14" ТРЕХОРУДИЙНАЯ УСТАНОВКА
Параллельно с конкурсом общих проектов броненосных крейсеров Морское министерство в октябре 1911 года объявило конкурс на лучший проект трехорудийной 14" установки для них. Все заводы-участники получили эскиз (предварительно разработанный ПМЗ) с указанием предельных размеров башен и брони их подачных труб, а также возвышение осей орудий над палубой. Условиями оговаривались угол вертикального наведения (от —5° до +25°), диапазон углов заряжания (от — 5° до +15°), электрический тип приводов башенных механизмов, и, кроме того, наличие башенного дальномера с 9-метровой базой. Цикл заряжания (без учета времени наводки) не должен был превышать 20 с.
В ГУК поступили проекты от заводов Металлического, Обуховского, Путиловского, «Наваль» и британской компании «Виккерс». Путиловский и «Наваль» представили проекты своих зарубежных партнеров (консультантов) — французской фирмы «Шнейдер» и германской «Крупп». Англичане предложили чисто гидравлическую установку, как это было принято в Королевском флоте (хотя ранее уже исполняли электрические установки для крейсера «Рюрик»), Проект «Наваль»/«Крупп» «производил впечатление составленного наспех» и выделялся крайней простотой («всюду, где было возможно, механизм был заменен человеком»), в то время как представленный Путиловским заводом проект компании «Шнейдер», наоборот, «отличался чрезвычайной сложностью своих устройств». Не удовлетворял техническим условиям ГУК и проект Обуховского завода, в котором неудачно разработанная система подачи боезапаса из погребов в боевое отделение не отвечала требуемой скорости заряжания. В результате победу в конкурсе одержал Петроградский Металлический завод — лидер в разработке и производстве тяжелых орудийных установок для флота.
В целом проект 14" установки ПМЗ основывался на разработанном двумя годами ранее аналогичном проекте 12" трехорудийной установки для «Севастополя», но с одним существенным отличием — теперь все башенные механизмы работали на трехфазном переменном токе вместо постоянного, что упростило их электрическую часть. Всего на одну установку приходилось 18 электродвигателей суммарной мощностью 510 л.с.
Вращающийся стол башни состоял из четырех продольных и шести поперечных балок, скрепленных между собой горизонтальными листами и цилиндрическим барабаном. На продольных балках стола устанавливались кронштейны для приема цапф качающейся части (станки с орудиями и прибойниками). Снизу к столу приклепывалась центральная подачная труба с направляющими для нижних зарядников. Ее верхняя цилиндрическая часть служила перегрузочным отделением. Вся конструкция вращалась на 136 шарах (диаметр 8") и в боковом направлении удерживалась 168 вертикальными катками, вращавшимися на осях между ободами, поддерживаемыми добавочными роликами. Расстояние между осями орудий составляло 2450 мм.
Защита установки была внушительной. Лобовые, бортовые и тыльные броневые плиты имели толщину 300 мм, крыша 125 мм. Противоосколочные щиты орудий у амбразур выполнялись из 50-мм брони, орудия в башне отделялись друг от друга 25-мм продольными броневыми траверзами. Вход в боевое отделение, запроектированный через тыльную броню, прикрывался 300-мм плитой.
Вертикальная и горизонтальная наводка не отличалась от принятой для 12" трехорудийных установок и могла производиться как от электропривода, так и вручную. Непрерывное изменение скорости вращения от наименьшей до наибольшей, согласно требованиям ГУК, достигалось как для вертикального, так и для горизонтального наведения регулятором скорости системы У.Дженни. Дальномерный пост по проекту ПМЗ располагался в задней части боевого отделения и снабжался перископическим горизонтально-базисным стереодальномером «Цейсе» с 6-метровой базой. Оснащение башни 9-метровым дальномером, как этого первоначально требовал ГУК, завод не счел правильным, поскольку «в зависимости от местных условий» его пришлось бы обязательно расположить над станками орудий, как на германском линкоре «Байерн», что вносило в итоговую компоновку много сложностей.
