Устройство и конструкция корпуса

 

Требование умеренной скорости хода будущего дредноута (20 уз.) в ог­раниченном театре Адриатического моря позволило при выборе основных характеристик корпуса ограничиться сравнительно небольшим отношением длины к ширине (L/B = 5,56), при этом коэффициент полноты составлял 0,584, что позволяло придать корпусу линко­ра хорошие пропульсивные качества. Согласно рабочему проекту, полная длина кораблей составляла 152,18 м (по ватерлинии 151,0 м, между перпенди­кулярами 143,0 м), ширина 27,34 м, осадка в нормальном грузу 8,23 м, вы­сота борта 14,28 м.

Корабли имели три непрерывные па­лубы (верхнюю, среднюю и нижнюю) с увеличенной толщиной настилки, прав­да, на разных участках, что служило за­щитой корпуса от навесных попаданий снарядов (подробнее об этом см. в разделе о броневой защите). Корпус наби­рался на основе 216 шпангоутов; инте­ресно, что нумерация их была двойной — в нос (110 шп.) и корму (106 шп.) от ми­дель-шпангоута, как принято и во фран­цузском флоте. Величина шпации была двух видов — в средней части корпуса 1,22 м (4 фута), в оконечностях (за 80-м шп. в носу и 84-м шп. в корме) 915 мм (3 фута). Система набора корпуса — про­дольно-поперечная. Корабли имели по шесть стрингеров с каждого борта, при­чем последний из них, приходившийся на скулу, служил основанием продольной трюмной переборки из двух 25-мм слоев стали повышенного сопротивления. Как предполагалось, эта переборка станет основной преградой на пути распростра­нения подводного взрыва у борта. Про­дольные конструктивные связи набора корпуса (стрингера) и поперечные водо­непроницаемые флоры шпангоутов вы­полнялись из 9-мм стали.

Изобретенное Поппером еще для «радецких» и точно воспроизведенное на дредноутах так называемое «брони­рованное днище» представляло собой двойное дно высотой 1220 мм с особо толстым внутренним дном из двух сло­ев 25-мм стальных листов (25+25 мм). Эта «минная броня» простиралась от 80-го носового до 84-го кормового шпангоутов. Идея борьбы с подводным взрывом с помощью броневых преград, а не гасящих энергию замкнутых объе­мов оказалась порочной в своей ос­нове. Полномасштабные натурные ис­пытания опытных отсеков на действие подводного взрыва, предпринятые союзным германским флотом, выявили, что минимальное расстояние между внутренним бортом и броневой про­дольной переборкой должно состав­лять не менее 2 м, а саму эту перебор­ку следует наклонять внутрь, чтобы обеспечить газам от взрыва необходи­мый объем для их дальнейшего расши­рения до безопасной величины. Дру­гими словами, вся система конструк­тивной подводной защиты сводилась на нет, если силой взрыва переборка оказывалась пробита. Однако недо­оценка техническими специалистами австрийского флота опыта своих не­мецких коллег впоследствии сыграла свою роковую роль.

Корабли имели стальные литые фор- и ахтерштевни, причем форштевень от­личался ярко выраженной таранной фор­мой — явный анахронизм для дредноута с его мощной батареей тяжелых орудий. Линия киля имела длинный и высокий подъем к основанию тарана, начиная уже от носовой башни — решение, заметно снизившее впоследствии маневренные качества линкора. Хотя коэффициент ми­дель-шпангоута составлял 0,96, что делало валкость кораблей маловероят­ной, в качестве дополнительной меры для успокоения качки их все же обору­довали двумя скуловыми килями дли­ной по 100 и высотой по 0,96 м, прохо­дившими от 38-го шп. в носу до 44-го в корме.

Поскольку высота надводного борта в нормальном грузу составляла только 6,05 м, а при принятии кораблем пол­ного запаса угля и расходных матери­алов (порядка 1500 т) его осадка уве­личивалась на 0,4 м, высота борта пе­ред выходом дредноутов в поход теоретически не превышала 5,65 м. На практике же дело обстояло еще хуже — в ходе службы выяснилось, что в пол­ном грузу у них образовывался диффе­рент на НОС около 0,25 м. Это приво­дило к зарыванию кораблей во встреч­ную волну, и при движении приходилось снижать скорость хода, держать плот­но задраенными все палубные люки и горловины вплоть до боевой рубки, а использовать носовую 305-мм башню и палубные 66-мм орудия в этих усло­виях не представлялось возможным.