Подводные лодки

 

Подводные лодки типа «Лагранж» — 4 ед.

46.jpg

 «Лагранж»              Тул   1913/31.5.1917/2.1918 - искл. 1935

«Ромазотти»           Тул   1914/31.3.1918/9.1918 - искл. 1937

«Лаплас»                 Рош 1913/12.8.1919/1921     - искл. 1937

«Реньо»                   Тул  1913/25.6.1924/1924     - искл. 1937

 

920/1318 т, 75,2x6,4x3,6 м. Диз - 2, ЭД - 2, 2600/1640 л.с.=16,5/ 11 уз. Эк. 47 чел. 8 ТА 450 мм, 2 — 75 мм.

 

Самые большие и мощные субмарины французского флота, представляли собой усовершенствованный вариант подлодки «Дюпюи де-Лом». По проекту должны были иметь паротурбин­ную ЭУ для надводного хода мощностью 4000 л.с., но в ходе постройки оснащены дизелями фирмы «Зульцер». Дальность плавания в надводном положении составила 4300 миль (со ско­ростью 10 уз.), в подводном — 125 миль (5 уз.).

До окончания войны в строй вошли лишь две субмарины, но и они в боевых действиях не участвовали. До подписания пере­мирия также не успели достроить и две близкие по типу под­лодки — «Фультон» и «Жоссель», заложенные в 1913 году и во­шедшие в состав флота в 1920-м.

 

Подводные лодки типа «Дюпюи де-Лом» — 2 ед.

47.jpg

 «Дюпюи де-Лом»   Тул  3.1913/9.9.1915/8.1916    - искл. 1935

«Санэ»                     Тул 11.1913/27.1.1916/8.1916 - искл. 1935

 

833/1287 т, 75x6,4x3,6 м. ПМ - 2, 2 ПК, ЭД-2, 3500/1640 л.с. =17/11 уз. Эк. 43 чел. 8 ТА 450 мм, 1 - 75 мм, 1 - 47 мм.

 

Построены по программе 1913 года. Проект разработан кон­структором М.Юттье на базе подлодки «Архимед». Характерная особенность, свойственная ряду французских субмарин, необыч­ная ЭУ из паровых машин и электродвигателей. На испытаниях «Дюпюи де-Лом» в надводном положении развил скорость в 19 узлов. Дальность плавания 10-узловым ходом на поверхности моря составляла 2350 миль, под водой 5-узловым ходом — 120 миль. После окончания Первой мировой войны обе субмарины были капитально модернизированы; их паросиловые установки заменили на дизели, снятые с трофейных немецких подлодок.

В 1917—1918 годах «Дюпюи де-Лом» и «Санэ» базирова­лись в Гибралтаре и несли патрульную службу в Гибралтарском проливе и у берегов Марокко.

 

Подводные лодки типа «Армид» -— 3 ед.

48.jpg

 «Армид»                  Шн 1912/7.1915/6.1916  - искл. 1932

«Амазон»                Шн  1913/8.1916/6.1917  - искл. 1932

«Антигон»               Шн 1912/10.1916/1.1917 - искл. 1935

 

457/670 т, 56,2x5,2x3 м. Диз - 2, ЭД - 2, 2200/900 л.с.= 17,5/ 11 уз. Эк. 31 чел. 4 ТА 450 мм, 1—47 мм («Амазон» 1 — 75 мм).

 

Двухкорпусные подлодки проекта М.Лобефа, заложенные по заказу Японии (№ 14, будущая «Армид») и Греции (две другие). Реквизированы во время войны и достроены для французского флота. «Амазон» в 1917 году действовала на Адриатике, «Анти­гон» — в составе Бизертской флотилии. В 1918 году все три суб­марины перешли в Эгейское море и базировались на о.Мудрое.

 

Подводные лодки типа «Дафнэ» — 2 ед.

49.jpg

 «Дафнэ»     Шер 12.1912/25.10.1915/7.1916 - искл. 1935

«Диан»        Шер 12.1912/30.9.1916/8,1917  - погибла 11.2.1918

 

633/891 т, 68x5,53x3,72 м. Диз - 2, ЭД - 2, 1800/1400 л.с.= 17/ 11,5 уз. Эк. 43 чел. 10 ТА 450 мм, 1 — 75 мм.

 

Построены по программе 1912 года. Проект разработан конст­руктором М.Симоно на базе «Архимеда» и «Гюстава Зедэ». Даль­ность плавания в надводном положении со скоростью 10 узлов — 2500 миль, в подводном со скоростью 5 узлов — 130 миль. «Диан» артиллерийского вооружения не имела. Эта субмарина погибла у Ла-Паллиса со всем экипажем по неизвестной причине.

