Последние сверхдредноуты

 

Справочник «ВМС Франции 1914 — 1918» завершает опубликованную в рам­ках «Морской коллекции» серию выпус­ков о корабельном составе флотов периода Первой мировой войны. Однако серия не будет полной, если не расска­зать о последних сверхдредноутах, во­шедших в строй после окончания боевых действий или так и оставшихся недостро­енными. Поэтому мы предлагаем вашему вниманию специальное приложение, куда также вошли и некоторые наиболее при­мечательные нереализованные проекты перспективных линкоров и линейных крейсеров.

 

Великобритания

 

Линейные крейсера типа «Худ» — 1+3 ед.

79.jpg

 «Худ» (Hood)                      ДжБр 31.5.1916/22.8.1918/5.1920 - погиб 24.5,1941

«Родней» (Rodney)             Фф      9.10.1916/ — /— не достроен

«Хоу» (Howe)                      Кмл   16.10.1916/ —/ — не достроен

«Энсон» (Anson)                 Арм   9.11.1917/ —/ —не достроен

 

42 670/45 200 т, 262,1x31,7x8,7 м. ПТ-4, 24 ПК, 144 000 л.с.=31 уз. 4000 т не­фти. Броня: пояс 305 — 127 мм, траверзы 127 — 102 мм, башни до 380 мм, барбеты 305— 127 мм, палубы 76 — 47 мм, рубка 280 мм. Эк. 1477 чел. 8 - 381 мм/42, 12 -140 мм/50, 4 - 102 мм зен., 4-47 мм, 6 ТА 533 мм.

 

«Худ» спроектирован в 1915—1916 годах как быстроходный линейный крей­сер с уменьшенной осадкой и улучшен­ной ПТЗ. По компоновке и вооружению он повторял линкор «Куин Элизабет», но при водоизмещении в 36 000 т нес всего лишь 203-мм бортовую броню и развивал ско­рость в 32 узла. Однако результаты Ют­ландского боя, произошедшего вскоре после закладки корабля, заставили капитально переработать проект — в сторону существенного усиления его броневой защиты. «Худ» был перезаложен на ста­пеле 1.9.1916 как совершенно новый ко­рабль, ставший головным в серии из че­тырех единиц. Он объединил в себе чер­ты линкора и линейного крейсера и стал прообразом будущих быстроходных лин­коров периода Второй мировой войны. В течение двух десятилетий «Худ» был са­мым большим и самым знаменитым бое­вым кораблем Ройял Нэйви.

Постройка «Роднея», «Хоу» и «Энсона» велась очень медленно, и в октябре 1918 года ее отменили. Позже названия недо­строенных линейных крейсеров присвои­ли новым линкорам.

 

Линейный крейсер «Инкомпарэбл»

80.jpg

 46 000/51 000 т, 308x27x10 м. ПТ - 4, 180 000 л.с.=35 уз. 5000 т нефти. Броня: пояс 279 мм, барбеты 356 мм. 6 — 508 мм,  20-102 мм, 4 — 102 мм зен., 9 — 47 мм зен., 8 ТА 533 мм.

 

Проект этого корабля представлял со­бой доведенное почти до абсурда вопло­щение идеи адмирала Дж.Фишера, ста­вившего во главу угла скорость и мощное вооружение и явно недооценивавшего броневую защиту. Чертежи «Инкомпарэбла» были разработаны в 1914— 1915 го­дах. При гигантских размерах и сверхтя­желых пушках линейный крейсер имел явно неадекватное бронирование. Этот факт, а также отсутствие 508-мм орудий (их не было даже в проекте), заставили отказаться от постройки этого корабля. А итоги Ютландского боя подтвердили пра­вильность такого решения.

 

Линейный крейсер G-3

81.jpg

 48 400/53 909 т, 260,9x32,3x10,9 м. ПТ-4, 20 ПК, 160 000 л.с.=31 - 32 уз. 5000 т нефти. Броня: пояс 356 — 305 мм, травер­зы 305 — 254 мм, башни ГК до 430 мм, палубы 200 — 100 мм, рубка 356 — 254 мм. Эк. 1716 чел. 9 - 406 мм/45, 16 - 152 мм/ 50, 6- 120 мм зен., 40-40 мм авт., 2 ТА 622 мм.

