпеды по норвежс­ким каботажным судам; других встреч с не­приятелем не было. 4 декабря лодка вер­нулась в базу. С 21 по 24 января следую­щего года субмарина выходила для атаки конвоя в районе Варде, но безрезультат­но. 20 февраля она опять вышла в море, однако почти сразу ее командир А.И. Ма­диссон сообщил о своей болезни и полу­чил разрешение вернуться в базу. 24-го, на следующий день после прибытия он за­стрелился. Новым командиром «эски» стал капитан-лейтенант Г.К. Васильев.

Первый поход с новым командиром (28.3 — 11.4.1944) на позицию между Норд­капом и Нордкином результатов не при­нес. В майской операции (17 — 27.5.1944) лодке, наконец-то, удалось выйти в атаку. Используя данные воздушной разведки, С-15 сблизилась с крупным конвоем до ди­станции 14 кбт и дала торпедный залп (Хотя командир утверждал, что слышал взрывы всех четырех торпед, в действительности попаданий не было).

Желая убедиться в успехе, Васильев дал команду всплыть под перископ, но сильная волна выбросила нос «эски» на поверхность. Со стороны немцев немед­ленно последовала контратака. За не­сколько часов охотники Uj-1209, Uj-1219 и Uj-1220 сбросили на С-15 около 80 глу­бинных бомб. От взрывов нарушилась гер­метичность балластной цистерны, вышли из строя помпа охлаждения дизелей, подъемное устройство зенитного пери­скопа, разбилось восемь аккумуляторных баков. В момент форсирования минного заграждения на лодке загорелся электро­лит. Пожар удалось ликвидировать, но дальнейшее нахождение на позиции ста­ло невозможным.

После окончания аварийного ремонта С-15 приняла участие в августовской опе­рации (17.8— 1.9.1944). Первый караван 18 августа был упущен из-за плохой ви­димости, но утром 24-го лодка метко вы­пустила четыре ЭТ-80 по «западному» конвою. После торпедного попадания транспорт «Дессау» (5933 брт) потерял ход. Немцы отбуксировали судно в порт, однако восстановить его до конца войны не успели. 29-го погода помешала пере­хватить другой караван. К тому времени топливо было израсходовано, и пришлось возвращаться в базу. Последний свой боевой поход «эска» совершила в октяб­ре (24.9 21.10.1944) для борьбы с под­водными лодками у мыса Желания.

 

С-16 (с 24. 4. 1944 — «Герой Советского Союза Нурсеитов»)

 

Лодка (командир—капитан 2 ранга В.К. Векке; с июня 1944 года капитан 3 ранга А.В. Лепешкин) прибыла в Архан­гельск 18 мая 1944 года и до перебази­рования в Полярное (19 октября) осуще­ствляла ремонт и подготовку экипажа. 7 ноября она вышла для поиска противни­ка в районе между Тана-фьордом и Норд­капом и, не обнаружив врага, 21-го числа вернулась в базу.

 

С-17 (с 22.11.1944 — «Советская Сванетия»)

 

Субмарина (командир —капитан-лей­тенант Н.В. Фирсов; с июня 1944 года — капитан-лейтенант Е.Н. Трофимов; с фев­раля 1945 года — Герой Советского Союза капитан 3 ранга Я.К. Иосселиани) прибы­ла в Архангельск 21 мая 1944 года. Ее ремонт затянулся, и прибытие в главную базу СФ состоялось лишь 12 декабря. В боевые походы С-17 не выходила.

 

С-19

 

«Эска» (командир — капитан 3 ранга А.А. Косенко; с июня 1944 года — капитан 3 ранга Г.Ф. Макаренков) прибыла в Ар­хангельск из Баку одновременно с С-16, и 18 октября перешла в Полярное. С 13 по 28 ноября лодка выходила в боевой поход в Лопское море. Обнаружить про­тивника не удалось. Неоднократно субма­рина подвергалась риску подрыва на ми­нах заграждений, о которых не было из­вестно нашей разведке; выручил гидро­локатор «Дракон» — с его помощью С-19 33 раза форсировала минные поля, даже ни разу не задев за минреп.

 

С-51

 

