14" ТРЕХОРУДИЙНАЯ УСТАНОВКА

 

Параллельно с конкурсом общих про­ектов броненосных крейсеров Морское министерство в октябре 1911 года объя­вило конкурс на лучший проект трехорудийной 14" установки для них. Все за­воды-участники получили эскиз (пред­варительно разработанный ПМЗ) с указанием предельных размеров башен и брони их подачных труб, а также воз­вышение осей орудий над палубой. Ус­ловиями оговаривались угол вертикаль­ного наведения (от —5° до +25°), диа­пазон углов заряжания (от — 5° до +15°), электрический тип приводов башенных механизмов, и, кроме того, наличие ба­шенного дальномера с 9-метровой ба­зой. Цикл заряжания (без учета време­ни наводки) не должен был превышать 20 с.

В ГУК поступили проекты от заводов Металлического, Обуховского, Путиловского, «Наваль» и британской компании «Виккерс». Путиловский и «Наваль» представили проекты своих зарубежных партнеров (консультантов) — француз­ской фирмы «Шнейдер» и германской «Крупп». Англичане предложили чисто гидравлическую установку, как это было принято в Королевском флоте (хотя ра­нее уже исполняли электрические уста­новки для крейсера «Рюрик»), Проект «Наваль»/«Крупп» «производил впечатле­ние составленного наспех» и выделялся крайней простотой («всюду, где было воз­можно, механизм был заменен челове­ком»), в то время как представленный Путиловским заводом проект компании «Шнейдер», наоборот, «отличался чрез­вычайной сложностью своих устройств». Не удовлетворял техническим условиям ГУК и проект Обуховского завода, в кото­ром неудачно разработанная система по­дачи боезапаса из погребов в боевое от­деление не отвечала требуемой скорости заряжания. В результате победу в конкур­се одержал Петроградский Металличес­кий завод — лидер в разработке и произ­водстве тяжелых орудийных установок для флота.

В целом проект 14" установки ПМЗ ос­новывался на разработанном двумя года­ми ранее аналогичном проекте 12" трехорудийной установки для «Севастополя», но с одним существенным отличием — те­перь все башенные механизмы работали на трехфазном переменном токе вместо постоянного, что упростило их электри­ческую часть. Всего на одну установку приходилось 18 электродвигателей сум­марной мощностью 510 л.с.

Вращающийся стол башни состоял из четырех продольных и шести поперечных балок, скрепленных между собой горизонтальными листами и цилиндрическим ба­рабаном. На продольных балках стола устанавливались кронштейны для приема цапф качающейся части (станки с оруди­ями и прибойниками). Снизу к столу при­клепывалась центральная подачная тру­ба с направляющими для нижних зарядников. Ее верхняя цилиндрическая часть служила перегрузочным отделением. Вся конструкция вращалась на 136 шарах (ди­аметр 8") и в боковом направлении удер­живалась 168 вертикальными катками, вращавшимися на осях между ободами, поддерживаемыми добавочными ролика­ми. Расстояние между осями орудий составляло 2450 мм.

Защита установки была внушитель­ной. Лобовые, бортовые и тыльные бро­невые плиты имели толщину 300 мм, крыша 125 мм. Противоосколочные щиты орудий у амбразур выполнялись из 50-мм брони, орудия в башне отделялись друг от друга 25-мм продольными броневыми траверзами. Вход в боевое отделение, запроектированный через тыльную бро­ню, прикрывался 300-мм плитой.

Вертикальная и горизонтальная навод­ка не отличалась от принятой для 12" трехорудийных установок и могла производиться как от электропривода, так и вруч­ную. Непрерывное изменение скорости вращения от наименьшей до наибольшей, согласно требованиям ГУК, достигалось как для вертикального, так и для горизон­тального наведения регулятором скорос­ти системы У.Дженни. Дальномерный пост по проекту ПМЗ располагался в задней части боевого отделения и снабжался пе­рископическим горизонтально-базисным стереодальномером «Цейсе» с 6-метро­вой базой. Оснащение башни 9-метровым дальномером, как этого первоначально требовал ГУК, завод не счел правильным, поскольку «в зависимости от местных ус­ловий» его пришлось бы обязательно рас­положить над станками орудий, как на гер­манском линкоре «Байерн», что вносило в итоговую компоновку много сложностей.