 

Проект G-3 разработан в 1920— 1921 годах как ответ на американские и японс­кие линкоры с 16-дюймовой артиллери­ей. Условно он считался линейным крей­сером, хотя имел мощное бронирование и фактически являлся быстроходным лин­кором, предопределившим развитие это­го класса кораблей в 30-е годы. В слу­чае, если бы этот проект был реализован, то G-3 произвел бы эффект, сопостави­мый с появлением в 1906 году «Дредноу­та»: все созданные к тому времени лин­коры мгновенно бы устарели.

В архитектуре и компоновке G-3 было много необычного. Впервые в английском флоте появились трехорудийные башни; их нестандартное размещение (сгруппи­рованы в центральной части корабля) было обусловлено стремлением обеспе­чить максимальную защищенность погре­бов. Угол возвышения 406-мм орудий со­ставлял 40°, что обеспечивало наибольшую дальность стрельбы 929-кг снарядом в 38,4 км. Привычных казематов не было: артиллерия СК располагалась в двухорудийных башнях. Бронирование корпуса выполнялось по «американской» схеме («все или ничего»), но главный броневой пояс получил наклон в 72°. Противотор­педная защита в виде встроенных булей имела ширину 4,26 м с каждого борта и теоретически выдерживала подводный взрыв 340 кг тротила.

Заказ на постройку четырех кораблей типа G-3 (по некоторым данным, им дол­жны были присвоить названия: «Инвинсибл», «Инфлексибл», «Индомитебл» и «Индефатигебл») выдали 26.10.1921, но верфи фактически к строительству не при­ступали. Состояние подорванной войной британской экономики было таково, что осуществить данный проект вряд ли пред­ставлялось возможным. Судя по всему, факт заказа кораблей понадобился анг­личанам лишь для того, чтобы выторго­вать более выгодные условия для своего флота на Вашингтонской конференции. В соответствии с решениями последней, предполагавшуюся постройку G-3 отме­нили 13.2.1922.

 

Линкоры типа N-3

 

48 500 т (норм.), 250x32,3x10 м. ПТ - 4, 80 000 л.с.=23-23,5 уз. Броня: пояс 381 — 343 мм, траверзы 356 мм, башни ГК до 460 мм, палубы до 200 мм, рубка 380 мм. 9-457 мм/45, 16-152 мм/50, 6—120 мм зен., 40 — 40 мм авт.

 

Параллельно с линейным крейсером G-3 велась разработка его варианта с усиленным вооружением, более толстой броней, но меньшей скоростью хода. В 1922 году планировалось заложить че­тыре таких корабля (по некоторым дан­ным, им должны были присвоить име­на: «Сент Эндрю», «Сент Джордж», «Сент Дэвид» и «Сент Патрик»). По кон­струкции и архитектуре они повторяли G-3, но отличались однотрубным силу­этом и наличием третьей мачты, распо­ложенной почти на самом юте. Вашин­гтонская конференция перечеркнула планы Адмиралтейства. Впрочем, есть все основания полагать, что англичане восприняли сей факт безо всякого огор­чения...

 

Германия

 

Линейные крейсера типа «Макензен» — 0+4 ед.

82.jpg

 «Макензен» (Mackensen)                                       БлФ     30.1.1915/21.4.1917/—не достроен

«Принц Айтель Фридрих» (Prinz Eitel Frildrich)   БлФ    1.5.1915/13.3.1920/— не достроен

«Граф Шпее» (Graf Spee)                                      ШихД  30.11.1915/15.9.1917/— не достроен

«фюрст Бисмарк» (Furst Bismarck)                       КзВх    3.11.1915/ —/ —не достроен

 

30 500/35 500 т, 223x30,4x9,3 м. ПТ - 4, 32 ПК, 90 000 л.с.=28 уз. 3940 т уг.+1970 т нефти. Броня: пояс 300— 100 мм, травер­зы 250 — 100 мм, башни 320 — 110 мм, бар­беты 290 — 90 мм, казематы 150 мм, палу­бы 80 — 50 мм, рубки 350 — 100 мм. Эк. 1186 чел. 8 - 350 мм/45,14-150 мм/45, 8 — 88 мм зен., 5 ТА 600 мм.