Хотя лодка (командир — капитан 3 ран­га И.Ф. Кучеренко) прибыла в Полярное еще в январе 1943 года, из-за необхо­димости ремонта в свой первый боевой поход она вышла лишь 9 мая. 13-го в рай­оне мыса Слетнес С-51 напала на круп­ный вражеский конвой, однако добиться успеха помешало техническое несовер­шенство нашей субмарины — она не име­ла системы БТС, и пуск торпед с малой глубины был сопряжен с риском «выска­кивания» носа лодки на поверхность. Ко­мандир был вынужден атаковать по дан­ным шумопеленгатора «Марс» с глуби­ны 20 м. Торпеды вышли с трудом — воз­можно, с повреждениями рулей. Одна из них взорвалась преждевременно, еще две прошли рядом с транспортом «Африкана». Немцы преследовали лодку, но безуспешно. 22 мая «эска» вернулась в базу. Не удалось добиться результатов и во втором походе (16 — 30.6.1943). Суб­марина дважды атаковала (23 и 27 июня) небольшие группы судов, однако отсут­ствие сведений об этих нападениях в гер­манских журналах боевых действий, как и фактов преследования С-51 немецкими кораблями, заставляют сделать пред­положение, что в обоих случаях целями оказывались норвежские каботажные суда. 25 июня С-51 задела за минную антенну, но произошедший взрыв прак­тически не нанес ей повреждений. Из­расходовав торпеды в носовых аппара­тах, подлодка вернулась в Полярное. В начале июля она прошла небольшой ре­монт, в ходе которого получила гидро­локатор «Дракон». Впервые использовать этот прибор Кучеренко довелось в похо­де (27.7 — 2.8.1943) по поиску подлодок противника на подступах к Кольскому заливу. Результатов он не принес.

30 августа С-51 вышла для действий в районе Тана-фьорда. В ночь на 3 сентяб­ря Кучеренко атаковал небольшой конвой и потопил из его состава немецкий охот­ник Uj-1202 («Франц Данкворт»), Спустя двое суток лодка попыталась торпедиро­вать пару норвежских траулеров, но не­удачно. 8-го вновь произвела нападение на конвой. Командир решил прибегнуть к «бесперископной» тактике. Увы, из четы­рех торпед, выпущенных с глубины 19 м, три самопроизвольно взорвались, а по­следняя прошла мимо судна. В ответ эс­корт загнал лодку на глубину. После всплытия Кучеренко получил разрешение возвращаться в базу, куда и прибыл 10 сентября. До февраля 1944 года С-51 про­стояла в ремонте. 16 марта она вышла в очередной поход. Боевая задача оказа­лась необычной — «эска» должна была пе­рехватить линкор «Тирпиц», который, по данным нашей разведки, завершил ремонт повреждений, полученных в результате атаки британских сверхмалых подлодок, и собирался вернуться в Германию. Но линейный корабль в море не вышел, и С-51 3 апреля вернулась в Полярное. Лодка прошла внеплановый ремонт. Тогда же на ней сменился командир — им стал капи­тан 3 ранга К.М. Колосов (бывший коман­дир М-119), Кучеренко был назначен на должность комдива-2 (Указом от 8 июля 1945 года И.Ф. Кучеренко было присвоено звание Героя Советского Союза). Следующее крейсерство прошло в ходе августовской опе­рации (17.8 — 2.9.1944). Новому команди­ру явно не везло: в трех случаях С-51 не успела своевременно занять позицию для перехвата, а 28-го в северной части Порсангер-фьорда атака сорвалась из-за не­выгодного курсового угла. 24 сентября «эска» вышла в свой последний и самый продолжительный боевой поход. 5 октяб­ря Колосов получил приказание растянуть топливо и запасы до 13-го числа — лодка должна была принять участие в операции «Вест». Дважды удавалось заметить сто­рожевики противника, но командир под­жидал конвой и в атаку не выходил. Нако­нец, 10 октября был обнаружен неболь­шой караван, шедший на восток. Субма­рина выпустила по нему четыре ЭТ-80, после чего донеслось три взрыва. Не уви­дев характерных следов торпед, немцы, очевидно, решили, что взорвались плава­ющие мины. Преследования лодки они не вели и атаку, произведенную «эской», в своих документах не зафиксировали. 13 октября С-51 вернулась в базу, доложив о потоплении миноносца и повреждении транспорта. Указом от 15 ноября 1944 года она была награждена орденом Крас­ного Знамени.

 

С-54

 

Едва прибыв в Полярное 7.6.1943, лод­ка (капитан-лейтенант Д.К. Братишко) вышла в боевой поход. 28 июня С-54 про­извела безрезультатную торпедную ата­ку на одиночный транспорт, оказавшийся на поверку вражеским охотником. Других неприятельских судов обнаружить не уда­лось, и 11 июля субмарина вернулась в Полярное. 27-го она заняла позицию на северных подступах к главной базе фло­та. Ожидалось, что там удастся обнару­жить вражеские подводные лодки, кото­рые, по мнению командования СФ, пото­пили наши субмарины М-106 и Щ-422. Предположение оказалось неверным, и 5 августа С-54 была отозвана в базу, но спустя три дня вновь отправлена с анало­гичным заданием к мысу Желания. Повто­рить успех С-101 (об этом — см. ниже) не удалось, хотя 23-го Братишко обнаружил вражеский «у-бот». 29 августа «эска» вер­нулась в базу и до конца года в море не выходила из-за начавшегося ремонта.

