КОРПУС И СИСТЕМА БРОНИРОВАНИЯ

 

Достижению тяжелым кораблем высо­ких параметров скорости всецело подчи­нялся и характер его обводов. Корпус «Измаила» в оконечностях имел значитель­ное заострение, что должно было обеспечивать как оптимальное рассече­ние потока (S-образные ватерлинии в носу), так и его плавный сбег с кормы с наименьшим завихрением (отлогие ватер­линии в корме).

Учитывая повышенные требования к скоростным характеристикам корабля, было решено проводить гидродинами­ческие испытания его модели вместе с гребными винтами с целью определения их оптимальных размеров и расположе­ния. Ответственный разработчик обводов начальник Опытового бассейна Морско­го министерства И.Г.Бубнов докладывал в ГУК 13 марта 1913 года: «Вопрос этот осложняется еще влиянием обводов суд­на на правильность работы его винтов, иначе говоря — возможностью значитель­ной потери этой работы вследствие по­ложения винта в обтекающих корпус струях». Как методика, так и оборудова­ние для проведения подобных комплек­сных испытаний в бассейне ГУК пока от­сутствовали, поэтому модель проходила испытания на базе опытового бассейна в Бремерхафене. Они были успешно проведены под руководством командированных для этого в Германию инже­неров Балтийского завода В.И.Юркевича и Я.М.Хлытчева.

Основные размерения корпуса со­ставляли: длина по ватерлинии 222,4 м (наибольшая 223,9 м), ширина (с бро­ней) 30,5 м, осадка в нормальном грузу (32 500 т) 8,81 м. Коэффициент полноты корпуса — 0,54, отношение длины к ши­рине (L/B) — 7,38. Высота надводного борта в носу — 8,89 м, в корме — 6,49 м, на миделе — 6,24 м.

Конструкция корпуса «Измаила» осно­вывалась на уже опробованной в проек­тах 12" дредноутов продольной («рус­ской») системе набора, в основе которой лежал принцип обеспечения прочности и устойчивости корпуса за счет его продоль­ных связей. Главными из них являлись ки­левая балка с днищевыми и бортовыми стрингерами, по девять с каждого борта (нижние ветви расчетного корпуса-балки) и палубные стрингеры с их стальной на­стилкой (верхние ветви). Килевая балка, стрингеры, наружная и внутренняя обшив­ка, а также переборки до нижней палубы выполнялись из стали повышенного сопро­тивления, остальные элементы набора — из судостроительной стали «обыкновенных механических качеств». Килевая балка коробчатого сечения имела размеры 2100x1400 мм и выполнялась из листов толщиной 19 мм (в оконечностях 15 мм). В носу и корме (до 35-го и за 154-м шп.) коробчатая килевая балка переходила в плоскую — высотой 1250 мм в носу и 2100 мм в корме. Днищевые стрингеры (с I по VI) перекрывались поверх обшивки пазовыми планками шириной 1200 мм (в оконечностях 800 мм) и толщиной 15 мм.

Обшивка днища выполнялась из стали по­вышенного сопротивления — наружная толщиной 18 мм, внутренняя— 11 мм (в оконечностях соответственно 14 и 10 мм). Высота двойного дна — 1275 мм; тройно­го, начинавшегося с 34-го шп., — 2150 мм (настилка — из обычной судостроительной стали). Трюмная переборка толщиной 5 мм в плоскости шпангоутов через каждые 1200 мм подкреплялась наборными дву­тавровыми стойками высотой 520 мм и простиралась от нижней палубы до двой­ного дна, упираясь в VI стрингер. Набор верхней палубы — 23 клепаные двутавро­вые балки высотой 200 мм, а также четы­ре подобные прокатные балки высотой 400 мм, по которым шла 37,5-мм настилка бронепалубной стали. Средняя палуба — два слоя (20 + 40 мм) бронепалубной на­стилки по бимсам — прокатным швелле­рам высотой 300 мм; нижняя — 9-мм на­стилка по бимсам также швеллерного сечения высотой 180 мм. Пологий (30°) скос нижней палубы состоял из двух сло­ев (25 + 50 мм) бронепалубной стали по бимсам — прокатным 180-мм швеллерам, отстоящим друг от друга на две шпации (2400 мм). Толщина наружного борта со­ставляла 14 мм (в оконечностях 13 мм).

Корпус разделяли 25 главных попереч­ных водонепроницаемых переборок, про­ходивших по всей его высоте от днища до верхней палубы. Переборки изготав­ливались из стали повышенного сопро­тивления и подкреплялись составными стойками. Для скрепления элементов на­бора и обшивки использовали заклепки диаметром 12 — 32 мм с круглыми голов­ками, общий вес которых для всего корпу­са достигал внушительной цифры в 187 т. Полубак и средняя часть верхней палубы покрывались, как и на 12" линкорах, лиственничным «паркетом» из бруса 60x60 мм, на юте устраивалась более тра­диционная настилка также из лиственнич­ных досок (150x60 мм), внутренние палу­бы покрывались линолеумом.

Система распределения бронирования «Измаила» — практически такая же, как на «Императрице Марии». В целом она осуществлялась по уже примененной на предшествующих дредноутах «коробчатой системе», созданной на основе вывода МГШ о том, что противостоять современ­ному 14"—15" бронебойному снаряду броня не может, и система бронирования в первую очередь должна отвечать зада­че «недопущения внутрь снаряда в целом виде». То есть пробитие броневой плиты в бою считалось допустимым, но объем повреждений от попавших внутрь кораб­ля осколков должен быть предельно ограничен. Отсюда следовал вывод о не­обходимости своего рода «расслоения» тяжелой вертикальной брони на внешнюю и внутреннюю, дополняемое развитой системой всевозможных внутренних тол­стых переборок, траверзов и т.п. Большую роль здесь играла геометрия броневых прикрытий. Конфигурация отсека локали­зации эффекта пробившего поясную бро­ню снаряда в проекте «Измаила» была рассчитана таким образом, что при углах падения, больших 18° и соответствующих дистанции 77 — 78 кбт для германского и британского 15" орудий (при попадании по нормали), на его пути оказывался толстый пологий скос (50 + 25 мм, 30°), являвший­ся достаточно эффективной защитой. Кор­пус бронировался от носа до кормы. Толщина плит цитадели (высота 5250 мм, ширина по шпации 2400 мм) между 35 — 161-м шп. составляла 237,5 мм, в носу и корме— 125 мм. Поясные плиты в око­нечностях также имели лиственничную подкладку, но толщина ее уменьшалась до 50 мм. Выше средней палубы надвод­ный борт прикрывался легкой «противофугасной» броней в 100 мм, которая од­новременно прикрывала вспомогатель­ную 130-мм артиллерию. В носу (до 28-го шп.) толщина верхнего пояса уменьшалась до 75 мм, в корме за цита­делью (после 157-го шп.) он не преду­сматривался. Четыре 130-мм орудия под полубаком также прикрывались 100-мм броней. Внутреннее бронирование со­стояло из траверзов переменной толщи­ны и системы противоосколочных и отражательных переборок; бронировались также дымоходы.