 

Корабли представляли собой уве­личенный вариант линейного крей­сера «Дерфлингер» с усиленной ар­тиллерией ГК. Конструктивно повто­ряли свой прототип, но отличались иным расположением рулей — па­раллельным вместо последовательного. Между собой четыре корабля несколько отличались толщиной брони башен, бар­бетов и казематов. Постройку линейных крейсеров приостановили еще до окончания войны. Все были разобраны на ме­талл в 1920 — 1922 годах, причем «Принц Айтель Фридрих» был спущен на воду с целью освобождения стапеля.

 

Линейные крейсера типа «Эрзац Йорк» — 0+3 ед.

83.jpg

 33 000/38 500 т, 227,8x30,4x9,3 м. ПТ - 3, 32 ПК, 90 000 л.с.=27,3 уз. 3940 т уг.+1970 т нефти. Броня: пояс 300 — 100 мм, траверзы 250 — 100 мм, башни 300 - 150 мм, барбеты 300 — 90 мм, казе­маты 150 мм, палубы 80 — 50 мм, рубки 350 — 100 мм. Эк. 1227 чел. 8 — 380 мм/45, 12 — 150 мм/45, 8 — 88 мм зен., 3 ТА 600 мм.

 

Заказ на постройку трех линейных крейсеров — «Ersatz York» (замещающий «Йорк»), «Ersatz Gneisenau» (замещающий «Гнейзенау») и «Ersatz Scharnhorst» (замещающий «Шарнхорст») (Согласно германскому закону о флоте, замена по­гибших или отслуживших свой срок кораблей про­изводится автоматически, без утверждения в рей­хстаге. Поэтому все крупные боевые корабли сначала (до присвоения им официального на­звания) именовались как «Эрзац...», то есть замещающие своих предшественников) был выдан в апреле 1915 года.

По существу они представляли со­бой немного удлиненный «Макензен» с 380-мм башнями от линкора «Байерн» и несколько иным расположением казема­тов 150-мм орудий. Корабли были зало­жены во второй половине 1916 года, однако их строительство вскоре при­остановили. В будущем чертежи «Эрзац Йорка» (в частности, схема его брониро­вания) легли в основу разработки линко­ров «Шарнхорст» и «Гнейзенау».

 

США

 

Линкоры типа «Теннесси» — 2 ед.

84.jpg

ВВ-43 «Теннесси» (Tennessee)                             Н-Й    14.5.1917/30.4.1919/3.6.1920       - искл. 1959

ВВ-44 «Калифорния» (California)                        Мэр    25.10.1916/20.11.1919/10.8.1921 - искл. 1959

 

32 300/ 33 190 т, 190,2x29,7x9,2 м. ТЭУ-4, 8 ПК, 26 800 л.с.=21 уз. 1270/1900 т нефти. Броня: пояс 343 мм, башни до 457 мм, барбеты 320 — 102 мм, палубы до 89 мм, рубка 406 мм. Эк. 1083 чел. 12 — 356 мм/50, 14-127 мм/51, 4-76 мм зен., 2 ТА 533 мм.

 

Конструктивно и по характеристикам повторяли своих предшественников — линкоры типа «Нью-Мексико» (ВВ-40 — ВВ-42), но отличались усовершенствован­ной ПТЗ и большим углом возвышения орудий ГК. Кроме того, четыре 127-мм орудия были перенесены из заливавше­гося волнами носового каземата на спардек. В целом эти корабли продолжали линию развития американских дредноу­тов, начиная с «Невады» (ВВ-36). Они имели мощное вооружение, толстую броневую цитадель (созданную по принципу «все или ничего»), но отличались более чем скромной скоростью хода; неоднократно модернизировались и ак­тивно участвовали во Второй мировой войне.

 

Линкоры типа «Колорадо» — 3+1 ед.