Каждая установка имела по два снаряд­ных погреба и по три погреба для полуза­рядов (два главных и один запасной), пеналы хранились в сотовых стеллажах. Сна­рядные погреба располагались над заряд­ными. На каждое орудие по штату полагалось по 80 выстрелов, причем 3/4 ком­плекта снарядов были фугасными (характерный пример планируемого бое­вого использования «Измайлов» в первую очередь на дальних — свыше 80 кбт — дис­танциях). Приспособления подачи бое­запаса из погребов состояли из тележек, которыми снаряды и полузаряды с помо­щью двухсторонней круговой вращающей­ся платформы передавались в подачную трубу башни. Подача боезапаса по ство­лу трубы в боевое отделение осуществ­лялась с перегрузкой: сначала нижними тросовыми зарядниками — в перегрузоч­ное отделение, затем верхними — непос­редственно к орудиям. В установках «Из­маила» было применено одно оригиналь­ное новшество. Оно заключалось в том, что на нижнем, почти вдвое более протя­женном участке, для каждого орудия пре­дусматривались по две пары зарядников: одна пара подавала снаряды, а другая — полузаряды; таким образом, подача од­них была совершенно независима от дру­гих. Эти зарядники проектировались урав­новешенными и обслуживались общими лебедками, и когда один из них распола­гался в перегрузочном отделении, другой занимал свое нижнее положение у пита­телей (их на круговых платформах в по­гребах имелся двойной комплект). Инте­ресно, что при встрече нижних зарядни­ков друг с другом посередине подачной трубы, они, чтобы не задеть друг друга, с помощью специального приспособления занимали на мгновение вертикальное по­ложение.

Общий вес вращающейся части 14" установки «Измаила» с тремя орудиями, броней и полным снабжением (маслом, жидкостью в гидроцилиндрах и проч.) со­ставлял 1390 т (у трехорудийных 12"/52 установок «Севастополя» и почти аналогичных им башен «Императрицы Ма­рии» — соответственно 780 и 872 т). Боль­шим достижением являлось то, что размеры башни остались практически такими же, как и у предшествующей 12" установ­ки—даже принимая во внимание, что в новом проекте значительная часть забро­нированного пространства боевого отде­ления отводилась под башенный командно-дальномерный пост.

Уведомления о заказе 14" установок для всех четырех кораблей были выданы ГУК 31 мая 1913 года следующим заво­дам: Металлическому («Измаил»)— по 1970 тыс. руб. за каждую установку, Обуховскому («Бородино»), Адмиралтейско­му («Наварин») и «Наваль» («Кинбурн»). Срок предъявления установок для испы­таний на кораблях был установлен 1 июня 1916 года для первых двух и 1 сентября для вторых.

С началом войны темп работ над ба­шенными установками для «Измайлов» резко упал. Наиболее важные детали и заготовки были заказаны за границей, в ос­новном на предприятиях стран-участниц Тройственного союза: стальные отливки и поковки для станков орудий, подъем­ные сектора с шестернями для механиз­мов вертикальной наводки и погоны «хромоникелевой стали высокого качества» — в Австрии (австро-венгерскому заводу «Шкода» для ПМЗ) и Германии (фирме «Крупп» для АСЗ), электромагнитные муфты (австрийскому заводу «Вулкан» в Вене), а также 8" шары для вращения ба­шен (германскому заводу «Фриз унд Гепфлингер»), которых на всю серию требо­валось 2176 шт. (по 544 на каждый), не считая запасных. В Россию успела попасть только часть заказов. Кроме того, после объявления войны основные усилия кораблестроителей были сосредоточены на скорейшем вводе в строй четверки «севастополей», ради чего ГУК дало распоряжение заводам снимать мастеровых с любых других объектов.

Уже в 1915 году постройка «Измайлов» была отнесена ко второй очереди, по­скольку, как говорилось в «Отчете по Морскому министерству», «механизмы и ар­тиллерия их не могут быть изготовлены настолько быстро, чтобы можно было рассчитывать на участие их в настоящей вой­не». По башням из всех четырех заводов лишь ПМЗ имел неплохой задел: первая 14" установка к началу войны была уже почти полностью, со станками, собрана в цехе на яме; завершилось изготовление столов и подачных труб остальных трех установок. Задержка свелась, главным образом, к нескольким орудийным стан­кам, части опорных шаров, их погонов и электромагнитных муфт. Все это уже в ходе войны пришлось перезаказывать отечественным заводам — Обуховскому (шары и погоны), Ижорскому (40-тонные поковки станков) и петроградскому обществу «Сименс-Шуккерт» (муфты).