 

Подводные лодки типа «Горгон» — 3 ед.

50.jpg

 «Беллон»  Рош 12.1912/8.7.1914/10.1916   - искл. 1935

«Горгон»  Тул  12.1912/23.12.1915/7.1916 - искл. 1935

«Эрмион» Тул  12.1912/15.3.1917/12.1917 - искл. 1935

 

523/788 т, 60,6x5,4x3,5 м. Диз - 2, ЭД- 2, 1640/800 л.с.=14,7/ 9 уз. Эк. 38 чел. 8 ТА 450 мм, 1—75 мм.

 

Двухкорпусные лодки, спроектированные М.Юттье на базе суб­марины «Клоринд». Строились по программе 1912 года. «Беллон» в 1917 — 1918 годах служила в Атлантике, две другие — на Адриа­тическом море. После войны капитально реконструированы.

 

Подводные лодки типа «Клоринд» — 10 ед.

51.jpg

 1-я серия:

«Клоринд»              Рош 11.1910/2.10.1913/10.1916 - искл. 1926

«Корнели»              Рош 11.1910/29.10.1913/9.1917 - искл. 1926

2-я серия:

«Амфитрит»           Рош 1911/9.6.1914/1915             - искл. 1935

«Артемис»              Тул 1911/14.10.1914/1915          - искл. 1927

«Ариан»                  Шер 1911/5.9.1914/1915             - погибла 19.6.1917

«Аталант»               Тул 1912/14.4.1915/1915            - искл. 1931

«Андромак»            Шер 1912/13.2.1915/1916           - искл. 1931

«Аретюз»                Тул 1912/20.4.1916/1916            - искл. 1927

3-я серия:

«Астрэ»                   Рош 1912/6.12.1915/6.1918        - искл. 1928

«Амарант»              Тул 1912/11.11.1915/9.1918        - искл. 1925

 

413/567 т (1-я серия), 414/609 т (2-я серия), 440/610 т (3-я се­рия); 53,9x5,1 (2-я и 3-я серии 5,4)х3,3 — 3,4 м. Диз - 2, ЭД — 2, 800/700 л.с.=12 - 13/9 - 9,5 уз. Эк. 29 чел. 8 (2+6 Дж) ТА 450 мм, 1—75 мм.

 

Двухкорпусные лодки, строились по программе 1909 года. Проект разработан М.Юттье на основе субмарины «Брюмер». Слабой стороной конструкции стали дизельные двигатели, не развившие проектной мощности (1300 л.с.). «Астрэ» и «Ама­рант» после спуска на воду были отбуксированы в Гавр и до­строены в качестве подводных минных заградителей.

В годы Первой мировой войны «Клоринд» и «Корнели» дей­ствовали в Атлантике; «Артемис», «Аталант» и «Аретюз» — на Адриатике. «Ариан» погибла в районе Бизерты от торпеды не­мецкой подлодки UC-22. «Артемис» по ошибке дважды подвер­галась атакам британских кораблей и авиации, но оба раза ей, к счастью, удавалось уйти от преследования.

 

Подводные лодки типа «Гюстав Зедэ» — 2 ед.

52.jpg

 «Постав Зедэ»        Шер  2.1911/20.5.1913/10.1914 - искл. 1937

«Нереид»                Шер  7.1911/9.5.1914/1.1916     - искл. 1935

 

849/1089 т («Нереид» 820/1047 т), 74x6x3,74 м. ПМ - 2, 2 ПК, ЭД - 2, 3500/1640 л.с.=17,5/11,4 уз. («Нереид» Диз - 2, ЭД - 2, 2400/1640 л.с.=17,3/10,5 уз.). Эк. 47 чел. 8 ТА 450 мм, 1-75 мм, 1—47 мм.

 

Спроектированы М.Симоно как дизель-электрические субма­рины, но в 1912 году было принято решение головную лодку достроить с паросиловой установкой надводного хода. ЭУ обе­их лодок оказались неудачными: на «Гюстав Зедэ» она была слишком громоздкой и неудобной в эксплуатации, а на «Нере­ид» дизели развили лишь половину проектной мощности. В 1921 — 1922 годах на «Поставе Зедэ» установили дизели, сня­тые с трофейной немецкой субмарины U-165. Во время Первой мировой войны «Нереид» несла патрульную службу в Атланти­ке, а ее систершип — на Адриатике.

 

Подводная лодка «Амираль Буржуа» — 1 ед.

