ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

(Глава написана С.А.Балакиным на основе следующих источников: M.Houghton, HMS Vanguard («Warship International» № 3, 1998); R.Dulin, W.Garzke, Battleships: French, Netherlands, British and Soviet Battleships of World War II (Annapolis, 1982); E.Grove, Vanguard to Trident—British Naval Policy since World War II (Annapolis, 1987); T.Madge, Royal Yachts of the World (London, 1997); The Navy Year Book and Diary 1949.)

 

Традиционная для британского флота церемония «посвящения» — своего рода присяги каждого вводимого в строй ко­рабля — на «Вэнгарде» состоялась 25 мая 1945 года в присутствии принцессы Елизаветы. Однако в море новый линкор впервые вышел лишь через год: после окончания войны необходимость его спешной достройки отпала. Официально «Вэнгард» включили в состав Ройял Нэйви 9 августа 1946 года, после того, как он успешно выполнил программу заводских и ходовых испытаний. Первым его коман­диром стал кэптен У.Дж. Эгнью, назначен­ный приказом Первого морского лорда еще 15 октября 1945 года.

Появление «Вэнгарда» в составе бри­танского флота пришлось на период ра­дикальных изменений и переоценки цен­ностей в области морской стратегии, да и в геополитике вообще. Самый большой линкор флота Его Величества оказался не удел: в «корабельной» иерархии первен­ство уже прочно занимали авианосцы, а смена потенциального противника (теперь им стал Советский Союз и страны Вос­точной Европы) приводила к совершенно иному раскладу сил на морских театрах. Даже в случае перерастания «холодной» войны в «горячую» шансов найти «Вэнгарду» хоть какое-то применение практи­чески не оставалось. Единственное, для чего он годился, —так это для диплома­тических миссий и «показа флага». Соб­ственно говоря, именно в такой роли и выступал последний линкор бывшей «вла­дычицы морей» в течение всей своей не­долгой службы.

Весьма символично, что в первое даль­нее плавание «Вэнгард» отправился в ка­честве королевской яхты. Огромные раз­меры при изящном силуэте, отличная мо­реходность и достаточно высокий уровень комфорта привлекли внимание Георга VI и его семьи. Поэтому предстоявший ви­зит в города Южной Африки монарх по­желал осуществить на борту линкора, от­дав ему предпочтение перед пассажир­ским лайнером.

Путешествию короля в один из доми­нионов Британской империи уделялось большое внимание. Во-первых, это был первый подобный визит за прошедшие 20 лет (в 1927 году Георг, будучи наследни­ком короны герцогом Йоркским, совершил на линейном крейсере «Ринаун» дальний вояж в Австралию и Новую Зеландию). Во-вторых, в Южную Африку направлялась королевская семья в полном составе — Георг VI, королева Елизавета, принцес­сы Елизавета и Маргарет. Командование флотом отнеслось к выполнению почет­ной миссии весьма серьезно. Только что принятый «Вэнгард» вновь был отправлен на верфь в Портсмуте — теперь на нем требовалось оборудовать апартаменты для высочайших пассажиров.

В ходе работ, проходивших с октября по декабрь 1946 года, на корабле основа­тельно перепланировали бывшие адмиральские помещения, изолировав их от остальных офицерских кают и оснастив собственной галереей. Внутреннее убран­ство апартаментов, по сравнению с рос­кошью настоящих королевских яхт, было весьма скромным. Правда, в покоях коро­ля и королевы разместили шикарную ме­бель, доставленную с борта старой яхты «Виктория энд Альберт», построенной еще в 1899 году. Кроме того, со второй башни главного калибра сняли 40-мм автомат STAAG, а вместо него установили откры­тую веранду с откидными щитами: в похо­де она могла использоваться как солярий, а на стоянках в порту — как трибуна.

Под королевским штандартом «Вэнгард» отправился в путь 31 января 1947 года. Его сопровождал внушительный эс­корт — авианосец, два крейсера и эсми­нец. 17 февраля корабли прибыли в Кейп­таун. Затем — двухмесячное плавание вдоль южноафриканских берегов с захо­дами в Саймонстаун (6—10 марта), Салданью (10 — 24 марта), Ист-Лондон (27 марта), Порт-Элизабет (28 — 31 марта), Дурбан (8 апреля) и снова в Кейптаун (11 —24 апреля). В мае «Вэнгард» вер­нулся в Англию: в Портсмуте кораблю была устроена торжественная встреча. Король и его семья остались довольны путешествием; они искренне поблагода­рили кэптена Эгнью и офицеров линкора за оказанный прием и внимание.