85.jpg

 ВВ-45 «Колорадо» (Colorado)                             Н-Й         29.5.1919/22.3.1921/ /30.8.1923 - искл.1959

ВВ-46 «Мэриленд (Maryland)                              ННьюс    24.4.1917/20.3.1920/ 21.7.1921   - искл.1959

ВВ-47 «Вашингтон» (Washington)                       Н-Й        30.6.1919/1.9.1921/                     - не достроен

ВВ-48 «Вест Вирджиния» (West Virginia)           ННьюс   12.4.1920/19.11.1921/ 1.12.1923  - искл.1959

 

32 600/33 590 т, 190,2x29,7x9,2 м. ТЭУ-4, 8 ПК, 28 900 л.с.=21 уз. 1300/2000 т неф­ти. Броня: как на «Теннесси». Эк. 1080 чел. 8 - 406 мм/45, 14-127 мм/51, 4 - 76 мм зен., 2 ТА 533 мм.

 

Практически однотипны с «Теннесси», но вместо трехорудийных башен ГК нес­ли двухорудийные с новыми 406-мм ору­диями. Постройка ВВ-47 была прекраще­на в связи с решениями Вашингтонской конференции; позже корпус этого кораб­ля использовался в качестве плавучей мишени (потоплен 25.11.1924). Остальные три корабля после модернизации участво­вали во Второй мировой войне.

 

Линкоры типа «Саут Дакота» — 0+6 ед.

86.jpg

 ВВ-49 «Саут Дакота» (South Dakota)              Н-Й      15.3.1920/ - /-не достроен

ВВ-50 «Индиана» (Indiana)                              Н-Й      1.11.1920/-/ —не достроен

ВВ-51 «Монтана» (Montana)                            Мэр      1.9.1920/ —/ —не достроен

ВВ-52 «Норт Кэролайна» (North Carolina)      Норф    12.1.1920/-/- не достроен

ВВ-53 «Айова» (Iowa)                                      ННьюс  17.5.1920/ — /- не достроен

ВВ-54 «Массачусеттс» (Massachusetts)            ФР        4.4.1921/ — / — не достроен

 

43 200/47 000 т, 208,5x32,3x10,1 м. ТЭУ-4, 12 ПК, 50 000 л.с.=23 уз. Броня: как на «Теннесси». Эк. 1191 чел. 12—406 мм/50, 16— 152 мм/53, 4—76 мм зен., 2 ТА 533 мм.

 

Сверхмощные линкоры, созданные как прямой ответ на японскую судостроитель­ную программу «8 — 8». Представляли со­бой увеличенный «Колорадо» с возрос­шей на два узла скоростью и новой ар­тиллерией ГК. 406-мм пушки устанавли­вались в трехорудийных башнях и имели предельный угол возвышения 40°; при угле возвышения в 30° дальность их стрельбы составляла 30,2 км. Однако при огромном весе залпа корабли типа «Саут Дакота» имели явно недостаточную ско­рость — особенно в свете поступавшей информации о создании в Англии и Япо­нии быстроходных линкоров нового поко­ления. Проект ВВ-49 был разработан в 1918 году, но закладке кораблей предше­ствовали долгие споры. Согласно решению Вашингтонской конференции их по­стройку отменили 8.2.1922. К тому же процент готовности линкоров был очень небольшим.

 

Линейные крейсера типа «Лексингтон» — 0+6 ед.

87.jpg

 «Лексингтон» (Lexington)                ФР          8.1.1921/3.10.1925/14.12.1927-достроен как авианосец

«Констеллейшн» (Constellation)       ННьюс   18.8.1920/ —/—не достроен

«Саратога» (Saratoga)                       Н-Й        25.9.1920/7.4.1925/16.11.1927-достроен как авианосец

«Рэйнджер» (Ranger)                        ННьюс   23.6.1921/-/-не достроен

«Конститьюшн» (Constitution)         Фил        25.9.1920/ - / - не достроен

«Юнайтед Стейтс» (United States)    Фил        25.9.1920/ — / — не достроен

 

43 500/45 000 т, 266,5x32,1x9,5 м. ТЭУ-4, 16 ПК, 180000л.с.=33,5уз. Броня: пояс 178 мм, башни до 280 мм, барбеты 229 — 127 мм, казематы 152 мм, палуба 51 мм, рубка 305 мм. Эк. 1297 чел. 8 — 406 мм/ 50, 16 — 152 мм/53, 4 — 76 мм зен., 8 ТА 533 мм.