53.jpg

 «Амираль Буржуа»    Рош 19.5.1908/25.11.1912/8.1914-искл. 1919

 

556/735 т, 56,2x5,5x3,6 м. Диз - 2, ЭД - 2, 1400/1000 л.с.=13,85/ 8,65 уз. Эк. 25 чел. 4 ТА 450 мм.

 

Двухкорпусная лодка, спроектированная М.Бурделем. По­строена по программе 1906 года. В 1914— 1918 годах несла патрульную службу в Ла-Манше.

Одновременно с «Амираль Буржуа» была заказана чисто элек­трическая субмарина «Шарль Брюн» (336/450 т, 44x4x3,3 м, ЭД — 2, 1300 л.с.=13,5/7,25 уз., 6 ТА). Однако ее испытания, прове­денные в 1910— 1913 годах, окончились неудачей, и лодку так и не включили в состав флота. Во время Первой мировой войны она стояла на приколе, а в 1920 году пошла на слом.

 

Подводная лодка «Мариотт» — 1 ед.

 

«Мариотт» Шер 30.3.1908/2.2.1911/1.1913 - погибла 27.7. 1918

 

530/627 т, 64,75x4,3x3,8 м. Диз - 2, ЭД - 2,  1400/1000 л.с. 14,25/11,66 уз. Эк. 29 чел. 6 (6+2 Дж) ТА 450 мм.

 

Однокорпусная подлодка с необычным силуэтом, построен­ная по программе 1906 года. На испытаниях развила наивыс­шую для своего времени подводную скорость, однако плохо держала глубину. Субмарина участвовала в Дарданелльской операции и погибла, запутавшись в противолодочных сетях (до­бита турецкой береговой артиллерией).

 

Подводная лодка «Архимед» — 1 ед.

54.jpg

 «Архимед»              Шер 2.1.1908/4.8.1909/9.1911 - искл. 1919

 

598/810,5 т. 60,5x5,6x4,1   м.  ПМ - 2,  2  ПК,  ЭД-2,   1700/ 1230 л.с.=14,9/10,9 уз. Эк. 26 чел. 7 (3+4 Дж) ТА 450 мм.

 

Двухкорпусная лодка, спроектированная М.Юттье на базе субмарины «Плювиоз». Построена по программе 1906 года. На испытаниях в надводном положении развила скорость 15,2 узла. Во время Первой мировой войны активно действовала на Адри­атике, уничтожив 4 неприятельских транспорта (2 достоверно и 2 предположительно).

 

Подводные лодки типа «Брюмер» — 16 ед.

55.jpg

 «Брюмер» (Шер 29.4.1911 - искл. 1930), «Нивоз» (Шер 6.1.1912-искл. 1921), «Эйлер» (Шер 12.10.1912 - искл. 1923), «Фарадей» (Рош 27.6.1911 —искл. 1921), «Ньютон» (Рош 20.5.1912-искл. 1925), «Бернулли» (Тул 1.6.1911 -погибла 13.2.1918), «Куломб» (Тул 13.6.1912 - искл. 1919), «Кюри» (Тул 18.7.1912 - искл. 1928), «Фример» (Шер 26.8.1911 -искл. 1923), «Фуко» (Шер 16.6.1912 - погибла 15.9.1915), «Франклин» (Шер 22.3.1912 —искл. 1922), «Воль­та» (Рош 23.9.1911 — искл. 1922), «Монгольфье» (Рош 18.4.1912-искл.1921), «Жуль» (Тул 7.9.1911 - погибла 1.5.1915), «Араго» (Тул 29.6.1912 — искл. 1921), «Ле Верье» (Тул 31.10.1912-искл. 1925).

 

397/551 т, 52,1x5,14x3,1 м. Диз - 2, ЭД-2, 840/660 л.с.=13/ 8,8 уз. Эк. 29 чел. 7 (3+4 Дж) ТА 450 мм.

 

Двухкорпусные лодки, построенные по программе 1906 года. Представляли собой дизель-электрический вариант субмарины «Плювиоз». Во время Первой мировой войны на большинстве подлодок установили по одному 75-мм или 47-мм орудию. Даль­ность плавания в надводном положении 10-узловым ходом со­ставляла 1700 миль, в подводном 5-узловым ходом — 84 мили.

В 1914 — 1918 годах все действовали на Средиземном море. «Беркулли» 4.4.1916 серьезно повредила торпедой австрийс­кий эсминец «Чепель»; два года спустя лодка погибла от под­рыва на мине. «Фуко» потоплена австро-венгерским самолетом в районе залива Каттаро. «Жуль» подорвалась на мине и зато­нула в районе Дарданелл. «Кюри» 20.12.1914 при попытке про­никнуть в гавань главной базы австрийского флота Полы запу­талась в боковых заграждениях и была затоплена экипажем. Позже ее подняли австрийцы и включили в состав своего флота под обозначением U-14; после войны она была возвращена Франции и получила свое прежнее имя.

