Переход на Дальний Восток

 

Отправке на Дальний Восток первых по­строенных по программе 1898 года мино­носцев предшествовал скандал, разрази­вшийся в стенах Морского министерства. Осмотрев прибывшие в Кронштадт кораб­ли типа «Кит», комиссия МТК составила длинный перечень дополнительных работ, которые необходимо было осуществить пе­ред дальним походом. Когда документ лег на стол управляющего министерством ад­мирала П.П.Тыртова, тот пришел в ярость. Не вдаваясь в подробности, он распорядил­ся никаких дополнительных работ не про­водить и одновременно обвинил МТК в том, что комитет «утверждал первоначальную спецификацию, а теперь, когда нужно ми­ноносцы уже высылать на службу, находит нужным переменять ее». В результате при­шлось ограничиться лишь заменой шлюпок, кроме того, на «Касатку» и «Скат» устано­вили по дополнительному компрессору.

В сентябре 1900 года в Кронштадт при­был «лэйрдовский» «Сом». Представитель ГУКиС генерал-майор Д.Ф.Мертваго отме­чал, что этот корабль «несравненно более готов к дальнейшему плаванию», чем мино­носцы немецкой постройки. «На «Соме», — писал он, — не было никаких недоделок, тог­да как на «германцах» нужно было употре­бить тысячи, чтобы двинуть их в океан»...

После проведенных по ускоренной про­грамме испытаний вооружения, команди­ры всех пяти миноносцев получили приказ следовать на Тихий океан. 12 октября сня­лись с якоря «Касатка» и «Скат», через семь дней — «Кит», «Дельфин» и «Сом». Для пер­вой группы поход начался неудачно: на «Скате» в одном из котлов деформировал­ся коллектор; кроме того, наблюдались по­ломки в машинах. Уже в Шербуре (Фран­ция) вторая группа кораблей догнала, а за­тем и обогнала первую.

Миноносцы «шихаусской» постройки следовали Кильским каналом, а «Сом» с «особым поручением» зашел в Копенгаген и нагнал свой отряд в Куксхафене. Ожидая его, командиры «Кита» и «Дельфина» ис­пользовали время стоянки в германских портах для проведения так и не выполнен­ных в Кронштадте работ. В частности, ко­тельные отделения оборудовали душами, по словам командира «Кита» капитана 2 ранга Кевнарнского, «весьма необходимы­ми для сбережения здоровья кочегаров».

В Северном море «Кит», «Дельфин» и «Сом» попали в 8-балльный шторм. В це­лом они перенесли его сравнительно легко. Командиры миноносцев немецкой по­стройки сообщали в рапортах, что их ко­рабли обладают хорошими мореходными качествами, но «боятся встречной волны», сильно зарываясь в нее носом. «Сом», по словам его командира капитана 2 ранга А.К.Гирса, «брал воду по очереди обоими бортами, но быстро выпрямлялся». Размахи бортовой качки этого корабля доходили до 25°, сходные люки пришлось сразу же задраить. Машинные люки некоторое вре­мя держали открытыми, но после того, как сорвало с петель крышку одного из них, их также пришлось задраить; открытой дер­жали только входную горловину, поставив здесь дежурного, который закрывал ее «в момент вкатывания волн». Затем вода ста­ла заливать внутренние помещения через вытяжные вентиляторы, которые тоже за­драили. На подходе к Шербуру с полубака снесло три из четырех вентиляторных труб, а также погнуло поручни мостика.

Непогода продолжала преследовать рус­ские корабли и дальше. При выходе в Бис­кайский залив из-за «неправильного волне­ния» начались перебои во вращении греб­ных винтов, поэтому «Кит», «Дельфин» и «Сом» повернули назад и укрылись в Брес­те, где в течение недели ожидали окончания шторма. Лишь 25 ноября они вышли в море и, зайдя по пути в Ферроль, Лиссабон, Ал­жир и Палермо, прибыли в греческий порт Пирей, где встретили новый 1901 год.

Стоянка в гостеприимной Греции про­должалась почти месяц. Все миноносцы по очереди прошли докование в военно-морской базе в Саламине, где были перекра­шены их подводные части (патентованны­ми покрытиями «Венеция» и «Моравия»). Затем на всех кораблях перебрали маши­ны, выщелочили котлы, завершили начатый еще в Кронштадте монтаж котельных «огнегасителей». По завершении работ мино­носцы выкрасили в принятый для загранич­ного плавания белый цвет (дымовые трубы остались желтыми с черной каймой). Пе­ред уходом из Пирея русские корабли по­сетила королева Эллинов Ольга, урожден­ная великая княжна Ольга Константиновна, внучка Николая I.

Дальнейший путь миноносцев пролегал по маршруту Порт-Саид — Аден — Колом­бо — Сайгон — Шанхай — Порт-Артур. Наи­более сложным был переход через Индийский океан. Корабли вынуждены были брать на борт запас угля, значительно пре­вышающий расчетный, и тут выяснилось, что места для дополнительной бункеров­ки на «Соме», несмотря на его самые боль­шие размеры, нет. Большую часть из сверхнормативных 40 т угля погрузили прямо на верхнюю палубу, а еще по 20 т взяли для него «Кит» и «Дельфин». Две утомительные угольные погрузки при­шлось провести без захода в порт — одну у о.Сокотра, а вторую — прямо в откры­том океане. На переходе в Шанхай «Сом» коснулся отмели и, потеряв две лопасти правого гребного винта, оставшийся путь шел на одной левой машине. Тем не ме­нее, он вместе с «Китом» и «Дельфином» первым достиг пункта назначения. В 2.30 ночи 23 апреля 1901 года отряд из трех миноносцев прибыл на Порт-Артурский рейд и, обменявшись сигналами с дежур­ным крейсером «Россия», стал на якорь. Через две недели, 6 мая, сюда пришли «Скат» и «Касатка».

