Броневая и противоминная защита

 

Система броневой защиты австрийс­ких дредноутов почти полностью повто­ряла бронирование «Радецкого», с не­которым увеличением толщины отдель­ных ее элементов. Главный 280-мм броневой пояс по ватерлинии прости­рался между осями концевых башен и прикрывал 55% длины корабля. Поверх него до уровня средней палубы шел верхний 180-мм пояс. В оконечностях бортовое бронирование утончалось — 280-мм пояс переходил в 150-мм, затем в 130-мм, наконец (уже до самого фор­штевня)—в 110-мм. Верхний 180-мм пояс продолжался в нос единой 110-мм толщиной. В корму за 4-й башней глав­ный пояс имел толщину 150 мм и шел до 102-го шпангоута (кормового), где от борта до борта корпус перегораживал­ся поперечным траверзом толщиной 130 мм. Верхний пояс в корме отсутство­вал. Внутреннее вертикальное брониро­вание корпуса дополнялось поперечны­ми и наклонными траверзами, завершав­шими формирование замкнутого контура вертикального бронирования цитадели линкора. 280-мм пояс замыкался в носу и корме траверзами толщиной 160-мм, 180-мм пояс — траверзами толщиной 120 мм в носу и 180 мм в корме. Бата­рея 150-мм орудий на средней палубе защищалась 180-мм плитами (и с бор­тов, и с траверзных направлений) и при­крывалась сверху палубой из двух тол­щин стали повышенного сопротивления по 15 мм. Средняя палуба бронирова­лась от форштевня до батареи и затем в корму от нее до четвертой башни на­стилкой такой же толщины (15+15 мм), а нижняя — только в пределах броневой цитадели, где состояла из двух сталь­ных листов (18+18 мм) в плоской части и двух листов (18+30 мм) на скосах. Нижняя палуба имела защитную двух­слойную настилку из стали повышенно­го сопротивления только за пределами цитадели в оконечностях— 18+25 мм в носу и 18+30 мм в корме. Башенные установки в целом защищались весь­ма надежно: барбеты и борта башен — 280-мм плитами, лоб башен — 200-мм, крыши наклонными - 150-мм и плоски­ми — 60 мм. Боевые рубки прикрывали с боков 250 — 280-мм плиты, в то вре­мя как их плоские крыши имели за­щиту из двух стальных листов —все­го 60 мм (30+30 мм), а кормовая руб­ка даже из двух по 25 мм. Бортовые командно-дальномерные посты вспо­могательной артиллерии бронирова­лись 180-мм плитами с боков и сверху прикрывались 40-мм крышей. Наблю­дательные колпаки боевых рубок и бор­товых постов выполнялись из литой крупповской стали в 30 мм.

К плюсам бронирования можно отне­сти практически полностью защищенный надводный борт, достаточную высоту бортового пояса в носу, хотя значитель­ная толщина (110 мм) верхнего пояса здесь вряд ли была оправдана. Ее мож­но было бы сократить по крайней мере до 80 мм без каких-либо потерь и сэко­номить тем самым не менее 30 т веса на значительном плече от поперечной оси инерции судна, существенно снизив таким образом дифферентующий мо­мент на нос. Недоумение также вызы­вает уменьшенная толщина лобовых плит башен по сравнению с бортовыми (200 против 280 мм), хотя разумнее было бы сделать наоборот, и, как уже гово­рилось, неоправданно тонкая плоская часть крыши — всего 60 мм, хотя ее пло­щадь составляла более 70 м2. Большим недостатком можно считать и отсутствие какой-либо противоосколочной защиты дымоходов, что при разрыве снаряда в районе дымовых труб могло вызвать па­дение тяги и снижение скорости хода (и без того невысокой), а также задым­ление расположенных рядом боевых пос­тов. Броневые колосники в двух уров­нях (верхней и средней палуб) могли раз­ве что предотвратить попадание крупных осколков непосредственно в котлы. Но в целом же броневая защита австрийских дредноутов может быть признана доста­точной и вполне рациональной.

Весьма своеобразная конструкция за­щиты корпуса от подводных взрывов, разработчиком которой являлся автор проекта В.З.Поппер, имела свою преды­сторию. В 1906 году, когда он создавал проект додредноута «Радецкий», в ав­стро-венгерском флоте были предпри­няты две серии экспериментальных под­рывов подводных зарядов у борта опытового корабля — старого броненосца «Кайзер Макс». На основании результа­тов этих испытаний, в значительной мере условных (поскольку они проводи­лись с отсеками, изготовленными в мас­штабе 1:10 к будущему натурному образ­цу), Поппер разработал конструкцию подводной защиты, названную им «про­тивоминной броней» (Minenpanzer). Фак­тически это было обычное двойное дно глубиной 1,5 м с усиленной внутренней обшивкой (два слоя по 25 мм). Все три «радецких», как и четыре последовав­ших за ними дредноута, оснащались этой бесполезной конструкцией. В тот же период в Германии была проведена серия испытаний полномасштабного опытного отсека линкора. Наиболее важ­ным результатом этих экспериментов стал вывод о том, что для эффективно­го парирования угрозы затопления жиз­ненно важных частей корабля защищаю­щая их противоминная переборка долж­на располагаться на расстоянии как ми­нимум 4— 4,5 м от наружного борта, а глубина двойного дна составлять не ме­нее 2 м. Если эти значения оказывались меньшими, противоторпедные перебор­ки или второе дно в любом случае по­вреждались. Для лучшей устойчивости переборки при восприятии ею удара от взрыва она не должна была быть верти­кальной или параллельной наружному борту, а иметь определенный наклон внутрь. Во время визита Кудельки к Тирпицу весной 1909 года германский ми­нистр особо отмечал необходимость по­добного конструктивного решения как весьма важного для обеспечения живу­чести корабля и в конце беседы даже якобы воскликнул: «И помните о двойном дне!» Однако, как следует из итоговой конструкции «Вирибуса Унитиса», совет старого специалиста-минера не был уч­тен и никаких изменений в проект авст­рийского дредноута не внесли.