СВЕРХДРЕДНОУТ
Реакция конкурсантов была молниеносной. Уже в начале мая 1912 года МГШ рассматривал четырехбашенные проекты «финалистов» — Адмиралтейского, Балтийского и Путиловского заводов. Особенное усердие проявил Путиловский завод, лихорадочными темпами сооружавший с помощью «Блом унд Фосс» крупнейшую и оборудованную по последнему слову техники верфь. Его новый проект (вариант 707-XVII в двух подвариантах, с восемью схемами машинно-котельной установки), разработанный трудившимися в Петербурге германскими специалистами, представлял собой мощный и быстроходный сверхдредноут в 32 500 т (лимит нормальной нагрузки по «Измененным заданиям» ГУК) с 12 14"/52 орудиями в четырех линейно-возвышенных башнях в оконечностях и 28 130-мм противоминными пушками в казематах в средней надстройке и под верхней палубой. Проекты Адмиралтейского и Балтийского заводов представляли корабли с традиционной равномерно-линейной компоновкой, где 14" башни чередовались с машинно-котельными отделениями.
12 мая состоялось совещание Техсовета ГУК. Проект путиловцев был отклонен, формально из-за несоответствия существовавшим в русском кораблестроении требованиям по конструкции корпуса и компоновки механизмов. Однако решающей, видимо, оказалась позиция МГШ, жестко отстаивавшего равномерно-линейную схему расположения главной артиллерии, поскольку во всем остальном германско-путиловский проект точно отвечал заданиям, а турбины корабля отделялись от котлов третьей (возвышенной) 14-дюймовой башней (что было шагом в направлении предпочитаемой МГШ компоновки). Адмиралтейскому и Балтийскому заводам была выдана директива на совершенствование их четырехбашенных эскизных проектов, по результатам сравнения которых и должен был определиться исходный вариант для создания детальной рабочей документации.
Итоги этого творческого соревнования были подведены ГУК 6 июля 1912 года. Отмечалось, что каждый из двух заводов представил проект, отдельные технические решения которого оказались в чем-то лучше, чем у конкурента, следствием чего стало постановление об их слиянии. Конструкторы обоих заводов уже вместе продолжили работу, а в ГУК тем временем начали уточнять вопрос об ассигнованиях на новые корабли.
Последний вариант программы, представленный в Думу 5 марта 1912 года, содержал сметные расчеты по четырем броненосным крейсерам, которые основывались на их стоимости, исходя из условия установки девяти 14" орудий. Теперь же, решив на свой страх и риск строить корабли более мощные, и, соответственно, более дорогие, чем это определялось сметой, Морское министерство не могло надеяться на пропорциональную росту их тоннажа дотацию, поскольку программа уже заканчивала свое прохождение в думских комитетах перед итоговым голосованием. Между тем, средства требовались немалые. Стоимость одной трехорудийной установки с орудиями оценивалась в 2,3 млн. руб., а двойного комплекта боезапаса только на одно 14" орудие (200 снарядов, из них 50 бронебойных и 150 фугасных) — почти 850 тыс. руб. В сумме на четыре корабля дополнительно требовалось, с учетом некоторого увеличения длины корпуса и забронированного пространства, 28 млн. руб.
6 июня 1912 года после бурных дискуссий Государственная дума одобрила предложенную Морским министерством программу 288 голосами против 124, выделив на развитие флота 502,7 млн. руб. (в том числе 182 млн. руб. на четыре броненосных крейсера). 23 июня она была утверждена царем и обрела силу закона. Постройке новой серии русских дредноутов был дан зеленый свет.
Требование экономии средств привело к пересмотру ряда составляющих проекта — толщина броневых плит главного пояса была уменьшена с 254 до 237,5 мм, скорость полного хода при форсировании — с 28 до 27,5 узла. Однако в отпущенную сумму уложиться все же не удавалось — недостающее пришлось взять из кредитов, выделенных на четыре легких крейсера типа «Светлана».
12 октября 1912 года Николай II, по представлению морского министра, утвердил названия новых кораблей: им присвоили имена «Измаил», «Бородино», «Наварин» и «Кинбурн» (Интересно, что годом ранее Главный морской штаб, разрабатывая стройную систему наименований для будущих кораблей Императорского флота, отводил, по личному распоряжению царя, для «крейсеров-дредноутов» названия по именам знаменитых русских адмиралов, в то время как названия «Бородино» и «Наварин» первоначально резервировалось для линкоров второй бригады Черного моря).
Закладка «Измайлов» состоялась 6 декабря на стапелях Адмиралтейского и Балтийского заводов, а с начала апреля следующего года на всех четырех стапелях загрохотали клепальные пневмомолотки. Сохранившиеся в архиве отчеты наблюдателей от ГУК, иллюстрированные многочисленными фотографиями, скрупулезно фиксируют ход работ по постройке сверхдредноутов. Темп был задан высокий. К середине апреля были в основном собраны килевые балки, к маю — средняя (плоская) часть днища, в первых числах июня в работе находился набор оконечностей, а к июлю все днище до VII стрингера возвышалось на стапельных кильблоках. К середине августа борта были выведены на высоту нижнего шельфа. Верфи докладывали в ГУК, что к зиме корпуса будут практически закончены. Однако прежде чем это произошло, проект успешно продвигавшихся постройкой «Измайлов» подвергся существенному усовершенствованию.