С 6 по 18 февраля 1944 года С-54 осу­ществляла свободный поиск между Вар-дё и мысом Нордкап. Однажды против­ник был обнаружен, но выходу в атаку помешала штормовая погода. В свой по­следний — пятый — поход лодка отправи­лась 5 марта. После этого на связь она ни разу не вышла и в базу не вернулась. Поскольку в районе Конгс-фьорда атак лодок с немецкой стороны не было, ре­зонно предположить, что С-54 подорва­лась и погибла на вражеском минном за­граждении NW-31, поставленном минзагом «Остмарк» в июле 1943 года. В отличие от большинства минных полей, выстав­ленных не ближе 5 миль от берега, банки NW-31 располагались на удалении от 3,2 до 7,5 мили. Можно предположить, что подрыв произошел 7 или 8 марта, когда лодка подходила к берегу на перископ­ной глубине. Экипаж погибшей «эски» состоял из 50 человек.

 

С-55

 

20 суток понадобилось командиру лод­ки капитану 3 ранга Л.М. Сушкину для под­готовки к первому боевому выходу. 28 мар­та 1943 года субмарина покинула Поляр­ное, чтобы занять позицию близ Вардё. Утром следующего дня она вышла в атаку по направлявшемуся на запад конвою. Командир пытался применить метод «дуп­лета» — поражения одним залпом двух ча­стично перекрывающих друг друга (створящихся) целей. Однако, не имея специ­альных вычислительных приборов, выпол­нить точный расчет в короткий промежу­ток времени было крайне затруднительно. Сушкин допустил неточность, и все четы­ре выпущенные по транспортам торпеды прошли мимо. Корабли эскорта за шесть с половиной часов преследования обру­шили на «эску» около сотни глубинных бомб, но та, к счастью, не пострадала.

2 апреля при очередном глубоковод­ном форсировании вражеского минного заграждения лодка коснулась минрепа. В нарушение инструкции командир не оста­новил электромотор, что привело к нама­тыванию 85-метрового отрезка минрепа на левый вал. Двигатель сгорел, и на сле­дующий день лодка вернулась в базу.

22 апреля «эска» вышла в район между Нордкапом и Нордкином. Вечером 29-го был обнаружен конвой, состоявший из двух транспортов и шести кораблей охранения. Лодка атаковала, выпустив четыре торпе­ды с дистанции 5 — 6 кбт. Услышав три взрыва, Сушкин решил, что торпедировал оба транспорта. На самом деле две тор­педы выскочили на поверхность (одна из них взорвалась, не дойдя до цели), одна прошла сквозь строй и взорвалась перед транспортом «Клаус Ховальдт», и только четвертая отправила на дно угольщик «Штурцзее» (708 брт). Корабли охранения преследовали лодку более трех часов, сбросив на нее 90 глубинных бомб. С-55 получила серьезные повреждения: носо­вая часть легкого корпуса была полностью разрушена, а крышки носовых аппаратов заклинены. Субмарина возвратилась в базу в аварийном состоянии.

В ходе длившегося все лето ремонта на лодке смонтировали гидролокатор «Дра­кон». Этот прибор произвел настолько большое впечатление на командира, что в очередном походе (30.9— 16.10.1943) он счел возможным форсировать минные поля в надводном положении и на перис­копной глубине, что категорически запре­щалось инструкциями (за поход лодка фор­сировала заграждения на опасной глуби­не 14 раз). Утром 12 октября, зайдя на позицию лодки С-102, Сушкин обнаружил и атаковал конвой противника. На погиб­шем транспорте «Аммерланд» (5381 брт) немцы потеряли почти 2500 т продоволь­ствия, перевозившегося для лапландской группировки. Противник безуспешно пре­следовал С-55, сбросив на нее около 70 бомб.

В следующий поход лодка вышла 4 декабря и пропала без вести. На много­численные вызовы она не отвечала. Не исключено, что «эска» стала жертвой бом­бежки немецких охотников, зафиксиро­вавших атаку советской субмарины на конвой в районе Гамвика 8 декабря. Весь­ма возможна и гибель на минных заграж­дениях, которые Сушкин привык форси­ровать в весьма рискованных положени­ях. На С-55 погибли 52 человека.

 

С-56

 

31 марта 1943 года лодка (командир — капитан-лейтенант Г.И. Щедрин) вышла в первый боевой поход в район Тана-фьор­да и 10 апреля атаковала конвой. К сожа­лению, еще в момент сближения находив­шуюся на перископной глубине субмари­ну обнаружил вражеский гидросамолет. После предупреждения транспортам не составило труда уклониться от торпеды, выпущенной с дистанции 15 кбт. Другая взорвалась, не дойдя до цели. Противник сбросил 28 глубинных бомб и продолжил путь. Четверо суток спустя «эска» вновь вышла в атаку, но опять неудачно. Из-за несработавшей системы БТС на поверх­ности моря показался пузырь. Одна из торпед взорвалась самопроизвольно, дру­гая прошла в 10 м от парохода «Детлеф». Немцы ответили короткой контратакой, сбросив 11 глубинных бомб. 19 апреля С-56 вернулась в Полярное.