29 мая командиром «Вэнгарда» назна­чили кэптена Ф.Р.Пархэма. В июле лин­кор прошел докование в Плимуте, а за­тем началось его очередное переобору­дование: корабль должен был сменить линкор «Хоу» в качестве учебного судна Флота метрополии. В ноябре, после пе­ределки кубриков и ряда вспомогатель­ных помещений «Вэнгард» приступил к выполнению новых обязанностей.

Но в начале 1948 года линкор вновь отправился на верфь. Ему предстоял еще один «королевский» вояж — на сей раз в Австралию и Новую Зеландию. Апартаменты для семьи Его Величества основа­тельно перестроили; в умывальниках и душевых появилась горячая вода, в каю­тах заменили холодильники, а в прачеч­ной — стиральные машины. Несмотря на отсутствие свободных помещений, на борту все же удалось разместить парик­махерскую и мастерскую по ремонту одежды. Поскольку предполагалось, что путешествие станет кругосветным, то для прохождения Панамским каналом линкор оснастили специальными буксирными приспособлениями, а не вписывавшиеся в габарит шлюзов забортные мусорные рукава и трапы демонтировали. Правда, все это оказалось лишним: из-за болез­ни короля поход не состоялся, а «Вэн­гард» вместо кругосветки ушел в двухме­сячное плавание на Средиземное море. В следующем, 1949 году «Вэнгард» на некоторое время стал флагманом Среди­земноморского флота. 31 января он от­правился из Портленда в Гибралтар, а 5 марта на его мачте был поднят флаг командующего флотом. Линкор участвовал в маневрах, провел учебные стрельбы, посетил несколько французских и италь­янских портов. 22 июля он вернулся в Плимут, где кэптен Пархэм сдал вверенный ему корабль новому командиру — кэптену Дж.В.Глэдстоуну.

После ремонта «Вэнгард» стал флаг­маном учебной эскадры Флота метрополии, сменив в этом качестве линкор «Энсон». В феврале 1950 года он совершил поход в Гибралтар. На обратном пути, в ночь на 14-е им была оказана помощь тер­пящему бедствие у мыса Финистер фран­цузскому судну «Боффа». А 7 марта «Вэнгард» прибыл на рейд Дувра, где салюто­вал французскому президенту, прибывше­му в Англию с официальным визитом.

В июле линкор ходил вдоль берегов Шотландии и Северной Ирландии и посе­тил несколько крупных портов. В августе он участвовал в традиционном морском празднике — парусной регате. Тогда же в командование «Вэнгардом» вступил новый командир — кэптен Д.X.Холл-Томпсон. 15 сентября линкор под флагом адмирала Ф.Вайена ушел в осенний учебный поход флота метрополии, в ходе которого посе­тил Гибралтар и африканский порт Дакар.

Первую половину 1951 года «Вэнгард» провел в интенсивных учебных плавани­ях. 19 января он в составе Флота метро­полии отправился в Гибралтар, затем — на Средиземное море, где посетил пор­ты Генуя и Вилльфранш. 10 февраля на рейде Гибралтара случилось ЧП: в штор­мовую погоду на «Вэнгард» навалился авианосец «Индомитебл». К счастью, оба корабля пострадали незначительно.

8 мая линкор опять выполнял роль «са­лютующего» корабля в Дувре — он встре­чал прибывших на яхте «Даннеброг» ко­роля и королеву Дании. Четыре дня спус­тя «Вэнгард» вновь стал флагманом: на нем поднял флаг командующий Флотом метрополии. В течение лета линкор со­вершал рейсы между британскими портами и участвовал в разнообразных тор­жествах и фестивалях.

31 августа 1951 года «Вэнгард» поста­вили на очередной ремонт, в ходе кото­рого пришлось уменьшить емкость топ­ливных цистерн — сказались последствия перегрузки, неизбежно преследовавшей все крупные корабли в послевоенные годы. 28 ноября пришло распоряжение готовить линкор к еще одному «королевскому» плаванию, которое должно было состояться весной следующего года. Каюты для высочайших гостей вновь приве­ли в полный порядок, но выполнить по­четную миссию «Вэнгарду» и на этот раз не удалось. 6 февраля 1952 года Георг VI скоропостижно скончался, и линкор вме­сто намеченного круиза ушел в учебный поход до Гибралтара и обратно.

В мае «Вэнгард» вновь приобрел ста­тус флагманского корабля Флота метро­полии. С 28 июня по 4 июля он находился с визитом в порту Роттердам, а в сентяб­ре участвовал в крупномасштабных уче­ниях НАТО «Мэйнбрейс», проходивших в Северном море. По их завершении «Вэнгард» впервые в своей карьере отправил­ся в арктические воды. Испытав все «пре­лести» плавания в штормовой Атлантике, линкор 1 декабря вернулся в Портсмут.