Каждая установка имела по два снарядных погреба и по три погреба для полузарядов (два главных и один запасной), пеналы хранились в сотовых стеллажах. Снарядные погреба располагались над зарядными. На каждое орудие по штату полагалось по 80 выстрелов, причем 3/4 комплекта снарядов были фугасными (характерный пример планируемого боевого использования «Измайлов» в первую очередь на дальних — свыше 80 кбт — дистанциях). Приспособления подачи боезапаса из погребов состояли из тележек, которыми снаряды и полузаряды с помощью двухсторонней круговой вращающейся платформы передавались в подачную трубу башни. Подача боезапаса по стволу трубы в боевое отделение осуществлялась с перегрузкой: сначала нижними тросовыми зарядниками — в перегрузочное отделение, затем верхними — непосредственно к орудиям. В установках «Измаила» было применено одно оригинальное новшество. Оно заключалось в том, что на нижнем, почти вдвое более протяженном участке, для каждого орудия предусматривались по две пары зарядников: одна пара подавала снаряды, а другая — полузаряды; таким образом, подача одних была совершенно независима от других. Эти зарядники проектировались уравновешенными и обслуживались общими лебедками, и когда один из них располагался в перегрузочном отделении, другой занимал свое нижнее положение у питателей (их на круговых платформах в погребах имелся двойной комплект). Интересно, что при встрече нижних зарядников друг с другом посередине подачной трубы, они, чтобы не задеть друг друга, с помощью специального приспособления занимали на мгновение вертикальное положение.
Общий вес вращающейся части 14" установки «Измаила» с тремя орудиями, броней и полным снабжением (маслом, жидкостью в гидроцилиндрах и проч.) составлял 1390 т (у трехорудийных 12"/52 установок «Севастополя» и почти аналогичных им башен «Императрицы Марии» — соответственно 780 и 872 т). Большим достижением являлось то, что размеры башни остались практически такими же, как и у предшествующей 12" установки—даже принимая во внимание, что в новом проекте значительная часть забронированного пространства боевого отделения отводилась под башенный командно-дальномерный пост.
Уведомления о заказе 14" установок для всех четырех кораблей были выданы ГУК 31 мая 1913 года следующим заводам: Металлическому («Измаил»)— по 1970 тыс. руб. за каждую установку, Обуховскому («Бородино»), Адмиралтейскому («Наварин») и «Наваль» («Кинбурн»). Срок предъявления установок для испытаний на кораблях был установлен 1 июня 1916 года для первых двух и 1 сентября для вторых.
С началом войны темп работ над башенными установками для «Измайлов» резко упал. Наиболее важные детали и заготовки были заказаны за границей, в основном на предприятиях стран-участниц Тройственного союза: стальные отливки и поковки для станков орудий, подъемные сектора с шестернями для механизмов вертикальной наводки и погоны «хромоникелевой стали высокого качества» — в Австрии (австро-венгерскому заводу «Шкода» для ПМЗ) и Германии (фирме «Крупп» для АСЗ), электромагнитные муфты (австрийскому заводу «Вулкан» в Вене), а также 8" шары для вращения башен (германскому заводу «Фриз унд Гепфлингер»), которых на всю серию требовалось 2176 шт. (по 544 на каждый), не считая запасных. В Россию успела попасть только часть заказов. Кроме того, после объявления войны основные усилия кораблестроителей были сосредоточены на скорейшем вводе в строй четверки «севастополей», ради чего ГУК дало распоряжение заводам снимать мастеровых с любых других объектов.
Уже в 1915 году постройка «Измайлов» была отнесена ко второй очереди, поскольку, как говорилось в «Отчете по Морскому министерству», «механизмы и артиллерия их не могут быть изготовлены настолько быстро, чтобы можно было рассчитывать на участие их в настоящей войне». По башням из всех четырех заводов лишь ПМЗ имел неплохой задел: первая 14" установка к началу войны была уже почти полностью, со станками, собрана в цехе на яме; завершилось изготовление столов и подачных труб остальных трех установок. Задержка свелась, главным образом, к нескольким орудийным станкам, части опорных шаров, их погонов и электромагнитных муфт. Все это уже в ходе войны пришлось перезаказывать отечественным заводам — Обуховскому (шары и погоны), Ижорскому (40-тонные поковки станков) и петроградскому обществу «Сименс-Шуккерт» (муфты).