14 мая «эска» вновь покинула базу, что­бы занять позицию у Тана-фьорда. Утром 17-го Щедрин обнаружил конвой, шедший в восточном направлении. На этот раз был дан четырехторпедный залп по створив­шимся судам каравана с небольшой дис­танции. Это принесло реальные резуль­таты — танкер «Ойрштадт» (1118 брт; пе­ревозил нефтепродукты) после попадания загорелся и спустя несколько часов зато­нул. К сожалению, две другие торпеды взорвались до контакта с целью, а тре­тья, попав в борт транспорта «Вартеланд» (3678 брт), наоборот, не взорвалась. Залп с С-56 стал единственной за всю войну торпедной атакой советской подводной лодки, когда реально были поражены два судна. Немцы преследовали нашу субма­рину, сбросив на нее в течение шести ча­сов 70 бомб, но «эска» благополучно ушла и 29 мая вернулась в базу.

Еще более успешным для С-56 оказал­ся ее третий поход (11 — 21.7.1943). На этот раз лодка заняла позицию между мысами Нордкап и Омганг. В ночь на 17 июля Щедрину удалось перехватить воз­вращавшийся с минной постановки отряд немецких кораблей. Две из четырех выпу­щенных торпед разнесли в клочья траль­щик М-346, но минный заградитель «Остмарк» сумел увернуться. Вечером 19-го «эска» обнаружила конвой, идущий на за­пад. Две атаки из кормовых и носовых ап­паратов принесли очередную победу — на дно отправился сторожевик NKi-09 («Алане»). Так С-56 и ее командир вошли в чис­ло наиболее результативных на Северном флоте. До конца года «эска» стояла в ре­монте и в боевых действиях не участвова­ла. Первым в 1944 году стал поход в рам­ках операции «нависающей завесы» РВ-1. Щедрин действовал умело и напористо. 18 января подлодка покинула базу и уже ве­чером 20-го вышла в атаку на конвой в районе мыса Слетнес. К сожалению, из-за помехи со стороны эскорта («эска» на­ходилась в надводном положении) пришлось стрелять кормовыми аппаратами. Взрывов не последовало, новой атаке ме­шало близкое присутствие С-102 (она вы­пустила торпеды спустя 35 минут после С-56). 22 января другой караван был упу­щен из-за ухудшившейся погоды. На сле­дующий день С-56 сама подверглась на­падению немецких кораблей ПЛО, но ей удалось уйти. Зато 28 января Щедрин до­бился еще одного успеха, потопив двумя торпедами транспорт «Хайнрих Шульте» (5056 брт), следовавший в составе «запад­ного» конвоя. 4 февраля «эска» вернулась в базу, и 31 марта ее наградили орденом Красного Знамени.

С 20 февраля по 7 марта С-56 прини­мала участие в операции РВ-2. Почти две недели ей не удавалось выйти на пере­хват конвоев из-за штормовой погоды, но 4 марта в районе Слетнеса цель все-таки была обнаружена. Опасаясь попасть под таранный удар кораблей охранения, Щед­рин предпринял бесперископную атаку со слишком большой — 25-метровой — глу­бины. Ничего хорошего из этого не выш­ло: стопор одной из двух торпед зажало, и она осталась в аппарате. Другая взор­валась, не дойдя до цели, и этим лишь привлекла внимание противника. Эскорт сбросил на «эску» четыре бомбы, выслан­ная в район зарядки группа охотников — еще 165, но лодка осталась невредимой. Вскоре ее отозвали в базу.

Шестой боевой поход (16 - 31.5.1944) стал единственным, в котором подлодка ни разу не атаковала — сказались плохая погода и неполадки с техникой: сначала вышел из строя зенитный перископ, затем стала барахлить аккумуляторная батарея. На ее ремонт ушел весь июнь, тогда же на «эске» установили гидролокатор «Дракон». 11 июля С-56 — вновь на коммуникациях противника. Спустя четыре дня ей удалось атаковать конвой, обнаруженный нашей авиаразведкой. Щедрин выпустил с дис­танции 7 кбт четыре торпеды по транспорту и миноносцу, после чего услышал три взрыва. Через шесть минут подняли пе­рископ: транспорта на поверхности не было видно, а миноносец, как тогда пока­залось, «тонул». Вопреки этим наблюде­ниям, данные германской стороны свиде­тельствуют, что следы двух торпед прошли за кормой транспорта, а третья выскочила на поверхность. Корабли охранения вяло контратаковали, сбросив наугад 19 глубин­ных бомб. 22 июля лодка вернулась в базу. Последний поход «эски» начался 16 сентября 1944 года. Вечером 24-го ей уда­лось обнаружить конвой. Щедрин выпус­тил четыре парогазовые торпеды с 19 кбт. Транспорт «Готия» успел уклониться от залпа. Немцы преследовали лодку, но безрезультатно. Другая атака с дальней дистанции, произведенная спустя два дня, также оказалась неудачной. Одна из че­тырех торпед взорвалась, не дойдя до тральщиков М-31 и М-251, после чего те обрушили на лодку три десятка глубин­ных бомб. С-56 увернулась и вечером того же дня легла на обратный курс. За бое­вые заслуги указом от 5 ноября 1944 года Щедрину было присвоено звание Героя Советского Союза, а С-56 23 февраля 1945 года стала гвардейской.

