ВМС Франции 1914 — 1918 гг.

 

В течение всего XIX века французский флот прочно занимал второе место в мире, уступая лишь британскому. Но в начале 1900-х годов ситуация резко из­менилась. Некомпетентность политиков, ответственных за кораблестроение (сре­ди них выделяют морского министра — Ш.Пеллетана, прозванного «разрушите­лем флота»), привела к тому, что Фран­ция тратила огромные средства на по­стройку морально устаревших линкоров, больших, но слабо вооруженных броне­носных крейсеров и многочисленных не­мореходных миноносцев, в то время как другие страны вводили в строй крупные серии однотипных линкоров, легких крей­серов, эсминцев. Результаты оказались плачевными. Франция позже всех присту­пила к строительству дредноутов, утрати­ла первенство в области подводного фло­та (в мае 1914 года командование ВМС вынуждено было списать сразу 21 уста­ревшую подлодку — более, чем треть на­ходившихся в строю субмарин), а первые турбинные легкие крейсера у нее появи­лись лишь в 1920 году — ими стали полу­ченные по репарациям корабли бывших противников.

В 1911 году французская обществен­ность была шокирована опубликованны­ми цифрами: за 15 предшествовавших лет Германия потратила на флот примерно 100 млн. фн. ст. и стала второй морской державой мира. Во Франции за это же время аналогичные расходы составили 152 млн. фн. ст., но при этом ее флот пе­реместился со второго места на четвер­тое!

Определенные шаги по усилению ВМС были предприняты лишь в последние пять лет до начала мировой войны. Энергич­ный адмирал Буэ де Лапейрер, занявший пост морского министра, добился увели­чения расходов на флот с 333 млн. фран­ков в 1909 году до 567 млн. в 1913-м. Согласно принятой в 1912 году внуши­тельной кораблестроительной программе, французские ВМС за последующие 8 лет должны были пополниться 28 линкорами, 10 легкими крейсерами, 52 эсминцами и 94 подводными лодками. В 1914 году в дополнение к ней предполагалось по­строить 8 линейных крейсеров. Но всем этим планам не суждено было сбыться.

Исход Первой мировой войны для Франции решался на суше, и поэтому все кораблестроительные программы были практически заморожены. Более-менее серийно продолжали строиться лишь под­водные лодки да небольшие эскортные корабли. Поэтому к 1918 году французс­кий флот по силе уступал не только бес­спорным лидерам в области морских во­оружений — Англии и США, но уже и Япо­нии. ВМС Франции сохранили за собой четвертое место в мире, однако их пре­восходство над итальянской Реджа Мари­ной выглядело минимальным.

Организационно в августе 1914 года французский флот (Armee Navale) состо­ял из отдельного отряда командующего флотом вице-адмирала Б.де Лапейрера (линкоры «Курбэ», «Жан Бар», крейсер «Ж.де Ла-Гравьер»); 1-й эскадры линко­ров (6 кораблей типа «Дантон»); 2-й эс­кадры линкоров («Пари», «Франс» и 5 ко­раблей типа «Репюблик»/«Демократи»); дополнительной дивизии линкоров («Сюффрен», «Сен-Луи», «Бувэ», «Голуа»); специальной дивизии (линкоры «Жорегиберри», «Шарлемань», крейсе­ра «Д'Антрекасто», «Потюо», «Кассар», «Космао», «Брюи», «А.Шарнэ», «Латуш-Тревиль»); двух «легких» дивизий (1-я — крейсера «Ж.Мишле», «Э.Ренан», «Э.Кинэ», «В.Руссо» и 2-я — крейсера «Л.Гамбетта», «Ж.Ферри», «В.Гюго»); флотилии эсминцев (37 кораблей, сведенных в 6 дивизионов) и флотилии подводных ло­док (6 эсминцев и 15 подлодок). В ходе войны все дредноуты (в том числе и но­вые типа «Бретань») были сведены в 1-ю дивизию линкоров; бывшие 1-я и 2-я дивизии стали соответственно 2-й и 3-й (в последней «Пари» и «Франс» замени­ли линкором «Сюффрен»). К 1918 году все линкоры объединили в две эскадры — дредноутов и додредноутов; каждая со­стояла из двух дивизий. Флотилию эс­минцев позже разделили на две, причем в первую из них включили также 6 под­водных лодок.

 

Корабельный состав ВМС Франции в 1914 —1918 гг.

Классы кораблей

К августу 1914г.

Построено за годы войны

Погибло в 1914 — 1918 гг.

Линкоры-дредноуты Линкоры-додредноуты Броненосные крейсера

Бронепалубные крейсера

Эсминцы*

Миноносцы*

Подводные лодки

Боевые катера

4

17

22

13

35

180

50

3

 

 

 

14

 

25**

161

 

4

4

1

7

16

14

2

*Эсминцы полным водоизмещением менее 500 т условно отнесены к миноносцам.

**Включая трофейную «Ролан Морийо».