 

Единственные (так и не состоявшиеся) линейные крейсера американского флота. Проектировались с 1916 года; в ходе конструкторских работ неоднократно ме­няли свой облик и характеристики. Но и в окончательном варианте представляли собой корабли «доютландовской» концепции с очень слабой защитой. На момент закладки морально устарели; после Вашингтонской конференции их постройку отменили (17.8.1923). Два линейных крей­сера — «Лексингтон» и «Саратогу» — переоборудовали в авианосцы, остальные были сданы на слом.

 

Япония

 

Линкоры типа «Нагато» — 2 ед.

88.jpg

 «Нагато» (Nagato)             Куре   28.8.1917/9.11,1919/25.11.1920 - затоплен 19.7.1946

«Муцу» (Mutsu)                Йоко   1.6.1918/31.5.1920/22.11.1921   - погиб 8.6.1943

 

33 800/38 500 т, 215,8x29x9,15 м. ПТ - 4, 21 ПК, 80 000 л.с.=26,5 уз. 1600 туг.+3400 т нефти. Броня: борт 300 — 100 мм, травер­зы 280 — 180 мм, башни и барбеты 300 — 230 мм, палуба 70 - 25 мм, рубка 300 мм. Эк. 1333 чел. 8 - 410 мм/45, 20 - 140 мм/ 50, 4 — 76 мм зен., 8 ТА 533 мм.

 

Первые корабли японской судострои­тельной программы «8 — 8» (8 линкоров и 8 линейных крейсеров с артиллерией калибром не менее 16 дюймов). Проект был разработан в 1916 году. На момент появления «Нагато» и «Муцу» являлись сильнейшими линкорами в мире. По со­вокупности боевых характеристик они су­щественно превосходили свой прототип — линкор «Куин Элизабет», а от строивших­ся американских сверхдредноутов выгод­но отличались более высокой скоростью. Оба корабля неоднократно модернизиро­вались и сохраняли свое боевое значе­ние вплоть до Второй мировой войны.

 

Линкоры типа «Kara» — 0+2 ед.

89.jpg

 «Kara» (Kaga)         Кав 19.7.1920/17.11.1921/31.3.1928 —достроен как авианосец

«Тоса» («Tosa)       Миц 16.2.1920/18.12.1921/—не достроен

39 900/44 200 т, 234,1x30,5x9,4 м. ПТ -4, 12 ПК, 91 000 л.с.=26,5 уз. 1700 т уг.+3600 т нефти. Броня: пояс 280+50 мм, траверзы 280 — 230 мм, башни и барбеты 300 — 230 мм, палуба 100 мм, рубка 356 мм. Эк. 1400 чел. 10 — 410 мм/ 45, 20—140 мм/50, 4 — 76 мм зен., 8 ТА 610 мм.

 

Мощные линкоры, созданные как раз­витие «Нагато» с новой формой корпуса (без полубака) и пятой башней ГК. Суще­ственно изменилась схема бронирования: главный пояс стал наклонным (15°), а по­зади него шла 50-мм переборка. Калибр торпедных аппаратов был увеличен до 24 дюймов.

Вашингтонская конференция перечер­кнула планы японцев. Постройка линко­ров прекратилась 5.2.1922, когда готов­ность обоих кораблей составляла 72 — 76%. «Тоса» использовался в качестве плавучей мишени и был потоплен 9.2.1925 в проливе Бунго. «Кагу» переоборудова­ли в авианосец— вместо поврежденного землетрясением «Амаги».

 

Линейные крейсера типа «Амаги» — 0+4 ед.

90.jpg

 «Амаги» (Amagi)     Йоко 16.12.1920/ —/ —не достроен

«Акаги» (Akagi)       Куре 6.12.1920/22.4.1925/25.3.1927 — достроен как авианосец

«Атаго» (At ад о)     Кав 22.11.1921/— / —не достроен

«Такао» (Takao)       Миц 19.12.1921/ —/ —не достроен

 

41 217/47 000 т, 251,8x30,8x9,5 м. ПТ-4, 19 ПК, 131 200 л.с.=30 уз. 2500 т уг.+3900 т нефти. Броня: пояс 254+30 мм, башни и барбеты 280 — 230 мм, палуба 90 мм, рубка 356 мм. 10 — 410 мм/45, 16 — 140 мм/50, 4- 120 мм зен., 8 ТА 610 мм.