 

С-101

 

Субмарина (командир — капитан 3 ран­га В.К.Векке) прибыла в Беломорск 8 сен­тября 1941 года. 7 октября, после восста­новительного ремонта она направилась в Полярный. На рассвете вахтенный обна­ружил впереди по курсу два неизвестных самолета (ими оказались наши МБР). Хотя они дали правильные опознавательные, на субмарине на всякий случай объявили срочное погружение. В этот момент ве­дущий МБР сбросил на С-101 четыре бом­бы ПЛАБ-100. Правда, взорвалась лишь одна из них. Корпус корабля сильно под­бросило, ряд механизмов сдвинулся с фундаментов. Лодка потеряла ход и упа­ла на дно на глубину 45 м. Через 45 ми­нут, после приведения механизмов в дей­ствие лодка-«бомбоуловитель» всплыла и ушла для ремонта в Архангельск. Ее докование закончилось 17 ноября, и 13 де­кабря она прибыла в главную базу СФ.

В свой второй боевой поход, ставший первым на новом театре, С-101 вышла 31 января 1942 года. Ни одного конвоя про­тивника обнаружить не удалось. 6 февра­ля Векке предпринял атаку остова сидев­шего на камнях норвежского транспорта «Мимона» (1147 брт), выброшенного штор­мом еще 11 января. 27 февраля «эска» вернулась в Полярное. В третьем походе (10 — 22.4.1942) лодка должна была защи­щать союзные караваны QP-10 и PQ-14, заняв позицию в 150 милях севернее Аль­та-фьорда. Из-за ошибки, допущенной при подготовке карты операторами штаба СФ, район патрулирования оказался прямо по курсу QP-10. За день 12 и утро 13 апреля с британских кораблей на лодку сбросили несколько десяток глубинных бомб — к сча­стью, без последствий. Обнаружить про­тивника на позиции также не удалось, если не считать многочисленных «юнкерсов», от которых постоянно приходилось укло­няться погружением. Четвертый поход (17 — 27.5.1942) для С-101 чуть было не стал последним. Утром 25 мая лодка вышла в атаку на вражеский конвой в районе мыса Нордкин. Ее торпеды прошли рядом с гос­питальным судном «Метеор». Конвой про­следовал дальше, а командование против­ника выслало в район группу охотников. Обнаружив их, Векке решил атаковать. Немцы засекли лодку и устроили на нее 22-часовую охоту, в ходе которой UJ-1102, Uj-1105, Uj-1108 и Uj-1109 сбросили око­ло двух сотен глубинных бомб и нанесли субмарине тяжелейшие повреждения: вы­шел из строя один перископ, нарушилась герметичность топливной цистерны № 2, разбилась часть банок с электролитом. До вечера «эска» отлеживалась на дне, но затем подвсплыла и попыталась оторвать­ся в подводном положении. С 4 часов утра 26-го экипаж стал ощущать острую нехват­ку кислорода. Спустя два часа командир решил всплыть и принять бой в надвод­ном положении, на всякий случай подго­товив лодку к взрыву. К счастью, пресле­дователи отстали, и субмарина смогла вернуться в базу. В начале июня С-101 получила дополнительные повреждения от вражеской авиации в Мурманске, что за­держало ее ремонт до середины следую­щего месяца. С 21 июля по 6 августа она действовала на позиции у Варде. Теперь Векке был гораздо осторожнее, и субма­рина встреч с противником не имела. В ноябре (2— 15.11.1942) в северной части Баренцева моря лодка обеспечивала пе­реход одиночных транспортов с Новой Земли в Исландию. После возвращения С-101 поставили на капитальный ремонт. 2 декабря в должность командира лодки вступил капитан 3 ранга П.И. Егоров, а Векке перевели на строящуюся С-16.

20 марта 1943 года «эска» отправилась в свой седьмой поход и, прибыв на пози­цию между Нордкином и Маккёуром ут­ром 22-го, сразу вышла в атаку. Несмот­ря на то, что субмарине удалось прорвать линию охранения и выстрелить с малой дистанции, пароход «Драу» успел укло­ниться от четырехторпедного залпа. Ос­тавшиеся в носовых аппаратах торпеды были выпущены 29 марта при встрече с другим конвоем. На этот раз жертвой стал пароход «Аякс» (2297 брт), перевозивший солому. Судно затонуло, а немецкие охот­ники на протяжении восьми часов пресле­довали «эску», однако ни одна из сбро­шенных ими 60 глубинных бомб не нанес­ла лодке повреждений. 31 марта С-101 вернулась в базу. Еще одну атаку Егоров совершил 25 апреля в следующем походе (20.4— 2.5.1943). К сожалению, торпеды прошли за кормой транспорта «Нойкурен», хотя две из них, оснащенные неконтакт­ными взрывателями, взорвались, что дало основание считать залп успешным. Эскорт обрушил на лодку 46 глубинных бомб, так­же не достигших цели. В июньском похо­де (11 — 25.6.1943) «сто первая» выходи­ла в атаку на конвои четыре раза: 13-го, 14-го, 19-го и 23-го. Выстрелив все ^тор­пед с дистанций от 8 до 12 кбт, Егоров ни разу не попал, но, по донесениям, пото­пил и повредил 4 транспорта и стороже­вик. Противник контратаковал вяло, а од­ного нападения даже не заметил.

