Бронепалубные крейсера

 

Бронепалубный крейсер «Жюрен де Ла Гравьер» — 1 ед.

22.jpg

 «Жюрен де Ла Гравьер» (Jurien de la Graviere)                Лор 11.1897/26.7.1899/1902 - искл. 1922

 

5595 т, 137x15x6,3 м. ПМ - 3, 24 ПК, 17 000 л.с.=22,5 уз. 600/886 т уг. Броня: палуба 65 — 35 мм, орудийные щиты 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 511 чел. 8 — 164 мм/ 45, 10 - 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Большой, но слабо вооруженный крей­сер. Обладал плохой маневренностью и на испытаниях (продолжавшихся более года) так и не развил проектной 23-узловой скорости. Во время Первой мировой войны действовал на Адриатике, в Ионическом и Эгейском морях. С 1920 года — стационер в Сирии.

 

Бронепалубный крейсер «Гишен» — 1 ед.

23.jpg

 «Гишен» (Guichen)           СНзЛ 10.1895/15.5.1898/1901 - искл. 1921

 

8151 т, 133(пп)х17х7,5 м. ПМ-3, 36 ПК, 25 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: 100 — 40 мм, казематы 60 — 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 160 мм. Эк. 625 чел. 2 - 164 мм/45, 6 - 138 мм/45, 10 - 47 мм, 5-37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Океанский «истребитель торговли» с большим радиусом действия, но с очень слабым для его размеров вооружением. В 1914 году нес патрульную службу в Ат­лантике от Ла-Манша до Марокко, с 1915 года находился на Средиземном море. В 1917 году частично разоружен и затем использовался как быстроходный транс­порт. В 1919 году оперировал на Черном море, участвуя в интервенции против Со­ветской России.

 

Бронепалубный крейсер «Шаторено» — 1 ед.

24.jpg

 «Шаторено» (Chateaurenault)  ФШ   5.1896/12.5.1898/1902 - погиб 14.12.1917

 

7898 т, 135(вл)х17х7,4 м. ПМ - 3, 14 ПК, 23 000 л.с.=23 уз. 1460/1960 т уг. Броня: палуба 100 — 60 мм, казематы 60 — 40 мм, щиты орудий 54 мм. Эк. 604 чел. 2 — 164 мм/45, 6-138 мм/45, 10 - 47 мм, 5 -37 мм.

 

По характеристикам аналогичен крей­серу «Гишен», но отличался иной компо­новкой и силуэтом. На испытаниях в 1899 году проявилась сильная вибрация, из-за чего вновь был отправлен на верфь. Исправление всех дефектов продолжалось с октября 1899 по сентябрь 1902 года. Во время Первой мировой войны нес пат­рульную службу в Ла-Манше, охотился за немецким вспомогательным крейсером

«Мёве» в Южной Атлантике, использовал­ся на Средиземном море как быстроход­ный транспорт. Потоплен в Ионическом море двумя торпедами, -выпущенными подлодкой UC-38.

 

Бронепалубный крейсер «Д'Антрекасто» — 1 ед.

25.jpg

 «Д'Антрекасто» (D'Entrecasteaux) ФШ 9.1894/12.6.1896/1899 - искл. 1922

 

7995 т, 117(пп)х17,8х7,5 м. ПМ - 2, 5 ПК, 14 500 л.с.=19,2 уз. 650/980 т уг. Броня: палуба 100 — 30 мм, башни 230 мм, казе­маты 52 мм, рубка 250 мм. Эк. 559 чел. 2 - 240 мм/40, 12-138 мм/30, 12 - 47 мм, 6 - 37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Оригинальный корабль с тяжелой ба­шенной артиллерией и умеренной ско­ростью. Предназначался для действий в отдаленных районах: подводная часть корпуса была обшита деревом и покры­та медью, погреба боезапаса имели сис­тему охлаждения. К 1914 году скорость крейсера не превышала 17 узлов. До 1916 года действовал на Средиземном море, неоднократно обстреливал турец­кие позиции в Палестине и Сирии. За­тем оперировал в Ла-Манше, сопровож­дал конвои до Мадагаскара. Снова пе­решел на Средиземное море, где использовался преимущественно как вой­сковой транспорт. С 1919 года служил учебным судном в Бресте, позже был разоружен и подарен Бельгии, а в 1927 году продан Польше. Являлся блокши­вом, разобран на металл после 1938 года.

 

Бронепалубный крейсер «Декарт» — 1 ед.

26.jpg

 «Декарт» (Descartes)             СНзЛ 8.1892/27.9.1894/7.1896 - искл. 1920

 

3960 т, 96,3(пп)х13х6,5 м. ПМ - 2, 16 ПК, 8500 л.с.=19 уз. 543 т уг. Броня: палуба 60 — 20 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 70 мм. Эк. 421 чел. 4- 164 мм/45, 10-100 мм, 8-47 мм, 4 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.

Устаревший крейсер, предназначенный для колониальной службы. Однотипные «Паскаль», «Катина» и «Протэ» списаны в 1910 - 1911 годах. «Декарт» в 1914 – 1917 годах находился в Вест-Индии, причем дважды получал повреждения в результа­те столкновений с торговыми судами. В 1917 году прибыл в Лорьян, разоружен и поставлен на прикол. Снятые с крейсера тяжелые пушки были отправлены на сухо­путный фронт, а мелкие установлены на мобилизованных патрульных судах.