 

Проект разработан в 1919 году как уве­личенный вариант линкора «Kara» с 30-узловой скоростью хода. Толщину броне­вого пояса и палубы пришлось уменьшить, но все равно защита оставалась весьма мощной (угол наклона пояса 12°, за ним находилась 30-мм переборка). Ширина ПТЗ составляла 5,3 м с каждого борта. Постройка прекращена по решению Ва­шингтонской конференции. Находившие­ся в 40-процентной готовности «Акаги» и «Амаги» предполагалось переоборудовать в авианосцы, но это было сделано лишь с первым. Корпус «Амаги» в 1923 году силь­но пострадал от землетрясения, и вмес­то него решили перестроить «Кагу». «Атаго» и «Такао» были разобраны на металл в 1924 году.

 

Линкоры типа «Кии»

 

42 600/48 500 т, 252x32,1x9,7 м. ПТ - 4, 19 ПК, 131 200 л.с.= 29,75 уз. 2500 т уг.+3900 т нефти. Броня: пояс 292 мм, башни и барбеты 280 — 230 мм, палуба 120 мм, рубка 356 мм. 10-410 мм/45, 16 — 140 мм/50, 4—120 мм зен., 8 ТА 610 мм.

 

Спроектированы в 1920 году как ва­риант «Амаги» с более мощным брони­рованием. Фактически являлись предста­вителями нового класса «капитальных» кораблей — быстроходных линкоров, по­явившихся в 30-е годы в результате сли­яния линкоров и линейных крейсеров. Первые два корабля — «Кии» и «Овари» — были заказаны госверфям в Куре и Йокосуке 12.10.1921, вторая пара — не­сколько позже (названия им так и не при­своили). Закладка линкоров не состоялась — согласно решениям Вашин­гтонской конференции, их постройку за­морозили (5.2.1922), а позже — оконча­тельно отменили.

 

Линейные крейсера № 13 — 16

91.jpg

 47 500/53 000, 274,4x30,8x9,8 м. ПТ-4, 22 ПК, 150 000 л.с.=30 уз. Броня: пояс до 330 мм, башни и барбеты 280 — 230 мм, палуба 127 мм, рубка 356 — 254 мм. 8 — 457 мм/45, 16-140 мм/50, 8-120 мм зен., 8 ТА 610 мм.

 

Последние корабли программы «8 — 8». Фактически представляли собой быс­троходные линкоры, вооруженные сверх­тяжелой артиллерией. Предполагалось заложить их в середине 1922 года и вве­сти в строй в 1927 году. Вашингтонская конференция нарушила эти планы: 19.11.1923 постройку сверхдредноутов от­менили.

 

Франция

 

Линкоры типа «Норманди» — 0+5 ед.

92.jpg

 «Норманди» (Normandie)            СНзл 18.4.1913/19.10.1914/ —не достроен

«Лангедок» (Languedoc)              Бордо 18.4.1913/1.5.1916/— не достроен

«Фландр» (Flandre)                      Брест 1.10.1913/20.10.1914/ —не достроен

«Гасконь» (Gascogne)                  Лор 1.10.1913/20.9.1914/ —не достроен

«Беарн» (Beam)                            ФШ 10.1.1914/4.1920/5.1927-достр. как авианосец

 

23 500/25 230 т, 176,6x27x8,7 м. ПТ -2+ПМ — 2 («Беарн» по проекту ПТ-4), 21 ПК («Фландр» и «Лангедок» 28 ПК), 32 000 л.с.=21 уз. 900/2700 т уг.+300 т нефти. Броня: пояс 300 — 120 мм, верхний пояс 240 — 160 мм, башни 340 — 250 мм, барбеты до 284 мм, казематы 180— 160 мм, палубы 50+50 мм, рубка 300 мм. Эк. 1200 чел. 12-340 мм/45, 24- 138 мм/ 55, 6 — 47 мм зен., 6 ТА 450 мм.

