СИСТЕМЫ   УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ И   ЭЛЕКТРОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

 

В ходе Второй мировой войны стало окончательно ясно, что артиллерийская система является именно системой, а не только орудийной башней с пушками. В основных морских державах были созда­ны весьма совершенные системы управ­ления огнем, включавшие оптические и электронные датчики (дальномеры и ра­диолокаторы) и удивительные для своего времени аналоговые вычислительные системы. Развитие их шло по линии бо­лее активного применения радиолокации и надежного соединения всех элементов СУАО в единую сеть. Ярким примером этой тенденции является «Вэнгард». Анг­личане отошли, наконец, от порочной практики выделять «основной» и «резерв­ный» пункты управления стрельбой, что в боевых условиях приводило к резкому снижению эффективности огня при выходе из строя основного пункта или просто при нарушении проводки. Последний бри­танский линкор имел два поста управле­ния главным калибром, соединенных с постом обработки информации. Оба ди­ректора, передний и задний, имели прак­тически одинаковое оборудование, в ча­стности — артиллерийский радар типа 274. Дополнительные пункты имелись в возвышенных башнях А и X: они могли управлять огнем каждой пары башен. Большое значение уделялось защите и дублированию сетей связи. Интересно, что в посту обработки информации имел­ся лишь один экран радара 274, который мог переключаться на «картинку» от пе­реднего или заднего радиолокатора. Та­кое решение упрощало задачу артилле­рийского офицера — ему не надо было наблюдать сразу за двумя экранами, хотя это и создавало ряд неудобств при пере­ключении. В общем, управление артогнем ГК на «Вэнгарде» вполне соответствова­ло стандартам конца войны.

Истина о том, что противосамолетная артиллерия эффективна настолько, на­сколько хороша ее система наведения, дошла наконец и до англичан. Существен­ным недостатком британских МПУАЗО с директорами HACS различных марок было отсутствие системы стабилизации директора и недостаточно скоростная и довольно примитивная система обработ­ки данных для стрельбы. Нельзя сказать, что Адмиралтейство не занималось этим вопросом. Еще до начала войны велись работы над «тахиметрической» (стабили­зированной с помощью гироскопов) сис­темой TS-1; она должна была заменить HACS еще на «лайонах». Однако и у кон­структоров, и у заводов Великобритании в тяжелые военные годы хватало других, более приоритетных задач, поэтому раз­работка этой сложной и прецизионной аппаратуры протекала медленно и даль­ше создания опытной установки не про­двинулась. Значительно больших успехов в этой области добились американцы. Британии пришлось обратиться к своим союзникам, которые и поставили для «Вэнгарда» весьма совершенные стаби­лизированные КДП Мк-37. Они практи­чески не отличались от серийных, за ис­ключением того, что данные по дально­сти и углу поступали от английского ра­дара типа 275. Мк-37 хорошо зарекомен­довал себя в сражениях на Тихом океа­не. Значительный прогресс заключался и в размещении четырех КДП. Впервые на английских линкорах они располага­лись «ромбом»: два — в носу и корме и два — в средней части. Стандартная бри­танская конфигурация также предусмат­ривала четыре директора, но размещен­ных по схеме «квадрата» (по два спере­ди и сзади, без обзора на противополож­ный борт), что затрудняло передачу уп­равления при пересечении самолетами курса корабля. Новый вариант уравнивал все направления атаки. Единственным видимым недостатком было утяжеление систем управления примерно в 1,5 раза (64 т вместо 44 т при использовании ан­глийских HACS), однако это было более чем умеренной платой за значительное увеличение эффективности. На «Вэнгар­де» имелась также дополнительная дис­танционная система наведения 133-мм установок (у четырех из восьми) непосредственно с постов наблюдения ПВО. Последняя применялась в основном для стрельбы осветительными снарядами.

Что касается автоматов, то много­ствольные «пом-помы» имели недостаточ­но эффективные средства управления. На «Вэнгарде» шестиствольные «бофорсы» Mk-VI должны были получить индивиду­альные стабилизированные директоры, оборудованные радаром типа 262. Они действительно были в должном количе­стве (10 единиц), однако полный комплект КДП и некоторая электроника так никог­да и не появились на линкоре. Это вы­звано, главным образом, окончанием во­енных действий; дорогостоящее и хруп­кое оборудование частично хранилось на берегу. Мирная служба последнего лин­кора «владычицы морей» не создала пре­цедента для его полного дооборудования, хотя не вызывает сомнения, что в случае необходимости его бы осуществили. Ин­тересное исключение представляла собой единственная двухствольная установка STAAG. Она являлась «самодостаточной», поскольку и радар (того же типа 262), и

система стабилизации, и аналоговый компьютер, и даже генератор для сило­вой установки привода располагались на самой установке.