 

Бронепалубные крейсера типа «Фриан» — 3 ед.

27.jpg

 «Фриан» (Friant)                          Брест 1891/17.4.1893/4.1895   - искл. 1920

«Дю Шайла» (Du Chayla)            Шер 3.1894/10.11.1895/2.1898 - искл. 1921

«Кассар» (Cassard)                      Шер 1894/27.5.1896/2.1898      - искл. 1924

 

3960 т, 96,1(пп)х13,7х6,25 м («Фриан»: 94x13x6,3 м). ПМ - 2, 20 ПК, 10 000 л.с.= 19 уз. 577 — 600 туг. Броня: палуба 80 — 30 мм, орудийные щиты 30 мм, рубка 100 мм. Эк. 393 чел. 6— 164 мм/45, 4 — 100 мм, 10 — 47 мм, от 5 до 9 — 37 мм, 2 ТА 450 мм.

 

Старые корабли, близкие по типу к русскому бронепалубно­му крейсеру «Светлана». Всего было построено 6 единиц, но три из них— «Бюжо» (Bugeaud), «Шаслу-Лоба» (Chasseloup-Laubat) и «Д'Асса» (D'Assas) — исключили из боевого состава флота еще до Первой мировой войны.

«Фриан» в 1914 году находился на о. Ньюфаунленд, затем перешел на Средиземное море, в 1915 — 1916 годах был стационером в Марокко. В 1918 году использовался в качестве плав­базы подводных лодок на о. Мудрое. «Кассар» и «Дю Шайла» служили преимущественно на Средиземном и Красном морях, в 1917 году осуществляли поиск германских рейдеров в Индий­ском океане. В ноябре 1918 года «Дю Шайла» принимала участие в последней боевой операции против турецких войск в Ли­ване, в 1919-м находилась на Черном море. К концу войны во­оружение этого корабля состояло из двух 164-мм, четырех 75-мм и четырех 47-мм пушек; остальную артиллерию отправи­ли на сухопутный фронт.

 

Бронепалубный крейсер «Д'Эстрэ» — 1 ед.

28.jpg

 «Д'Эстрэ» (D'Estrees)         Рош 3.1897/27.10.1897/1899 - искл. 1922

 

2428 т, 95x12x5,4 м. ПМ - 2,8 ПК, 8500 л.с.=20,5 уз. 345/470 т уг. Броня: палуба 40- 20 мм. Эк. 235 чел. 2-138 мм/45, 4 — 100 мм, 8-47 мм, 2 — 37 мм.

 

Крейсер 3 класса для колониальной службы. Однотипный «Инфернэ» потерпел крушение 22.11.1910. «Д'Эстрэ» в 1914 году нес патрульную службу в Ла-Манше, с 1915-го находился на Средиземном море, в 1916— 1918 годах базировался на Джи­бути и действовал в Красном море. После окончания войны слу­жил на Дальнем Востоке.

 

Бронепалубный крейсер «Лавуазье» 1 — ед.

29.jpg

 «Лавуазье» (Lavoisier)  Рош 1.1895/17.4.1897/4.1898 — искл. 1920

 

2318 т, 100,6x10,6x5,4 м. ПМ - 2, 16 ПК, 6800 л.с.=20 уз. 339 т уг. Броня: палуба 40 мм, щиты орудий 54 мм, рубка 100 мм. Эк. 269 чел. 4-138 мм/45, 2-100 мм, 10 — 47 мм, 2 ТА 450 мм.

 

«Колониальный» крейсер 3 класса с артиллерией ГК, распо­ложенной в спонсонах. Однотипные корабли «Линуа» и «Гали­лей» были списаны в 1910 — 1911 годах. Начало Первой миро­вой войны застало «Лавуазье» в Исландии, где он обеспечивал охрану французских рыболовных судов. Затем нес патрульную службу в Ла-Манше, в феврале 1915 года перешел в Порт-Саид, действовал в Восточном Средиземноморье. С сентября 1916 года был стационером в Марокко, в июле 1918-го вновь пере­веден на Средиземное море. В 1919 году вернулся во Фран­цию, разоружен и в следующем году списан.

 

Бронепалубные крейсера типа «Сюркуф» — 3 ед.

30.jpg

 «Сюркуф» (Surcouf)                    Шер 5.1886/10.1888/1890 - искл. 1921

«Космао» (Cosmao)                     Бордо 1887/8.1889/1891 - искл. 1922

«Форбэн» (Forbin)                       Рош 5.1886/14.1.1888/2.1889-искл. 1919

 

2010/2450 т, 95(вл)х9х5,2 м. ПМ - 2, 6 ПК («Космао» 5 ПК), 5800 л.с.=20,5 уз. 300 т уг. Броня: палуба до 40 мм. 4 — 138 мм/ 30, 9-47 мм, 4 ТА 355 мм.

 

Старые крейсера 3 класса, часто классифицировались на авизо. «Сюркуф» в 1914— 1918 годах базировался на Брест, нес патрульную и дозорную службу в Ла-Манше и Бискайском заливе. «Космао» и «Форбэн» большую часть военного време­ни находились в марокканских водах, причем последний в 1917— 1918 годах использовался в качестве плавбазы под­водных лодок.