В июле Егорова назначили командиром 5-го дивизиона, но на С-101, находившей­ся теперь под началом капитан-лейтенан­та Е.Н. Трофимова, он сходил еще в один боевой поход. 7 августа лодка вышла к мысу Желания. Через три недели ожида­ния шумопеленгатор обнаружил движу­щийся объект. При сближении выясни­лось, что это — подводная лодка. Атакой руководил Егоров. В 20.50 он произвел трехторпедный залп, ставший гибельным для немецкой U-639 — это был самый значительный успех североморских «эсок». 2 сентября наша субмарина вернулась в Полярное.

Последний в 1943 году поход С-101 со­вершила с 18 по 29 октября. Лодка патру­лировала на позиции близ Нордкапа и лишь единожды (26 октября) неудачно вышла в атаку на пару «тральщиков», ко­торыми, вероятно, в действительности яв­лялись норвежские мотоботы. По возвра­щению из похода «эска» стала на капиталь­ный ремонт, продлившийся без малого год. За это время на ней успел поменять­ся командир. С августа 1944-го им стал капитан-лейтенант Н.Т. Зиновьев, бывший ранее старпомом на С-15. В свой един­ственный поход он вышел 26 октября, «под занавес» операции «Вест». Утром 28-го лодка заняла позицию у Нордкапа, но 30-го из-за волнения не смогла выйти в атаку на пару эсминцев 4-й германской флотилии. Когда утром следующего дня эсминцы появились вновь, Зиновьев дал по ним трехторпедный залп. Увы, две ЭТ-80 застряли в аппаратах, а третья про­шла в стороне от кораблей. Спустя семь часов лодка попыталась торпедировать охотники Uj-1207 и Uj-1222. Поскольку не­исправные ЭТ-80 вытолкнуть не успели, пришлось дать двухторпедный залп. Одна из торпед взорвалась при ударе о скалы, встревоженные охотники засекли «эску» и атаковали ее глубинными бомбами. От близких разрывов нарушилась герметич­ность топливной цистерны, вышли из строя вал лебедки перископа и гидроло­катор «Дракон». Зиновьеву удалось устра­нить повреждения в море, но дальнейшее крейсерство оказалось безрезультатным, и 11 ноября лодка вернулась в Полярное. По итогам похода ей засчитали потопле­ние тральщика и повреждение эсминца. 24 мая 1945 года С-101 была награждена ор­деном Красного Знамени.

 

С-102

 

Лодка (командир — капитан 3 ранга Л.И.Городничий) прибыла в Беломорск 12 сентября 1941 года и уже с 10 октября на­ходилась в Полярном. Спустя 11 дней «эска» вышла на позицию в районе Тана-фьорда. 23 октября начался недельный шторм. На второй день похода, когда лод­ка находилась в надводном положении, волной смыло за борт находившегося на мостике дивизионного штурмана. Посколь­ку в этот момент на мостике больше нико­го не было, около часа субмарина шла без верхней вахты. 29-го произошел другой случай, хорошо свидетельствовавший об уровне подготовки наших подводников в 1941 году. В 9.24 в перископ были обна­ружены два транспорта. Лодка стала сбли­жаться с ними, но атака сорвалась из-за невыгодного курсового угла. В 10.55 «эска» случайно вынырнула на поверхность, и командир приказал принять полтонны воды. Вместо этого, по недосмотру, при­няли 6 т, и лодка камнем пошла вниз. На глубине 110 м погружение удалось оста­новить, но затем началось стремительное всплытие с дифферентом на нос в 40°. С-102 вторично выбросило на поверхность; и в этот момент из-за неправильного рас­чета по приему воды она вновь приобрела отрицательную плавучесть и начала погру­жаться. В конце концов лодка всплыла и в надводном положении ушла в район заряд­ки. 13 ноября после безрезультатного трехнедельного патрулирования субмари­на вернулась в базу.