 

Подводные лодки типа «Плювиоз» — 17 ед.

56.jpg

 «Плювиоз» (Шер 27.5.1907—искл. 1919), «Жерминаль» (Шер 7.12.1907 -искл. 1919), «Прериаль» (Шер 26.9.1907-погибла 29.4.1918), «Термидор» (Шер 3.7.1907 — искл. 1919), «Френель» (Рош 16.6.1908 —погибла 5.12.1915), «Вентоз» (Шер 15.9.1907 - искл. 1919), «Флореаль» (Шер 18.4.1908 -погибла 2.8.1918), «Мессидор» (Шер 24.12.1908 — искл. 1919), «Фрюктидор» (Шер 13.11.1909 —искл. 1919), «Папэн» (Рош 4.1.1908 —искл. 1919), «Вертело» (Рош 19.5.1909 — искл. 1919), «Монж» (Тул 31.12.1908-погибла 29.12.1915), «Гей-Люссак» (Тул 17.3.1910 —искл. 1919), «Кюньо» (Рош 14.10.1909 —искл. 1919), «Ампер» (Тул 30.10.1909 — искл. 1919), «Ватт» (Рош 18.6.1909 —искл. 1919), «Жиффар» (Рош 10.2.1910-искл. 1919).

 

398/550 т, 51,1x4,9x3 м. ПМ - 2, 2 ПК, ЭД-2, 700/450 л.с.= 12/ 8 уз. Эк. 24 чел. 7 (5+2 Дж) ТА 450 мм.

 

Оригинальные двухкорпусные субмарины, спроектированные М.Лобефом. Строились по программе 1905 года; вступили в строй в 1908— 1911 годах. Для своего времени были весьма удачными кораблями, обладавшими хорошей мореходностью и мощным вооружением, однако из-за наличия паросиловой установки время перехода из надводного положения в подводное было слишком большим. Дальность плавания в надводном по­ложении составляла 1500 миль 8-узловым ходом, в подводном — 50 миль 5-узловым. Вооружение первоначально включало в себя 7 ТА: один носовой трубчатый, 4 открытых решетчатых (направ­ленных парами в нос и в корму под углом к оси судна) и 2 сис­темы Джевецкого. Правда, носовой аппарат на большинстве ло­док сняли; к 1914 году он оставался, по-видимому, лишь на «Флореале», «Вентозе», «Жерминале» и «Монже». На некоторых суб­маринах (в частности, на «Ватте») в ходе войны установили по 47-мм орудию.

Всего в серии было 18 единиц, но «Вандемьер» погибла 8.6.1912 в результате столкновения с линкором «Сен-Луи». Го­ловная лодка «Плювиоз» также затонула в Ла-Манше 26.5.1910, протараненная пароходом «Па-де-Кале», но позже была подня­та и восстановлена. В годы Первой мировой войны активно уча­ствовали в боевых действиях — правда, без особого успеха. «Монж» была потоплена австрийским крейсером «Гельголанд» в Адриатическом море. Подлодку «Френель» в районе залива Каттаро атаковал австрийский эсминец «Варасдинер», после чего она выбросилась на мель и была взорвана экипажем. «Фло­реаль» и «Прериаль» стали жертвами столкновений с английс­кими транспортными пароходами.

 

Подводные лодки типа «Эмерод» — 6 ед.

57.jpg

 «Эмерод» (Шер 6.8.1906 — искл. 1919), «Опал» (Шер 20.11.1906-искл. 1919), «Рюби» (Шер 26.6.1907 - искл. 1919), «Сафир» (Тул 6.2.1908 —погибла 15.1.1915), «Топаз» (Тул 2.7.1908 —искл. 1919), «Тюркуаз» (Тул 3.8.1908 —по­гибла 30.10.1915).

 

392/425 т, 44,9x3,9x3,65 м. Диз - 2, ЭД - 2, 600/450 л.с.=11,5/ 9,2 уз. Эк. 23 чел. 6 ТА 450 мм.

 

Однокорпусные лодки с малым запасом плавучести. Спроек­тированы конструктором М.Мога и построены по программе 1903 года. Оказались неудачными из-за плохой управляемости и не­надежных дизелей. В августе 1915 года на «Топазе» и «Тюркуазе» установили по 37-мм пушке.

