Сторожевые корабли типа "Ястреб" (проект 29) - 6+8 ед.
Проект СКР “Ястреб” разработан в 1938 — 1939 гг.; к июню 1941 г. были заложены 14 таких кораблей, однако до окончания Великой Отечественной войны вступил в строй лишь один. Последующие 5 единиц достраивались в послевоенные годы по откорректированному проекту 29К. Позже до уровня проекта 29К был модернизирован и головной “Ястреб” (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГАС). Тем не менее, к моменту ввода в строй все СКР уже заметно устарели.
“ЯСТРЕБ”, с 31.8.1956- ЦЛ-4 (зав. № 530). 16.5.1939 заложен на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 2.6.1942, вступил в строй 23.2.1945 и 29.9.1945 включен в состав КБФ. С 25.2.1946 по 4.1.1956 входил в состав 4-го ВМФ. 17.2.1956 выведен из боевого состава и переформирован в учебный СКР, 31.8.1956 разоружен и переклассифицирован в ЦЛ. 12.9.1959 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 25.9.1959 расформирован.
“ОРЕЛ”, с 18.4.1958 - ОС-27, с 4.3.1964 - ПКЗ-17 (зав. №534). 28.5.1939 (по другим данным: 16.5.1939) заложен на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.2.1941, но 22.12.1941 приостановлен строительством и законсервирован, а 12.11.1946 передан ССЗ № 820 в Кенигсберге (Калининград) для достройки, вступил в строй 21.12.1950 и 20.2.1951, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КВМК. С 23.12.1953 находился в подчинении ЦУ ВМФ и использовался в опытовых целях. 18.4.1958 выведен из боевого состава, разоружен, переформирован сначала в ОС и 31.1.1964-в ПКЗ. 18.9.1965 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, позже разделан на металл в Ленинграде.
“КОРШУН”, с 18.4.1958-ОС-28 (зав. № 535). 25.10.1939 заложен на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.5.1941, но 22.12.1941 приостановлен строительством и законсервирован, а 12.11.1946 передан ССЗ № 820 в Кенигсберге (Калининград) для достройки, вступил в строй 21.1.1951 ив качестве ПСКР вошел в состав МПЧ МГБ Литовского ПО. 15.5.1952 принят от КГБ и 25.5.1952 включен в состав 8-го ВМФ. С 1.12.1954 находился в подчинении ЦУ ВМФ и использовался в опытовых целях, 18.4.1958 выведен из боевого состава, разоружен и переформирован в ОС, 31.1.1964 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 4.3.1964 расформирован.
“ЗОРКИЙ”, с 9.1.1941 по 10.10.1945 - “Алмаз”, с 3.11.1956-УТС-9 (зав. № 536). 2.1.1940 зачислен в списки кораблей МПО НКВД Ленинградского ПО и 23.5.1940 заложен по программе судостроения НКВД на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде, спущен на воду 31.10.1940, но 8.8.1942 приостановлен строительством и законсервирован, 10.10.1945 вторично зачислен в списки кораблей МПЧ НКВД, 14.5.1946 передан на ССЗ № 820 и отбуксирован в Кенигсберг (Калининград) для достройки, вступил в строй 30.1.1950 и 21.2.1950 в качестве ПСКР вошел в состав МПЧ МГБ Литовского ПО. Участвовал в охране границы и экономической зоны СССР в юго-вост. части Балтийского моря. 1.6.1952 передан ВМФ и 7.6.1952 в качестве СКР зачислен в состав 8-го ВМФ. С 4.1.1956 входил в состав КБФ. 17.2.1956 выведен из боевого состава и 7.5.1956 отнесен к подклассу опытовых СКР, 18.10.1956 разоружен, переоборудован и переформирован в УТС и поставлен на прикол Балтийске. 4.11.1975 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 15.3.1976 расформирован и позже разделан на металл в Балтийске.