«Вэнгард» имел в системе обработки информации и управления еще одно важ­ное новшество — боевой информацион­ный пост. Впервые он был выполнен в виде единого блока, включавшего не­сколько помещений, которые находились ниже ватерлинии и защищались столь же надежно, как и артиллерийские погреба. В одном из них размещались экраны всех радаров обнаружения и управления ог­нем, в остальных — персонал управления ПВО корабля и операторы вычислитель­ных систем. Рядом располагался нижний боевой пост, где сосредотачивались все средства управления кораблем. Так что, в принципе, командир или командующий соединением могли по «американскому» образцу руководить действиями линкора или эскадры, не выходя «на свежий воз­дух». Первоначальным проектом столь об­ширные помещения не предусматрива­лись, однако сосредоточение всех средств в виде единой информационной системы оказалось столь насущным, что разработчикам пришлось даже создать полномасштабный макет всех комнат и в нем проверить различные варианты раз­мещения оборудования и персонала. Это позволило вносить изменения в компо­новку помещений почти до самого вступ­ления линкора в строй. Тем не менее и после ввода «Вэнгарда» в строй места для аппаратуры все равно не хватало. С тех пор практически ни на одном типе бое­вых кораблей не удавалось обойтись без увеличения объема под электронное обо­рудование и членов экипажа, занятых его обслуживанием.

Число и тип радиолокаторов в ходе службы «Вэнгарда» неоднократно меня­лись. Уже при вступлении в строй он имел почти три десятка систем самого разного назначения. Для раннего обнаружения ко­раблей и самолетов впервые в английс­ком флоте использовался новый комбини­рованный радар типа 960, антенна кото­рого крепилась на топе грот-мачты. Его дополняла РЛС аналогичного назначения типа 277, способная обнаруживать надвод­ные цели и низколетящие самолеты (ан­тенна устанавливалась на краспице фок-мачты). Для целеуказания служил особый радар типа 293, антенна которого находи­лась на фок-мачте спереди. На экранах всех радаров отметки от своих кораблей и самолетов выглядели в виде двойных сиг­налов, в отличие от целей. Для этой функ­ции применялись два приемника радиоло­кационного опознавателя «свой — чужой» типа 253, а свои сигналы для радаров 277

и 293 «метили» два передатчика той же системы типа 242. Для навигационных це­лей предназначались радиолокаторы 268 и 930, которые служили также для обнару­жения надводных целей.

Однако наиболее многочисленными были артиллерийские РЛС. Как уже отме­чалось выше, ими оборудовались все директоры, от СУАО главного калибра до индивидуальных КДП многоствольных ав­томатических зенитных установок. Всего по штату «Вэнгард» имел два радара типа 274, четыре - типа 275 и 11 - типа 262.

Техника радиолокации за годы войны сделала огромный шаг вперед. Все ар­тиллерийские радиолокаторы имели ста­билизированные антенны — как, впро­чем, и радары типов 930, 277, 268 и 293. Перечисленные выше локаторы могли действовать при любой качке, не теряя своих целей. Правда, при несомненном количественном и качественном про­грессе ситуация с радиолокационным оборудованием была далеко не идеаль­ной. Так, локатор типа 268 оказался практически бесполезным, поскольку на большинстве пеленгов его антенна эк­ранировалась грот-мачтой, трубой и кор­мовым КДП универсальной артиллерии. Значительное число различных устано­вок, хотя и действовавших на разных частотах, приводило к нежелательному «забиванию» одних радаров другими. Скажем, новейшая РЛС типа 960 препят­ствовала работе артиллерийских рада­ров управления огнем универсального калибра (133 мм), а система УКВ-связи для оперативных переговоров между кораблями одного соединения мешала функционированию радаров 293 и 277, а также многострадальным локаторам типа 275.

Кроме всего прочего, «Вэнгард» имел весьма развитые средства связи и радио­пеленгации. Расположение аппаратуры было принято на основании опыта Второй мировой войны: большинство приемных станций помещалось на мостиках главной башенноподобной надстройки, а переда­ющих — в кормовой надстройке. Радиопе­ленгаторы перекрывали весь диапазон частот; в частности, линкор мог даже про­слушивать неприятельские переговоры на УКВ, что являлось новшеством для того времени. Имелись также пеленгатор, определявший направление, с которого ко­рабль облучался радаром, и новейшие (правда, пока еще весьма примитивные) средства радиоэлектронной борьбы — де­текторы радиолокационного излучения и устройства для создания помех локаторам неприятеля. В годы службы их не­однократно заменяли на более совершен­ные; кроме того, устанавливались различ­ные технические новшества, например УКВ-пеленгаторы. Говоря о навигационном оборудовании, стоит отметить, что «Вэн­гард» вообще не имел магнитного компа­са; вместо него использовались три пол­ностью независимых главных гирокомпа­са со своими источниками питания и при­водами.