 

Заказаны в 1912— 1913 годах. Проект разработан на базе линкора «Бретань»; впервые в истории пушки ГК предполага­лось установить в четырех орудийных башнях (парами в двух люльках). Четырехвальная ЭУ включала в себя две турбины и две паровые машины для экономического хода. После начала войны работы на верфях сильно замедлились, а на неко­торых кораблях — вообще остановились. После заключения перемирия французы планировали достроить линкоры по усо­вершенствованному проекту (с усиленной ПТЗ), но на Вашингтонской конференции было принято решение уравнять ВМС

Франции и Италии по числу линейных ко­раблей, Поэтому из пяти единиц в строй вступил лишь переоборудованный в авиа­носец «Беарн».

 

Линкоры типа «Лион»

93.jpg

 27 500/29 600 т, 194,5x29x9,2 м. ПТ-2+ПМ-2, 43 000 л.с.=23 уз. Броня: как на «Норманди», но более тонкие верхняя палуба и казематы. 16 — 340 мм/45, 24 — 138 мм/55, 6 — 47 мм зен., 6 ТА 450 мм.

 

Спроектированы в 1913—1914 годах как увеличенный вариант «Норманди» с четвертой башней ГК и повышенной ско­ростью хода. Предполагалось, что башни будут новой конструкции. В 1915 году пла­нировалось заложить четыре линкора: «Лион» (Lyon), «Лилль» (Lille), «Дюкень» (Duquesne) и «Турвиль» (Tourville). Но вспыхнувшая мировая война нарушила эти планы. Кроме того, в 1913— 1914 годах во Франции было разработано несколько проектов линейных крейсеров водоизме­щением в 27 000 — 28 000 т и скоростью хода в 27 — 28 узлов. Их предполагалось вооружить двумя или тремя четырехорудийными башнями с 340-мм или даже 370-мм пушками. Но к реализации этих проектов приступить не удалось.

 

Россия

 

Линейные крейсера типа «Измаил» — 0+4 ед.

94.jpg

 «Измаил»      БЗ      6.12.1912/9.6.1915/-не достроен

«Кинбурн»   БЗ      6.12.1912/17.10.1915/-не достроен

«Бородино» Адм   6.12.1912/19.7.1915/-не достроен

«Наварин»   Адм   6.12.1912/27.10.1916/-не достроен

 

34 056/36 190 т, 223,6x30,8x8,9 м. ПТ - 4, 18 ПК, 68 000 л.с.=26,5 уз. 2780 т нефти. Броня: пояс 238 мм, верхний пояс 100 мм, башни до 400 мм, палубы 95+37 мм, руб­ка до 400 мм. 8 — 406 мм/45, 15 — 130 мм/55, 4 — 76 мм зен., 4 ТА 686 мм. (Дан­ные варианта модернизации «Кинбурна», 1922 г.).

 

Постройка линейных крейсеров типа «Измаил» прекратилась в конце 1917 года. Вопрос об их вводе в строй вновь был поднят в декабре 1921 года. Тогда же предлагалось два корабля — «Кинбурн» и «Наварин» — достроить по модернизиро­ванному проекту с восьмью или десятью 16-дюймовыми орудиями. В 1922 году были сделаны предэскизные проработки четырех вариантов модернизации. Одна­ко осуществить их в условиях разрухи и глубочайшего экономического кризиса не представлялось возможным — тем более, что по многим показателям (бронирова­нию, ПТЗ) проект «Измаила» уже безна­дежно отставал от последних образцов зарубежного кораблестроения. «Бороди­но», «Кинбурн» и «Наварин» 19.7.1922 исключили из списков флота и впослед­ствии продали на слом в Германию. Го­ловной «Измаил» предполагалось пере­оборудовать в авианосец, но в 30-е годы его корпус также был разобран на металл.

 

Линкор программы 1915 года

95.jpg

 35 600/38 660 т, 210x32,6x9,8 м. ПТ-4, 12 ПК, 67 500 л.с.=25 уз. 3800 т нефти. Бро­ня: пояс 280 + 75 мм, башни 400 — 250 мм, барбеты 375 — 250 мм, палубы 75+35 мм, рубка 450 - 250 мм. 12 - 406 мм/45, 24 -130 мм/55, 4— 100 мм зен., 18 ТА 450 мм.

