ПОСЛЕДНИЙ  БРИТАНСКИЙ ЛИНКОР

 

Завершение «кораблестроительных каникул», вызванных Вашингтонским со­глашением 1922 года, ознаменовало со­бой начало нового витка гонки морских вооружений. Проектирование линкоров (а именно их штабные адмиралы продолжа­ли считать главной ударной силой флота) во всех ведущих странах мира началось практически с нуля, причем каждое госу­дарство пошло своим собственным путем. И наиболее тернистым этот путь стал для конструкторов и кораблестроителей «вла­дычицы морей» — Великобритании...

Первое крупное международное согла­шение после Вашингтонского было за­ключено в Лондоне в 1930 году. По нему мораторий на постройку линкоров продли­ли еще на семь лет. Следующая конфе­ренция в том же Лондоне ограничила, помимо размеров линейных кораблей (стандартное водоизмещение не более 35 тыс. т), еще и максимальный калибр их орудий: он не должен был превышать 14 дюймов (356 мм). Инициатива исходила от англичан: они не хотели допустить пре­вращения новых линкоров в сверхмощных монстров, слишком обременительных для государственного бюджета. Однако во втором соглашении не участвовали ни Германия, ни Япония, ни Италия. Поэто­му великие державы — участники конфе­ренции ввели в договор множество уло­вок, позволявших обойти установленные пределы. «Лондонские» линкоры всех держав заметно превышали положенные 35 тыс. т, а их главный калибр составлял 380 — 406 мм. Единственным относитель­но честным участником соглашений оста­лась Британия. Но честность в корабле­строительных программах не лучшим об­разом сказалась на боевых качествах но­вых линкоров флота Его Величества: го­ловной «Кинг Джордж V», вооруженный десятью 356-мм орудиями, по артилле­рийской мощи в своем классе проигры­вал всем реальным и потенциальным противникам — за исключением, разве что, немецкого «Шарнхорста».

Как только стало ясно, что условия Лон­донского соглашения другими странами не выполняются и выполняться не будут, англичане приступили к реализации сле­дующего проекта, более соответствующе­го требованиям моряков. Линкоры типа «Лайон» почти полностью сохранили внеш­ний вид и все основные технические ре­шения своих предшественников, но были крупнее и вместо 356-мм артиллерии нес­ли 406-мм в трех трехорудийных баш­нях. Гармоничное сочетание защиты и на­ступательной мощи давало все основания считать их полноценными «капитальными» кораблями Британского флота, но... по­лучить их «владычице морей» так и не довелось. Первые два линкора — «Лайон» и «Темерер» — заложили в июне — июле 1939 года, а месяц спустя началась Вто­рая мировая война. Постройку пришлось прервать: верфи не справлялись с выпол­нением заказов на новые эсминцы, эскор­тные и десантные суда, в которых флот нуждался в первую очередь.

Другая причина, сорвавшая постройку линкоров, — большие сроки разработки и внедрения в производство новых артил­лерийских орудий и их установок. В 1939 году положение с 356-мм башнями для кораблей типа «Кинг Джордж V» остава­лось близким к критическому, а 406-мм орудие для «Лайона» вообще существо­вало только на бумаге, в чертежах. Стало ясно: даже в случае возобновления стро­ительства головной «Лайон» войдет в строй не раньше 1944 года, а это Адми­ралтейству казалось неприемлемым. Тем более что предполагаемый баланс сил с главными потенциальными противниками на ближайшее будущее выглядел для Ан­глии не слишком оптимистично.

Сложившаяся ситуация заставила вспомнить про лежавшие на складе че­тыре 381-мм башни Мк I производства 1916 года. В свое время они были уста­новлены на «легко-линейных» крейсерах «Глориес» и «Корейджес» и сняты в ходе переоборудования их в авианосцы в 20-е годы. Моряки высоко оценивали и сами пушки, и проверенные годами службы башни, находившиеся в эксплуатации в течение четверти века на десяти линко­рах и трех линейных крейсерах. В октяб­ре 1939 года от отдела стратегического планирования Адмиралтейства поступило предложение достроить «Лайон» с тремя такими башнями. Через месяц руководи­тель отдела военно-морского проектиро­вания подготовил официальный доклад, в котором говорилось, что затраты на по­добное переоборудование будут весьма значительными, а срок ввода в строй изу­родованного линкора вряд ли удастся ускорить больше чем на полгода. В заклю­чение указывалось, что «лучше иметь ко­рабль с девятью 16-дюймовыми пушками в 1944 году, чем корабль с шестью 15-дюймовыми на шесть месяцев раньше». Неудачное предложение отклонили и больше к нему не возвращались.

