Сторожевые проекты кораблей 1159 и 1159Т - 14 ед.

Специальный экспортный вариант СКР, созданный на базе корабля проекта 159А. Головной “Дельфин” в течение 15 лет находился в составе КЧФ и использовался для обучения иностранных экипажей. Всего по проекту 1159 построено 6 СКР; еще 6 — по проекту 1159Т (в тропическом исполнении для Алжира и Кубы) и 2 — по проекту 1159ТР (для Ливии). Последние отличались увеличенным водоизмещением" и наличием четырех ПУ для ПКР П-20М. (В перечне корабли проектов 1159Т и 1159ТР отмечены знаком *).

“ДЕЛЬФИН” (зав. № 201). 25.5.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ и 21.4.1973 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 19.7.1975 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил в строй 31.12.1975 и 12.3.1976 включен в состав КЧФ для подготовки экипажей строящихся на экспорт кораблей. С 19.6.1979 по 7.8.1979 и с 13.6.1988 по 12.3.1990 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний ремонт. 11.2,1991 исключен из состава ВМФ СССР, передан ВМС Болгарии и переименован в “Смели”. 1.6.1991 расформирован.

“НЕРПА” (зав. № 202). 2.10.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.10.1974 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 4.6.1977 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. 25.7.1978 передан ВМС ГДР и переименован в “Йоз1ос1<” (№ 141). 10.7.1978 исключен из состава ВМФ СССР. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.

“КРЕЧЕТ” (зав. № 203). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 19.1.1977 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.7.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 и временно вошел в состав ДКБФ. 10.5.1979 передан ВМС ГДР и переименован в “ВегПп” (№ 142). 31.5.1979 исключен из состава ВМФ СССР и 15.8.1979 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан маслом. С 26.9.1977 по 24.11.1977 СКР командовал В.П.Комое-дов (с 7.7.1998 — командующий ЧФ).

“СОКОЛ” (зав. № 204). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и в январе 1978 г. заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 21.4.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Азовское море, а оттуда на Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1979 и временно вошел в состав КЧФ. 19.2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 10.3.1980 передан ВМС Югославии и переименован в “8рН1” (УЯВ-31). 1.6.1980 расформирован.

СКР-482 (зав. № 250)*. 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.6.1978 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.1.1980 и весной 1980 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1980 и временно ввшел в состав ДКБФ. 11.12.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 20.12.1980 продан ВМС Алжира и переименован в “Моигас1Па15” (№901). 1.8.1981 расформирован.

СКР-28 (зав. № 251)*. 17.7.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.6.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1980 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.9.1981 передан ВМС Кубы и переименован в “Мапе!” (№ 350), 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР и 30.6.1982 расформирован. В 1997 г. сдан на слом.

СКР-35 (зав. № 252)*. 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.6.1980 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.4.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 24.3.1982 передан ВМС Алжира и переименован в “Па1з КеШсп” (№ 902). 29.4.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 30.6.1982 расформирован.

СКР-481 (зав. № 205). 25.12.1979 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.12.1981 и весной 1982 г. переведен по внутренним водным системам в Черное море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1982 и временно вошел в состав КЧФ. 10.2.1982 исключен
из состава ВМФ СССР, 1.12.1982 расформирован и 5.12.1982 передан ВМС Югославии, переименован в “Кораг” (УВВ-32).

СКР-471 (зав. № 253)*. 24.4.1981 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 8.2.1982 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 17.8.1983 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.2.1984 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1984 г. передан ВМС Кубы и переименован в № 356. 1.5.1984 расформирован. В августе 1996 г. продан частной фирме и затоплен у побережья Каймановых о-вов. Используется как объект для посещения любителями дайвинга.

СКР-129 (зав. № 254)*. 7.7.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 11.11.1983 и весной 1984 г. переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.8.1984 и временно вошел в состав ДКБФ. В январе 1985 г. передан ВМС Алжира для использования в качестве ФР и переименован в “Ва1з Когтои” (№ 903). 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР. 1.10.1985 расформирован. В 2000 г. прошел ремонт и модернизацию на КМОЛЗ в Кронштадте.

СКР-149 (зав. № 206). 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1983 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 30.6.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам на Балтийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.6.1985 и временно вошел в состав ДКБФ. 23.11.1985 передан ВМС ГДР и переименован в “НаИе”. 14.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР. 1.5.1986 расформирован. 3.10.1990 перешел под флаг ФРГ, но в строй не вводился и впоследствии продан на слом.

СКР-201 (зав. № 255)*. 22.9.1982 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске и 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1985 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1985 и временно вошел в состав КЧФ. 7.3.1986 исключен из состава ВМФ СССР, 28.6.1986 продан ВМС Ливии и переименован в “А! Нэп!” (Р-212). 1.8.1986 расформирован.

СКР-195 (зав. № 256)*. 10.1.1985 зачислен в списки кораблей ВМФ и 18.4.1985 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 27.4.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1986 и временно вошел в состав КЧФ. 1.4.1987 исключен из состава ВМФ СССР, 24.10.1987 продан ВМС Ливии и переименован в “А! СягйаЫуап” (Р-213). 1.11.1987 расформирован.

СКР-451 (зав. № 257)*. 11.4.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.5.1986 заложен на стапеле ССЗ “Красный металлист” в Зеленодольске, спущен на воду 3.5.1987 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 25.12.1987 и временно вошел в состав КЧФ. 9.2.1988 исключен из состава ВМФ СССР, 10.4.1988 передан ВМС Кубы и переименован в “МопКайа” (№ 353). 1.7.1988 расформирован.

 

Водоизмещение полное 1670 т, нормальное 1593 т, стандартное 1515 т; длина 96,51 м, ширина 12,56 м, осадка 4,06 м. Мощность дизелей 3x6000 л.с,; скорость полного хода 29,67 уз., экономическая 14,98 уз.; дальность плавания 4456 миль. Вооружение: 1 ПУ ЗРК 8Э10 (20 ЗУР), 2x2 76-мм АУАК-726, 2x2 30-мм АУ АК-230, 2x12 РБУ-6000 (120 РГБ-60), 2 бомбосбрасывателя (12 ББ-1), 14 мин заграждения. Экипаж 96 человек.