Начал работать крупный центр спортивных товаров в Москве. Огромный выбор товаров

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ АВИАНОСЕЦ

 

В ночь на 19 октября 1920 года «Из­маил» отбуксировали в Кронштадт. 28 ноября его установили на кильблоках в Алексеевском доке, и док осушили. Там огромный корабль простоял всю зиму. Во время восстания гарнизона и рабочих 1 — 17 марта 1921 года он все еще находился в доке и получил несколько снарядов с обстреливавших Кронштадт красных батарей. Осколками снаряда, разорвавшегося от удара о гранитную облицовку дока, была повреждена об­шивка правого борта ниже шельфа по­ясной брони между 149-м и 152-м шп. около выхода правого бортового греб­ного вала. Несколько «сквозных пробоин разных размеров и форм с вдавлен­ными внутрь корпуса кромками» было получено также по правому борту у от­сека холодильников на высоте кингсто­на затопления.

3 сентября 1921 года «Измаил» был выведен из дока. Всю первую половину 20-х годов он простоял у внешнего мола в Военной гавани Кронштадта. Силами порта за кораблем осуществлялся мини­мальный присмотр, в то время как в вы­соких кабинетах Москвы и Петрограда ре­шалась его судьба.

В марте 1925 года был подготовлен проект «Пятилетнего плана усиления РККФ» — компромиссный документ, в значительной мере учитывающий финансо­вые и промышленные возможности СССР. В соответствии с этим документом пла­нировалось переоборудование бывшего крейсера-линкора в авианосец (или, как тогда говорили, в «авиаматку»). Директи­ва Научно-технического комитета ВМС РККА определяла следующий круг основ­ных задач будущего авианосца: корабль предназначался для действий на Балтике и обеспечения действий флота при раз­витии операции по уничтожению баз про­тивника, а также для участия в эскадрен­ном бою в открытом море с задачей ов­ладения воздухом и для атак судов противника. В качестве вспомогательных функций ему отводилось «несение посто­янного воздушного дозора» и «выполне­ние воздушных разведок при выполнении флотом задач блокады». На корабле долж­на была базироваться авиагруппа в «не менее, чем 50 самолетов»: 12 «торпедобомбовозов», 27 истребителей, 6 развед­чиков и 5 «артиллерийских отметчиков» (корректировщиков). Запас торпед и бомб к ним принимался «по нормам береговой гидроавиации». Артиллерия авианосца рассчитывалась для защиты от легких крейсеров противника и от минных (торпедных) воздушных атак и состояла из восьми 7,2", восьми 100— 127-мм «противоаэроминных» (то есть универсальных) орудий и двух «аэрогнезд» — скорострель­ных многоствольных 40-мм противоштурмовых автоматов. Торпедное вооружение не предусматривалось. Защита прорабатывалась в двух вариантах: с заменой су­ществующей бортовой брони на 75-мм пояс по ватерлинии либо «оставление имеемой брони». Интересно, что в зада­нии присутствовала бронированная полет­ная палуба толщиной 50 — 64 мм «для защиты расположенного под ней ангара от воздушных атак». Сама полетная палуба была сплошной во всю длину и ширину корабля; в ее носовой части находились две катапульты. Рубки, мостики и дымовые трубы располагались по одному бор­ту. Ангар для самолетов занимал прост­ранство между верхней и полетной па­лубой, причем высота его определялась из условия возможности «перемещения аппаратов поверх хранящихся в ангаре». Интересно выглядело решение о переобо­рудовании бывших погребов 14" боезапа­са в отсеки хранения запасных самоле­тов в разобранном виде. Скорость кораб­ля с прежней двигательной установкой и с учетом разгрузки его от тяжелой 14" артиллерии повышалась до 30 узлов. Дли­на и ширина определялись уже существу­ющими размерениями корпуса, осадка предполагалась 7,6 — 7,9 м. Дальность плавания полным ходом — 1000 миль, эко­номическим — 3000 миль.

Рассмотрение этих вполне перспектив­ных характеристик в Техупре ВМС РККА (преемник дореволюционного ГУК) сразу выявило ряд проблем. Для будущего авиа­носца не существовало пока ни самоле­тов, ни артиллерии (представитель ЛМЗ А.Г.Дукельский оценивал работы по под­готовке образцов орудий и их установок в 1,5 года). Замену бортового брониро­вания признали «технически затрудни­тельной» и проектная проработка этого варианта не проводилась.

14 июня 1925 года в Техупре состоя­лось совещание, посвященное срокам программы военного судостроения. В от­ношении переделки «Измаила» в авианосец отмечалось, что, по заявлению члена правления Судотреста В.П.Костенко, Бал­тийский завод мог бы принять корабль к своей достроечной стенке «для вскрытия и переборки механизмов» уже к 1 октяб­ря. Активные перестроечные работы на нем планировались с февраля 1926 года со сроком предъявления корабля к сдаче к 1 августа 1928-го. Их общая стоимость оценивалась в 14 334 тыс.руб. (в том чис­ле 10 600 тыс.руб. — судостроительные работы и 3734 тыс.руб. — вооружение). 6 июля 1925 года СТО и Совнарком утвер­дили план переоборудования «Измаила». НТК УВМС развернул эскизное проекти­рование, но в середине марта 1926 года оно было приостановлено. В связи с не­достатком средств на флоте (в руководстве страны победила точка зрения о приори­тетном выделении ассигнований на нуж­ды армии) от этого проекта отказались, и корабль передали Фондовой комиссии для сдачи на слом.

Однако просто так разрезать почти го­товый корпус огромного линкора с турби­нами, котлами, смонтированной полностью горизонтальной и на 2/3 вертикальной бро­ней было бы неразумно. Поэтому в начале 1930 года НТК УВМС разработал целую программу опытов по исследованию как новых боевых средств, так и элементов броневой и конструктивной защиты кораб­ля. Планировалось выяснить бронепробиваемость снарядов при стрельбе с различ­ных дистанций и курсовых углов, а также определение замедления разного типа взрывателей при поражении жизненно важных частей корабля. Остехбюро жела­ло провести стрельбу торпедой (заряд боевой части в 120, 250 и 500 кг тротила) с неконтактным взрывателем для выясне­ния действия взрыва под днищем корабля и, помимо этого, испытать новую авиатор­педу. ВВС собирались организовать серию опытных бомбометаний по «Измаилу» для расчета вероятности попадания в морскую цель, проверки качества бомбоприцелов, пробивной способности авиабомб и их раз­рушительного действия при разрыве внут­ри корабля. Намечались также испытания мин и торпед при подрыве их непосредственно у подводного борта и при посте­пенном удалении от него. Вся эта обшир­ная программа увязла в многочисленных согласованиях между РККФ, ВВС и дру­гими ведомствами. Вопрос затянулся до осени 1930 года, после чего решился сам собой — за отсутствием средств на опы­ты с «Измаилом» корабль окончательно шел на слом.

Разборка началась в следующем году трестом «Металлолом». К апрелю 1932 года от корабля осталась только подвод­ная часть корпуса до уровня нижнего шельфа. Интересно, что даже в этот мо­мент НТК еще пытался организовать ка­кие-то опыты с подрывом зарядами тет­рила его остававшегося на плаву остова.

Так закончилась история «Измайлов» — самых больших и мощных кораблей Рос­сийского Императорского флота за всю его более чем 200-летнюю историю. Прав­да, отдельным элементам их вооружения, бронирования и энергетической установ­ки была уготована гораздо более долгая и славная судьба.