Во время Первой мировой войны все находились на Среди­земном море. «Сафир» погибла от подрыва на мине в Дарданелльском проливе. «Тюркуаз» была повреждена огнем турец­кой береговой батареи и выбросилась на мель в Мраморном море. Ее отбуксировали в Стамбул и формально включили в состав турецкого флота, однако лодка оставалась небоеспособ­ной. В 1919 году ее вернули Франции, но не восстанавливали и в 1921 году сдали на слом.

 

Подводная лодка «Сирсэ» — 1 ед.

58.jpg

 «Сирсэ»      Тул 13.9.1907 — погибла 20.9.1918

 

351/491 т, 47,1x4,9x3 м. Диз - 2, ЭД - 2, 630/460 л.с.=11,9/7,7 уз. Эк. 22 чел. 6 (4+2 Дж) ТА 450 мм, 1 - 47 мм.

 

Двухкорпусная лодка, спроектированная М.Лобефом. Зака­зана 8.10.1904, вступила в строй в 1909 году. Для своего вре­мени была весьма совершенной, но к началу Первой мировой войны устарела. Всего было построено две однотипные лодки, но 7.7.1914 «Сирсэ» случайно протаранила и потопила свою «сестру» «Калипсо». Во время войны действовала на Адриати­ке, 25.5.1917 она потопила немецкую подлодку UC-24. В следу­ющем году «Сирсэ» сама стала жертвой торпеды, выпущенной субмариной U-47.

 

Подводная лодка «Аргонот» — 1 ед.

59.jpg

 «Аргонот»              Тул 28.11.1905 - искл. 1919

 

306/409 т, 48,9x4,2x2,8 м. ПМ - 1, 2 ПК, ЭД - 1, 350/230 л.с.=10,2/ 6 уз. Эк. 22 чел. 4 (2+2 Дж) ТА 450 мм.

 

Экспериментальная двухкорпусная подводная лодка, спро­ектированная Э.Бертэном. Первоначально называлась «Омега». Оснащалась единым дизельным двигателем, способным рабо­тать под водой за счет наддува сжатым воздухом. ЭУ оказалась неудачной, и субмарину оснастили одновальной паросиловой установкой и электромотором (половина ЭУ лодки «Плювиоз»). Подлодка вступила в строй только в январе 1911 года под но­вым названием «Аргонот». Во время Первой мировой войны находилась на Средиземном море.

 

Подводные лодки типа «Эгретт» — 2 ед.

60.jpg

 «Эгретт»                Тул 23.1.1904   - искл. 1919

«Сигонь»                Тул 11.11.1904 - искл. 1919

 

178/253 т, 35,85x4,05x2,63 м. Диз- 1, ЭД- 1, 150/130 л.с.=9,25/ 6,2 уз. Эк. 14 чел. 4 (2+2 Дж) ТА 450 мм.

 

Экспериментальные двухкорпусные субмарины, построенные по проекту М.Лобефа. Время погружения «Эгретт» составляло 4 мин. Дальность плавания под водой со скоростью 6,2 узла — 23 мили, со скоростью 3,8 узла — 65 миль. Во время Первой мировой войны использовались для охраны военно-морских баз: «Эгретт» — Шербура, «Сигонь» — Бриндизи.

 

Подводные лодки типа «Сирен» —4 ед.

61.jpg

 «Сирен» (Шер 4.5.1901 - искл. 1919), «Тритон» (Шер 13.7.1901 -искл. 1919), «Эспадон» (Шер 7.9.1901 -искл. 1919), «Силюр» (Шер 29.10.1901 - искл. 1919).

 

157/213 т, 32,5x3,9x2,5 м. ПМ - 1, 1 ПК, ЭД- 1, 250/100 л.с.=9,75/ 5,8 уз. Эк. 13 чел. 4 ТА (Дж) 450 мм.

 

Первые французские двухкорпусные субмарины, спроекти­рованы М.Лобефом. Время погружения составляло от 6 («Эспа­дон») до 9 («Тритон») мин. Дальность плавания под водой со скоростью 3,75 узла — 55 миль. К 1914 году безнадежно устаре­ли, но в течение всей войны использовались в системе охраны Шербура.

 

Подводная лодка «Ролан Морийо» — 1 ед.

 

Бывшая немецкая субмарина UB-26 (265/291 т, Диз — 1, ЭД- 1, 280/280 л.с.=9/5,7 уз., 2 ТА 500 мм), попавшая в про­тиволодочные сети у Гавра 5.4.1916 и затопленная экипажем после полученных повреждений. Поднята и включена в сос­тав французского флота 30.8.1917. Служила до 1925 года.