В третьем походе (3 — 20.1.1942) коман­дир действовал увереннее. Лодка заняла позицию в районе Варде. Днем 10 января она выпустила две торпеды по одиночно­му транспорту (очевидно, норвежскому траулеру), а спустя четверо суток атако­вала немецкий конвой. На дно пошел транспорт «Тюркхайм» (1904 брт), однако контратака охотников Uj-1205, Uj-1403 и сторожевика V-5903 чуть было не оказа­лась для С-102 роковой. Уже вторая серия глубинных бомб накрыла «эску». Сначала ее выбросило на поверхность, а затем швырнуло на дно, на глубину 88 м. Бом­бежка длилась шесть часов, немцы израс­ходовали 198 бомб. Вышло из строя все навигационное и электрооборудование; нарушилась герметичность топливных ци­стерн, исправность клапанов вентиляции кормовых балластных цистерн. Лодку спас отход к побережью полуострова Рыбачий, куда немцы сунуться не решились. Из-за тяжелых повреждений Городничий получил разрешение возвращаться в базу. Весь февраль ушел на ремонт. В четвертом по­ходе (3 - 27.3.1942) С-102 вновь крейсерствовала у Варде, а в период с 8 по 14 марта прикрывала союзный караван PQ-12. Ее действиям сильно мешали штор­мовая погода и снежные заряды, а един­ственная возможность выйти в атаку 4 мар­та оказалась упущенной из-за того, что рулевой-горизонталыцик «утопил» (то есть заглубил) лодку. Пятый поход продолжал­ся с 18 мая по 1 июня. На этот раз район патрулирования лежал в западном шхер­ном участке немецкой коммуникации, у острова Рольвсё. Действовать там в период полярного дня оказалось крайне рискован­но, и Городничий старался держаться по­дальше от берега. Следующий поход (24.9 — 17.10.1942) был совершен к север­ной оконечности Новой Земли — мысу Желания — для перехвата вражеских над­водных и подводных рейдеров, действо­вавших в Карском море. Ни одной встре­чи с ними не произошло. С 5 по 16 ноября лодка находилась в северной части Барен­цева моря, пытаясь обеспечить переход одиночных союзных транспортов с Новой Земли в Исландию. К крейсерству на вра­жеских коммуникациях С-102 вернулась лишь в восьмом боевом походе (15.12.1942-1.1.1943). За две недели, проведенные на позиции в районе мыса Нордкап, встречи с противником не про­изошло. Начавшийся после возвращения капитальный ремонт занял четыре месяца.

На позицию в районе Нордкапа лодка совершила три похода (31.5-16.6, 7 — 25.8 и 1 — 17.10.1943). 3 июня она задела за нижнюю часть антенны противолодоч­ной мины, но последовавший взрыв нанес ей незначительные повреждения. 18 авгу­ста субмарина неудачно выпустила две торпеды по транспорту, шедшему в соста­ве небольшого конвоя. Вечером 26 декаб­ря С-102 была послана для перехвата гер­манского линкора «Шарнхорст», но не ус­пела она прибыть на позицию, как стало известно, что линейный корабль потоплен англичанами. Лодку отправили на позицию к Тана-фьорду. Добиться успеха и на этот раз не удалось — из-за течи в трюме при­ходилось часто отходить в море для откач­ки воды. 3 января С-102 вернулась в базу.

В 1944 году старейшая северная «эска» совершила всего три боевых похода. Пер­вый, с 17 по 30 января, проходил в рам­ках операции РВ-1. Заняв позицию в рай­оне мыса Нордкин, 20-го лодка вышла в атаку на «западный» конвой. Четырехторпедный залп произвели с дистанции 12 кбт из надводного положения. Городни­чий утверждал, что слышал один взрыв (ему было засчитано потопление 6000-тон­ного транспорта), однако немцы, осуще­ствлявшие профилактическое бомбомета­ние, даже не заметили нападения. С 3 по 20 марта С-102 вновь находилась в море, в районе Порсангер-фьорда. За это вре­мя командир неоднократно обнаруживал тральщики и сторожевики, но в атаки не выходил. По возвращении субмарина ста­ла в ремонт, окончившийся только в на­чале октября. 10-го «эска» покинула базу. Она удостоилась сомнительной чести стать единственной подлодкой СФ, уча­ствовавшей в операции «Вест» и ни разу не выпустившей торпеды. За это время через ее позицию прошло, по меньшей мере, семь вражеских конвоев, но лишь единожды, 24 октября Городничий обна­ружил противника. Выход в атаку сорва­ли вражеские охотники, сумевшие засечь С-102 до залпа. В тот же день лодка по­лучила приказ вернуться.

 

С-103

 