Дорога на Дальний Восток для минонос­цев французской постройки оказалась бо­лее долгой и насыщенной «приключения­ми». Как мы уже знаем, из первой тройки принятых кораблей на Балтику пришла толь­ко одна «Форель». Осмотрев истребитель, комиссия МТК наметила целый ряд работ, но из-за спешки с отправкой корабля на Тихий океан от большинства из них при­шлось отказаться — в том числе даже от установки главного компаса. На «Форель» успели поставить лишь опреснитель Круга для выработки котельной воды и еще два таких же погрузили для последующей установки на систершипах в Гавре.

«Форель» под командованием капитана 2 ранга Сухомлина покинула Кронштадт 30 октября 1901 года. И первый же непродол­жительный переход в Гавр едва не стал для нее последним! Осенняя Балтика встретила миноносец 9-балльным штормом. Носовая платформа покрылась ледяной коркой, размахи бортовой качки превышали 40°. С тру­дом кораблю удалось укрыться за островом Гогланд, и тут случилось новое ЧП: само­возгорание пакли. Пожар быстро потушили, но через три дня, когда шторм несколько утих и миноносец вышел в море, из-за оп­лошности машинной команды, не закры­вшей приемный клинкет циркуляционной помпы, трюм правой машины начал запол­няться водой... Пришлось спешно вернуть­ся к Гогланду. Только 9 ноября «Форель» добралась до Киля, причем на рейде один из германских миноносцев «обрезал» нос русскому кораблю, вынудив его дать зад­ний ход; при этом был потерян лаг. Но и здесь неприятности не закончились. На пе­реходе в Куксхафен по вине лоцмана «Фо­рель» коснулась мели и сильно помяла руль. Для ремонта пришлось идти в Гамбург, где при постановке в док корпус миноносца по­лучил серьезные повреждения... Наспех ис­правив основные дефекты, «Форель» 7 де­кабря достигла, наконец, Гавра и сразу же направилась на верфь Нормана, где ей пред­стоял более основательный ремонт.

Восстановление искалеченного корабля заняло полтора месяца. Одновременно на нем и на «Стерляди» по настоянию МТК усилили корпус за счет дополнительных накладок из 6-мм стали. Лишь 20 января 1902 года все три миноносца под командо­ванием капитана 2 ранга В.К.Ержиковича (командир «Стерляди») покинули Гавр и взяли курс на Пирей для соединения с от­рядом контр-адмирала А.Х.Кригера и под­готовки к дальнейшему переходу на Тихий океан. Однако выполнить поставленную задачу не удалось: из-за постоянных поло­мок на «Форели» миноносцы надолго зас­тряли в Палермо — так, что их догнали построенные почти на год позже «Кефаль» и «Лосось».

Приказом №43 по Морскому ведомству от 9 марта 1902 года все истребители рус­ского флота были переименованы: «Кит» стал «Бдительным», «Дельфин» — «Бес­страшным», «Касатка» — «Бесшумным», «Скат» — «Беспощадным», «Сом» — «Бое­вым», «Форель» — «Внимательным», «Стер­лядь» — «Выносливым», «Осетр» — «Внуши­тельным», «Кефаль» — «Властным» и «Ло­сось» — «Грозовым». Так в нашем флоте родилась традиция (сохранившаяся, кста­ти, по сей день) давать эскадренным ми­ноносцам в качестве названий «боевые» имена прилагательные. А освободившиеся наименования рыб и морских животных начали присваивать представителям ново­го класса кораблей — подводным лодкам.

«Властный» и «Грозовой» покинули Крон­штадт 24 сентября 1902 года и взяли курс на Пирей, куда прибыли в ноябре. Затем они перешли в Палермо и присоединились к ми­ноносцам отряда В.К.Ержиковича, стоявшим здесь с марта из-за затянувшегося ремонта на «Внимательном» («Форели»). Теперь все пять истребителей французской постройки собрались вместе. После завершения ремонт­ных работ миноносцы присоединились к на­ходившемуся на Средиземном море отря­ду контр-адмирала Э.А.Штакельберга (флаг на броненосце «Ретвизан») и в начале фев­раля 1903 года прибыли в Суэц. 22 февраля отряд ушел в Коломбо. В Сайгоне минонос­цы разделились: «Властный» и «Грозовой» направились в Гонконг, а «Внимательный» и «Внушительный» остались поджидать отста­вший «Выносливый». Первые два прибыли в Порт-Артур 5 мая, чуть позже пришли и ос­тальные. Таким образом, к лету 1903 года все построенные на иностранных верфях по программе «для нужд Дальнего Востока» миноносцы достигли будущего театра воен­ных действий. Для сравнения отметим, что из десяти заказанных по той же программе 350-тонных миноносцев Невского завода до начала войны с Японией в Порт-Артур успе­ли прийти лишь два, да и те оказались прак­тически небоеспособными.