В то же время наличие бесхозных и вполне исправных башен не давало покоя. Варианты их использования рассматрива­лись в Адмиралтействе еще до войны. Простейшее решение состояло в созда­нии нового корпуса для старых башен, ко­торые можно было модернизировать для последующей службы в течение 25 лет! Снятие 35 000-тонного лимита позволяло создать неплохой корабль водоизмещени­ем около 40 000 т со скоростью 30 узлов и хорошей защитой. Предполагалось, что хотя он и не станет полноценным участни­ком «линии баталии», зато окажется очень полезным в качестве хорошо бронирован­ного линейного крейсера, своего рода со­временного аналога «Худа». Адмиралтей­ство считало, что такой корабль сможет стать охотником за гипотетическими япон­скими линейными крейсерами с 320-мм пушками и вполне реальными тяжелыми крейсерами, которым англичанам нечего было противопоставить. При необходимо­сти «нео-Худ» мог вести бой и с 16-дюй­мовыми противниками. Перспективные планы шли еще дальше. Стратеги счита­ли, что зоной действия такого «гибрида» могли бы стать Индийский океан и воды Австралии (последней и предполагалось «сплавить» не вполне полноценную еди­ницу при удачном развитии событий). Да­лее, после вывода из состава флота лин­коров типа «Ройял Соверен» освобожда­лись дополнительные 381-мм установки, которые можно было бы установить на «систершипы», если бы головной корабль оказался удачным.

После положительного отзыва Морско­го штаба отдел военно-морского проек­тирования получил задание разработать предварительный проект нового линкора водоизмещением 40 000 т с 30-узловой скоростью и восемью 381-мм орудиями. Расчеты составили по трем вариантам. Первый, 15А, являлся как бы «инициатив­ной разработкой», поскольку был начат еще до официального запроса (отсюда его водоизмещение — около 38 000 т). Главные специалисты по кораблестроению лучшим признали вариант 15В. Тем не менее, строить решили все же 15С, в ос­новном из соображений сокращения сро­ков. Дело в том, что вариант 15С отли­чался от 15В только тем, что на нем пре­дусматривалось использование блока машин и котлов для «лайонов», что могло бы сократить время и затраты, поскольку все чертежи уже имелись в наличии. От­дел военно-морского проектирования по­лучил задание подготовить рабочие чер­тежи и активно приступил к его выполне­нию. Но грянула война. Спустя 8 дней после ее начала, 11 сентября 1939 года, разработка была приостановлена. К про­екту вернулись в декабре, когда к нему проявил интерес Уинстон Черчилль. Из­вестному своей чрезвычайной активнос­тью руководителю флота он понравился возможностью быстро получить новый и вполне боеспособный корабль. В февра­ле 1940 года Черчилль отдал распоряже­ние возобновить работу над проектом. На очередном заседании Совета Адмирал­тейства, состоявшемся 27 февраля, в тех­ническое задание внесли коррективы, от­носящиеся в основном к усилению защи­ты. В частности, предусматривалось ус­тановить тонкий пояс в оконечностях, уве­личить толщину брони казематов (подба­шенных отделений) артиллерии средне­го калибра и оборудовать бронированный вспомогательный рулевой пост в корме. К этим полезным мерам «прицепили» тре­бование размещения 4 установок проти­вовоздушных неуправляемых ракет UP — тяжелых и абсолютно бесполезных, но популярных в то время среди специалис­тов Адмиралтейства. Единственным поло­жительным моментом этого решения являлось резервирование места, которое впоследствии можно было бы использо­вать для многоствольных зенитных авто­матов. С учетом изложенных выше тре­бований был составлен проект 15D, со­ответствовавший водоизмещению 41 200 т. Корабль постепенно «разбухал», не приобретая принципиально новых боевых качеств. И это изменение не стало пос­ледним, поскольку итоги первых же сра­жений с участием линкоров типа «Кинг Джордж V» дали богатую пищу для моди­фикаций и улучшений. Их воплощение требовало дополнительного веса, для компенсации которого пришлось увели­чить ширину корпуса на 1 м. Кроме того, проектировщики потеряли почти полгода (с июня по октябрь 1940 года), когда бо­лее насущные потребности флота заста­вили вновь отложить чертежи линейного корабля в сторону. Только 17 апреля 1941 года Совет Адмиралтейства принял, на­конец, вариант 15Е, как тогда казалось, окончательный.