 

Передовой проект, разработанный в 1914 году под руководством И.Г.Бубнова. Отли­чался многими перспективными решения­ми: переходом к 16-дюймовому ГК, внед­рением четырехорудийных башен и приме­нением продольных броневых переборок позади брони главного пояса. Однако на­чало Первой мировой войны перечеркнуло осуществление намеченной судостроитель­ной программы 1915 года, и проект линко­ра остался в предэскизной стадии.

 

Линкор завода «Наваль»

96.jpg

 44 000 т (норм.), 240x30x10,1 м. ПТ-4, 15 ПК, 120 000 л.с.=30 уз. Броня: пояс 275+100 мм, башни до 400 мм, барбеты 375 — 250 мм, палубы 70+35 мм, рубки 300-200 мм. 9-406 мм/45, 20-152 мм/50.

 

Проект перспективного линкора разра­ботан в 1916— 1917 годах на николаевс­ком заводе «Наваль» под руководством В.П.Костенко. Концептуально он соответ­ствовал идее быстроходного линкора и для своего времени мог считаться самым со­вершенным в мире. Но, как и проект И.Г.Бубнова, он остался на бумаге, при­чем лишь в начальной стадии разработки.

 

Италия

 

Линкоры типа «Караччоло» — 0+4 ед.

97.jpg

 «Франческо Караччоло» (Francesco Caracciolo)      Каст 16.10.1914/12.5.1920/ — не достроен

«Кристофоро Коломбо» (Cristoforo Colombo)        Ане 14.3.1915/ —/ —не достроен

«Маркантонио Колонна» (Marcantonio Colonna)     Од 3.3.1915/ — /— не достроен

«Франческо Моросини» (Francesco Morosini)          Орл 27.6.1915 / — / — не достроен

 

31 400/34 000 т, 212x29,6x9,5 м. ПТ-4, 20 ПК, 105 000 л.с.=28 уз. Броня: пояс 303 мм, башни до 400 мм, казематы до 220 мм, палу­ба 50 мм, рубка 400 мм. 8 — 381 мм/ 40, 12 - 152 мм/45, 8-102 мм/45, 24 - 40 мм зен., 8 ТА 450 мм.

 

Проект линкоров разработан под впе­чатлением от британского сверхдредноу­та «Куин Элизабет». Однако в ходе Пер­вой мировой войны ситуация на море скла­дывалась таким образом, что первоочеред­ной потребности в линкорах у Италии не было. В марте 1916 года постройку кораб­лей приостановили. После окончания вой­ны работы возобновили лишь на головном «Караччоло», но и его после спуска на воду продали частной компании для последую­щей переделки в торговое судно. В конце концов он был сдан на слом. Три систершипа списали 2.1.1921 и разобрали на металл прямо на стапелях.

 

Австро-Венгрия

 

Линкоры типа «Эрзац Монарх»

98.jpg

 24 500 т (норм.), 173,2x28,5x8,4 м. ПТ-4, 15 ПК, 31 000 л.с.=21 уз. 1425 т уг. + 1425 т нефти. Броня: пояс 310—140 мм, башни 340 — 80 мм, казематы 150 мм, палуба 36 мм, рубка 320 мм. 10 — 350 мм/ 45, 15-150 мм/50, 20-90 мм/45, 2-47 мм, 6 ТА 533 мм.

 

Четыре линкора типа «Эрзац Монарх» (или, как их еще называли, типа «Улуч­шенный «Тегетгоф») планировалось зало­жить в 1914—1916 и ввести в строй в 1917 — 1919 годах. Их проект был разра­ботан накануне Первой мировой войны на базе линкора «Вирибус Унитис», но с уве­личенным ГК, усиленной броневой защи­той и новой системой ПТЗ, включавшей в себя 85-мм продольную переборку. Из-за начавшейся войны закладка кораблей не состоялась. Четыре изготовленных фирмой «Шкода» 350-мм орудия исполь­зовались на сухопутном фронте.

В 1915—1917 годах в Австро-Венг­рии велись предварительные проработ­ки перспективных линкоров и линейных крейсеров водоизмещением от 30 000 до 39 000 т со скоростью хода в 23 — 24 (линкоры)и 30(линейные крейсера)уз­лов. Сначала их предполагалось вооружить 350-мм орудиями, а затем — 380 мм и даже 420-мм. Правда, все эти работы остались на стадии предэскизных про­ектов.