Лодка (командир — капитан-лейтенант Н.П. Нечаев) перешла в Полярное 20 сен­тября 1943 года и 19 октября отправилась в первый боевой поход. Патрулирование в районе острова Рольвсё продолжалось до 3 ноября. В ходе него штаб флота пред­принял три попытки навести лодку на иду­щие из Варангер-фьорда конвои, но все они из-за отсутствия сведений об исполь­зуемых противником маршрутах провали­лись. Второй (16 — 31.1.1944) и третий (12 — 28.4.1944) походы «эски» закончи­лись безрезультатно, несмотря на стрем­ление командира атаковать врага. В май­ской операции (16 — 31.5.1944) Нечаев, очевидно, раздосадованный тем, что и на этот раз не удалось выйти наперехват кон­воев, 29 мая атаковал четырехторпедным залпом «тральщики» (охотники Uj-1209, Uj-1211 и Uj-1219). На лодке слышали три взрыва и сочли все корабли уничтожен­ными, даже несмотря на то, что стреляли залпом с временным интервалом с дис­танции 18 кбт, находясь на кормовых кур­совых углах. Охотники атаки не заметили и пошли дальше, а лодка вернулась в базу. После текущего ремонта «эска» совер­шила пятый боевой поход (16 — 29.8.1944) в район Конгс-фьорда. Утром 23-го она выстрелила двумя торпедами по одиноч­ной десантной барже, но не попала, а спу­стя час атаковала шедший в западном на­правлении конвой. Из носовых аппаратов с дистанции 5 кбт были выпущены три ЭТ-80 (четвертая не вышла из-за неис­правности), две из которых, по наблюдению Нечаева, поразили 3000-тонный танкер. Через минуту в перископ увидели креня­щееся судно, а затем шум его винтов пре­кратился. По данным противника, атаке подвергся танкер «Гретхен» (255 брт), но все торпеды прошли мимо и взорвались при ударе о скалы. Днем 28-го лодка выш­ла наперехват другого конвоя. На этот раз пришлось стрелять парогазовыми торпе­дами из носовых аппаратов с дистанции 12 кбт. Нечаев слышал два взрыва, но в действительности торпеды прошли мимо, поскольку немецкие корабли шли со ско­ростью 14 узлов, а не 8 — 9, как рассчиты­вал командир С-103. Канонерская лодка К-3 пыталась преследовать субмарину, сбросив около 80 глубинных бомб, но бес­полезно. Израсходовав торпеды в носовых аппаратах, «эска» вернулась в базу, зая­вив об уничтожении 4000-тонного транс­порта и сторожевика. Необходимость но­вого ремонта не позволила ей выйти в море ни в сентябре, ни в октябре.

 

С-104

 

С 30 сентября 1943 году субмарина (ко­мандир—капитан-лейтенант М.И. Ники­форов) находилась в Полярном и готови­лась к боевому выходу. Но утром 12 ок­тября она подверглась налету звена истре­бителей Fw-190. Близкий разрыв 500-кг бомбы повредил балластную цистерну лодки, сдвинул с мест ряд приборов и ме­ханизмов. Она отправилась в ремонт.

Первый боевой поход (18.1 — 5.2.1944) закончился неудачно. Несмотря на срав­нительно длительное пребывание в море субмарина ни разу не обнаружила против­ника. 24 февраля командир лодки был снят, но нового, постоянного -т капитана 3 ранга В.А. Тураева (ранее командовал М-200, а до этого — С-12 КБФ) — назначи­ли лишь в середине марта. В море «эска» вышла только 13 апреля. До позиции дой­ти не удалось — выявилась неисправность гироскопа. Лодка вернулась в Полярное. 21-го апреля С-104 вновь направилась к вражескому побережью. Неудачи пресле­довали Тураева и дальше. 22 апреля «эска» чуть было не стала жертвой тор­пед, выпущенных немецкой субмариной, а попытки перехвата двух конвоев сорва­лись. 7 мая лодка вернулась в базу.

Успех был достигнут лишь в третьем походе (11 — 26.6.1944). Два первых кон­воя атаковать не удалось, но 20 июня Тураев дал меткий четырехторпедный залп по судам каравана, шедшего на запад. Две торпеды поразили крупный охотник Uj-1209, мгновенно скрывшийся под во­дой, остальные взорвались в конце дис­танции (Тураев считал, что им потоплены 8000-тонный транспорт и тральщик). Нем­цы контратаковали «эску» четырьмя де­сятками бомб и причинили ей некоторые повреждения. В июле лодка прошла те­кущий ремонт. С 15 августа по 13 сентяб­ря С-104 безрезультатно выходила на по­зицию к мысу Желания. Новая победа была одержана в ходе операции «Вест» (поход 8 — 24.10.1944). 12 октября Тура­ев атаковал крупный конвой, направляв­шийся на запад. Залп осуществлялся пос­ле прорыва линии охранения с дистанции 7 кбт. От одной из четырех выпущенных торпед на дно пошел транспорт «Лумме» (1730 брт), перевозивший разобранные бараки. В ночь на 15-е, когда лодка пат­рулировала в надводном положении у Берлевога, был обнаружен еще один ка­раван. Залп из кормовых аппаратов не достиг цели из-за неправильного пользо­вания ночным прицелом. Развернувшись носом, «зека» повторила атаку. Не успел командир дать команду «товсь», как из аппарата вышла одна торпеда. Несмотря на то, что выстрел произошел случайно, транспорт водоизмещением 5000 т посчи­тали потопленным. В действительности противник не заметил атаки, и уж, тем бо­лее, не понес потерь. Других контактов с неприятелем за время похода не было. Указом от 24 мая 1945 года С-104 была награждена орденом Красного Знамени.