14 марта 1941 года фирме «Джон Бра­ун и К°» был выдан заказ на постройку, а через 10 дней на завод поступил полный комплект чертежей. 2 октября состоялась официальная закладка линкора, который спустя месяц, 3 ноября, получил назва­ние «Вэнгард». Весьма символично, что корабль, предназначавшийся для дей­ствий на Дальнем Востоке, заложили всего за два месяца до нападения Японии на владения союзников. Как всегда, англи­чане опаздывали, и нужные флоту «вла­дычицы морей» корабли не удавалось получить вовремя!

Нападение японцев на Пёрл-Харбор и потопление «Принс оф Уэллс» и «Рипалса» поставили работы над «Вэнгардом» на пер­вое место по срочности. Фирме «Джон Бра­ун» пришлось даже приостановить построй­ку крейсера «Беллерофон» и нескольких торговых судов. Адмиралтейство надеялось ввести «Вэнгард» в строй до конца 1944 года. Число рабочих на стапеле довели до 3,5 тысячи, однако количество не могло заменить качество. Верфь испытывала не­достаток именно в квалифицированной ра­бочей силе. Постепенно набежало замет­ное отставание от графика.

Между тем проектировщики продол­жали проявлять внимание к строившему­ся кораблю. В середине 1942 года после­довало предложение перестроить его в авианосец. Начальник отдела военно-мор­ского проектирования ответил согласием и сообщил, что дополнительная работа займет не более полугода. В принципе возможность создания на основе уже по­луготового корпуса эскадренного авиа­носца по схеме «Илластриеса» имелась. Однако здравый смысл восторжествовал: дорогостоящее переоборудование отме­нили уже в июле того же года. Несомнен­но, если бы «Вэнгард» все же достроили как авианосец, он вряд ли оказался бы удачным. Даже специализированные ан­глийские корабли этого класса, имевшие солидную броневую защиту, страдали как от малочисленности авиагрупп, так и от трудности их размещения в ангарах. Не­сомненно, перестроенный линкор еще в большей степени страдал бы этими не­достатками.

 

Проекты линкора «Вэнгард», 1938 — 1941 гг.

Проект

15А

15В

15С

15D

15Е

Стандартное водоизмещение, т

38050

40400

40000

41 200

41 600

Длина макс., м

236,4

245,5

245,5

246,7

246,7

Ширина, м

31,7

32,0

32,0

32,2

32,9

Осадка средняя, м

8,8

9,1

9,1

9,0

8,9

Мощность (форс.), л. с.

110000

143 000

130 000

130000

130 000

Скорость (полн.), уз.

28,5

30,25

29,25

29,5

29,5

Скорость (форс.), уз.

29,2

31

30

30,25

30,25

Запас топлива, т

3800

3800

3800

3800

4100

Распределение весов:

 

 

 

 

 

корпус

14300

15500

15500

15600

16 100

броня

14000

14450

14300

15500

15200

машины

2750

3450

3200

3250

3250

вооружение

5900

5900

5900

5750

5950

оборудование

1100

1100

1100

1100

1100

 

Зато конструкторы не могли игнориро­вать боевой опыт, и особенно — гибель линкора «Принс оф Уэллс». Пришлось еще увеличить высоту борта в носу, размес­тить дополнительный запас топлива и уси­лить зенитное вооружение. Стандартное водоизмещение возросло до 42 300 т (став таким же, как у «Худа»), а запас топ­лива — до 4850 т. Число стволов автома­тов увеличилось до 76 40-мм и 12 20-мм. 30 ноября 1944 года принцесса Елиза­вета разбила о борт спускаемого на воду корабля традиционную бутылку шампан­ского, и последний из британских линко­ров сошел со стапеля. Достройка на пла­ву продолжалась, хотя шансы «Вэнгарда» принять участие в боевых действиях уменьшались день ото дня. Окончательно их похоронили взрывы атомных бомб над Хиросимой и Нагасаки и последовавшая капитуляция Японии. После завершения Второй мировой войны темп работ упал, и на приемные испытания корабль вышел только через полтора года после спуска, в апреле 1946 года.