Вспомогательные суда

 

Во время Первой мировой войны в состав ВМС Франции вош­ли 23 пассажирских лайнера, переоборудованные во вспомога­тельные крейсера и быстроходные войсковые транспорты; 12 из них погибли. Наиболее мощным кораблем был «Прованс II» (1906 г., 13 753 брт, 22,5 уз., 5 — 138 мм, 4 — 47 мм), потоплен­ный у о.Китира (Греция) 26.2.1916 немецкой подлодкой U-35. Другие крупные вспомогательные крейсера: «Лютеция» (1913 г., 14 654 брт, 20,5 уз.), «Галлия» (1913 г., 14 900 брт, 21 уз., также потоплен подлодкой U-35 у мыса Матапан 4.10.1916), «Бурдигала» (1897 г., 12 000 брт, 18 уз., погиб 14.11.1916 в Эгейском море на мине, выставленной подлодкой U-73), «Савой» (1900 г., 11 168 брт, 21 уз.), «Лоррэн II» (1899 г., 11 146 брт, 21,5 уз.), «Турэн (1891 г., 9429 брт, 19 уз.), «Сайта Анна» (1910 г., 9350 брт, 16,5 уз., потоплена 11.5.1918 между Бизертой и Мальтой немецкой субмариной UC-54), «Ниагара» (1890 г., 8590 брт, 16 уз.), «Фландр» (1914 г., 8450 брт, 17 уз.). Другие жертвы не­мецких подводных лодок: «Сонтай» (1907 г., 7236 брт, 15 уз., торпедирован 16.4.1917 UC-54 у побережья Туниса), «Полинезьен» (1890 г., 6363 брт, 17 уз., торпедирован 10.8.1918 UC-22 у Мальты), «Ганг» (1905 г., 6876 брт, 13,5 уз., подорвался на мине у Бизерты 14.4.1917), «Гималайя» (1902 г., 5620 брт, 14 уз,, торпедирован U-63 23.6.1917 у берегов Сицилии), «Каледониен» (1882 г., 4130 брт, 15 уз., погиб 30.6.1917 у Порт-Саида на мине, выставленной UC-34), «Картаж» (1910 г., 5275 брт, 19 уз., торпедирован U-21 у Дарданелл 4.7.1915), «Джемнах» (1875 г. 3716 брт, 13 уз., торпедирован UB-105 в греческих водах 14.7.1918), «Голо II» (1903 г., 1380 брт, 18 уз., торпедирован UC-22 у о.Корфу 22.8.1917), «Италия» (1904г., 1305 брт, 17 уз., торпедирован австрийской подлодкой U-4 у Таранто 30.5.1917).

Еще 15 больших пассажирских пароходов использовались в качестве госпитальных судов и войсковых транспортов. В число первых входил и самый знаменитый французский лайнер «Франс IV» (1912 г., 23 666 брт, 24,5 уз.). Плавучими госпиталями слу­жили и три бывших военных транспорта специальной постройки «Бьен-Хоа», «Вин-Лонг» и «Дюгэ-Труэн» (1879 - 1883 гг., 5500т, 13 уз.). Их них «Вин-Лонг» погиб 16.12.1922 в Стамбуле в ре­зультате пожара.

Помимо пассажирских лайнеров в годы войны было мобили­зовано около 250 рыболовных траулеров и несколько десятков каботажных судов и паровых яхт. Все они служили в качестве патрульных и противолодочных судов, а также тральщиков. Ряд патрульных кораблей на базе проектов торговых судов строил­ся по заказу Франции в других странах: 12 единиц типа «Наварин» (640 т, 11 уз., 1 — 100 мм) — в Канаде и 38 типа «Бувинэ» (684 т, 9,5 уз., 2— 100 мм) — в США; причем из последних в Европу прибыли лишь 8, а остальные были распроданы в 1919 году американским фирмам. Несколько серий аналогичных су­дов, представлявших собой вооруженные варианты траулеров, буксиров и каботажных грузовых пароходов, строились и во Франции: 14 единиц типа «Жак Коёр» (700т, 12 уз., 2 — 100 мм), 4 — типа «Иппопотам» (970 т, 12 уз., 2 — 75 мм), 9 — типа «Гардон» (665 т, 10 уз., 1 — 100 мм, 1—47 мм), 30 — типа «Мовиетт» (420 - 460 т, 10 уз., 1—90 мм, 1 — 47 мм), 4 — типа «Орош» (290 т, 10 уз., 1 — 90 мм, 1 — 47 мм) и другие.