СВЕРХДРЕДНОУТ

 

Реакция конкурсантов была молние­носной. Уже в начале мая 1912 года МГШ рассматривал четырехбашенные проекты «финалистов» — Адмиралтейского, Бал­тийского и Путиловского заводов. Особен­ное усердие проявил Путиловский завод, лихорадочными темпами сооружавший с помощью «Блом унд Фосс» крупнейшую и оборудованную по последнему слову техники верфь. Его новый проект (вари­ант 707-XVII в двух подвариантах, с восе­мью схемами машинно-котельной уста­новки), разработанный трудившимися в Петербурге германскими специалистами, представлял собой мощный и быстроход­ный сверхдредноут в 32 500 т (лимит нор­мальной нагрузки по «Измененным зада­ниям» ГУК) с 12 14"/52 орудиями в четы­рех линейно-возвышенных башнях в оконечностях и 28 130-мм противоминны­ми пушками в казематах в средней над­стройке и под верхней палубой. Проекты Адмиралтейского и Балтийского заводов представляли корабли с традиционной равномерно-линейной компоновкой, где 14" башни чередовались с машинно-ко­тельными отделениями.

12 мая состоялось совещание Техсовета ГУК. Проект путиловцев был откло­нен, формально из-за несоответствия су­ществовавшим в русском кораблестроении требованиям по конструкции корпуса и компоновки механизмов. Однако реша­ющей, видимо, оказалась позиция МГШ, жестко отстаивавшего равномерно-ли­нейную схему расположения главной ар­тиллерии, поскольку во всем остальном германско-путиловский проект точно от­вечал заданиям, а турбины корабля отделялись от котлов третьей (возвышенной) 14-дюймовой башней (что было шагом в направлении предпочитаемой МГШ ком­поновки). Адмиралтейскому и Балтийско­му заводам была выдана директива на со­вершенствование их четырехбашенных эскизных проектов, по результатам срав­нения которых и должен был определить­ся исходный вариант для создания де­тальной рабочей документации.

Итоги этого творческого соревнования были подведены ГУК 6 июля 1912 года. Отмечалось, что каждый из двух заводов представил проект, отдельные техничес­кие решения которого оказались в чем-то лучше, чем у конкурента, следствием чего стало постановление об их слиянии. Конструкторы обоих заводов уже вместе продолжили работу, а в ГУК тем време­нем начали уточнять вопрос об ассигно­ваниях на новые корабли.

Последний вариант программы, пред­ставленный в Думу 5 марта 1912 года, со­держал сметные расчеты по четырем бро­неносным крейсерам, которые основыва­лись на их стоимости, исходя из условия установки девяти 14" орудий. Теперь же, решив на свой страх и риск строить ко­рабли более мощные, и, соответственно, более дорогие, чем это определялось сметой, Морское министерство не могло надеяться на пропорциональную росту их тоннажа дотацию, поскольку программа уже заканчивала свое прохождение в думских комитетах перед итоговым го­лосованием. Между тем, средства тре­бовались немалые. Стоимость одной трехорудийной установки с орудиями оценивалась в 2,3 млн. руб., а двойного комплекта боезапаса только на одно 14" орудие (200 снарядов, из них 50 броне­бойных и 150 фугасных) — почти 850 тыс. руб. В сумме на четыре корабля допол­нительно требовалось, с учетом некото­рого увеличения длины корпуса и забро­нированного пространства, 28 млн. руб.

6 июня 1912 года после бурных дис­куссий Государственная дума одобрила предложенную Морским министерством программу 288 голосами против 124, вы­делив на развитие флота 502,7 млн. руб. (в том числе 182 млн. руб. на четыре бро­неносных крейсера). 23 июня она была утверждена царем и обрела силу закона. Постройке новой серии русских дредноу­тов был дан зеленый свет.

Требование экономии средств приве­ло к пересмотру ряда составляющих про­екта — толщина броневых плит главного пояса была уменьшена с 254 до 237,5 мм, скорость полного хода при форсирова­нии — с 28 до 27,5 узла. Однако в отпу­щенную сумму уложиться все же не уда­валось — недостающее пришлось взять из кредитов, выделенных на четыре легких крейсера типа «Светлана».

12 октября 1912 года Николай II, по представлению морского министра, утвердил названия новых кораблей: им присвоили имена «Измаил», «Бородино», «Наварин» и «Кинбурн» (Интересно, что годом ранее Главный морской штаб, разрабатывая стройную систему наимено­ваний для будущих кораблей Императорского флота, отводил, по личному распоряжению царя, для «крейсеров-дредноутов» названия по именам знаменитых русских адмиралов, в то время как названия «Бородино» и «Наварин» первоначаль­но резервировалось для линкоров второй брига­ды Черного моря).

Закладка «Измайлов» состоялась 6 де­кабря на стапелях Адмиралтейского и Бал­тийского заводов, а с начала апреля следующего года на всех четырех стапелях загрохотали клепальные пневмомолотки. Сохранившиеся в архиве отчеты наблю­дателей от ГУК, иллюстрированные мно­гочисленными фотографиями, скрупулез­но фиксируют ход работ по постройке сверхдредноутов. Темп был задан высо­кий. К середине апреля были в основном собраны килевые балки, к маю — средняя (плоская) часть днища, в первых числах июня в работе находился набор оконеч­ностей, а к июлю все днище до VII стрин­гера возвышалось на стапельных кильблоках. К середине августа борта были выведены на высоту нижнего шельфа. Верфи докладывали в ГУК, что к зиме кор­пуса будут практически закончены. Одна­ко прежде чем это произошло, проект ус­пешно продвигавшихся постройкой «Из­майлов» подвергся существенному усовершенствованию.