“БДИТЕЛЬНЫЙ”, 9.1.1941 по 10.10.1945 - “Изумруд” (зав. № 537). 2.1.1940 зачислен в списки кораблей МПО НКВД Ленинградского ПО и 23.5.1940 заложен по программе судостроения НКВД на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде, но с началом Великой Отечественной войны приостановлен строительством и законсервирован. 10.10.1945 вторично зачислен в списки кораблей МПЧ НКВД, однако достроен не был и вскоре на стапеле разделан на металл.
“БЕРКУТ” (зав. № 553). Заложен в 1940 г. на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 20.7.1941 приостановлен строительством, законсервирован и позже разделан на стапеле на металл.
“СОКОЛ” (зав. № 554). Заложен в 1940 г. на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 20.7.1941 приостановлен строительством, законсервирован и впоследствии разделан на стапеле на металл.
“ГРИФ” (зав. № 555). Заложен в 1940 г. на стапеле ССЗ № 190 им. А.А.Жданова в Ленинграде и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 20.7.1941 приостановлен строительством, законсервирован и впоследствии разделан на стапеле на металл.
“ТИГР” (зав. № 365). Заложен в 1940 на стапеле ССЗ № 198 им. А.Марти в Николаеве и 6.6.1941 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 15.8.1941 оставлен на стапеле при отходе из города частей Красной Армии, захвачен противником и впоследствии после разделки на металл отправлен в Германию на переплавку.
“ЛЕОПАРД” (зав. № 366). Заложен в 1940 на стапеле ССЗ № 198 им. А.Марти в Николаеве и 6.6.1941 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 15.8.1941 оставлен на стапеле при отходе из города частей Красной Армии, захвачен противником и впоследствии после разделки на металл отправлен в Германию на переплавку.
“РЫСЬ” (зав. № 367). Заложен в 1940 на стапеле ССЗ № 198 им. А.Марти в Николаеве и 6.6.1941 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 15.8.1941 оставлен на стапеле при отходе из города частей Красной Армии, захвачен противником и впоследствии после разделки на металл отправлен в Германию на переплавку.
“ЯГУАР” (зав. № 368). Заложен в 1940 на стапеле ССЗ № 198 им. А.Марти в Николаеве и 6.6.1941 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 15.8.1941 оставлен на стапеле при отходе из города частей Красной Армии, захвачен противником и впоследствии после разделки на металл отправлен в Германию на переплавку.
“АЛЬБАТРОС”, с 24.3.1958 - УТС-82 (зав. № 2). 4.12.1939 заложен в цехе ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду (выведен из дока) 2.6.1944, вступил в строй 29.9.1945 (по другим данным-7.10.1945) и 11.2.1946 включен в состав ТОФ. С 12.2.1947 по 23.4.1953 входил в состав 5-го ВМФ. 17.2.1956 выведен из боевого состава и переформирован в учебный СКР, 11.3.1958 разоружен и превращен в УТС, 28.2.1961 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл, 31.8.1961 расформирован.
“БУРЕВЕСТНИК”, с 7.5.1957 - УТС-48 (зав. № 1). 4.12.1939 заложен в цехе ССЗ № 199 в Комсомольске-на-Амуре и 25.9.1940 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду (выведен из дока) 27.7.1946, вступил встрой 15.7.1947 (по другим данным: 8.8.1947) и 7.11.1947, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав 5-го ВМФ. С 23.4.1953 входил в состав ТОФ, 17.2.1956 выведен из боевого состава и переформирован в учебный СКР, 8.4.1957 разоружен и превращен в УТС, 28.1.1958 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.
Водоизмещение полное 1266,2 т, нормальное 1091 т, стандартное 916,7 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л.с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3 100-мм АУ Б-34, 4 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, принимал 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.
Примечание: кроме указанных, намечались к постройке по данному проекту СКР “КОНДОР” (зав. № 563), “КУГУАР” (зав. № 369), “ПАНТЕРА” (зав. № 370), “ФРЕГАТ” (зав. № 6) и “ОРЛАН” (зав. № 9), заказы на которые с началом Великой Отечественной войны были аннулированы.