В следующем походе, начавшемся 21 января 1953 года, «Вэнгард» взял курс на Средиземное море. За три дня до вы­хода из Портсмута на линкоре сменился командир — теперь им стал кэптен Р.Э. Ивинг. Выполнив весь перечень стандарт­ных задач учебного плавания, корабль 25 марта вернулся в главную базу флота.

Здесь же, в Портсмуте, он прошел докование и косметический ремонт, необхо­димый для предстоящего «коронационно­го ревю» — главного морского праздника в иерархии Ройял Нэйви.

Грандиозный морской парад на Спитхэдском рейде, посвященный коронации Елизаветы II, состоялся 15 июня 1953 года. «Вэнгарду» в нем отводилась почет­ная роль флагманского корабля. В торже­ствах принял участие и советский крей­сер «Свердлов» — это был единственный эпизод, когда последнему британскому линкору довелось стоять в одном строю с боевым кораблем главного оппонента в «холодной войне».

В сентябре — октябре «Вэнгард» уча­ствовал в натовских учениях «Маринер», в ходе которых действовал совместно с американским линкором «Айова». Любо­пытно, что это был последний в истории случай взаимодействия линейных кораб­лей флотов Великобритании и США.

В марте 1954 года очередным — шес­тым по счету — командиром «Вэнгарда» стал кэптен сэр Р.Дж.Тэрвитт. Под его началом линкор в составе Флота метро­полии ушел в традиционный весенний поход в Гибралтар. По возвращении в Англию он прибыл в Плимут, где 14 мая в последний раз выполнял роль британской королевской яхты. На борт «Вэнгарда» поднялись крестная мать корабля — юная королева Елизавета II и принц Филип, только что вернувшиеся из кругосветно­го круиза. Офицеры линкора не без иро­нии отмечали, что изучение тонкостей эти­кета и светских манер для них стало куда более важной задачей, чем освоение бо­евой техники.

Весна и лето 1954 года были богаты на торжественные приемы и банкеты — этот период можно назвать самой без­мятежной порой в карьере последнего линкора флота Ее Величества. В июне «Вэнгард» нанес визит во французский порт Брест, а 11 июля — в шведский Хель­сингборг. В последнем случае после тра­диционного салюта наций на корабль при­был король Швеции Густав VI, имевший, между прочим, почетное звание адмира­ла Ройял Нэйви.

Между тем, дни активной службы «Вэнгарда» уже были сочтены. Британская им­перия находилась в состоянии глубокого кризиса, и содержать флот, соответству­ющий званию «владычицы морей», правительство уже не могло. Морально устаре­вшие корабли в массовом количестве на­чали выводить в резерв или отправлять на переплавку. Не миновал этой участи и «Вэнгард», хотя крупнейший линкор фло­та находился в строю всего семь лет.

13 сентября 1954 года с мачты «Вэнгарда» был спущен флаг командующего Флотом метрополии. Корабль перешел в Девонпорт, где встал на длительное и весьма дорогостоящее переоборудова­ние. По завершении работ, 5 марта 1956 года, «Вэнгард» был выведен в резерв.

В октябре линкор на буксире перевели из Девонпорта в Портсмут, где базиро­вался огромный Резервный флот, не без оснований именуемый мертвым флотом. 28 ноября 1956 года на «Вэнгарде» поднял флаг вице-адмирал Р.Дж.Онслоу — флаг-офицер командующего флотом, но это вряд ли можно считать утешением: корабль медленно умирал. Сначала с него сняли многоствольные, затем и одно­ствольные «бофорсы», а также часть ра­диолокационного оборудования. Выйти в море своим ходом «Вэнгарду» уже не до­велось. Простояв три года в полном без­действии, он 1 ноября 1959 года передал звание флагмана крейсеру «Шеффилд», а вскоре был продан на слом шотланд­ской фирме BISCOBritish Iron & Steel Corporation») за 500 тыс. фн. ст.

4 августа 1960 года «Вэнгард» отпра­вился в свой последний путь. Буксиры «Энтик» и «Кэпэбл» вывели его из гавани Портсмута и на следующий день доста­вили в Гэрлох. Через три дня линкор при­швартовали к стенке разделочной верфи в городе Фаслейн. К концу года от кораб­ля осталась лишь груда металлолома.

Линкор «Вэнгард» был 12-м кораблем Ройял Нэйви, носящим это название, пе­реводящееся как «Авангард». В настоя­щее время в Британском флоте несет службу его преемник и «однофамилец»— атомная субмарина «Вэнгард». Она была спущена на воду 4 марта 1992 года и ста­ла первой английской подводной лодкой, оснащенной баллистическими ракетами системы «Трайдент».