Служба

 

Служба дредноутов не изобиловала сколько-нибудь интересными эпизодами. Весной 1914 года «Вирибус Унитис» и «Тегетгоф» в сопровождении додредноута «Зриньи» совершили первый и един­ственный дальний поход в Восточное Сре­диземноморье, посетив порты Смирна, Адалия, Мерсина, Александретта, Бейрут, Александрия, Валона и Дураццо, а в пе­риод с 22 по 28 мая — Мальту. «Вирибусу Унитису» как флагманскому кораблю фло­та пришлось выполнить роль «почетного катафалка», доставив тела убитой в Сараеве 28 июня 1914 года супружеской четы наследников престола в Триест.

С началом войны три дредноута све­ли в 1-ю дивизию линкоров. 7 августа она вместе со 2-й дивизией (три единицы типа «Радецкий») вышла на юг для при­крытия возможного прорыва германских кораблей «Гебен» и «Бреслау» в Полу. Однако на широте мыса Планка было получено сообщение, что кайзеровскому отряду уже удалось проскочить восточ­нее Матапана в направлении на Констан­тинополь, поэтому австрийские линкоры легли на обратный курс.

Следующий большой выход в море последовал только через девять с половиной месяцев. 24 мая 1915 года, всего через несколько часов (!) после выступления Италии на стороне Антан­ты 1-я дивизия в сопровождении значи­тельных сил флота выдвинулась к вос­точному побережью Апеннин и обстре­ляла с близкой дистанции (35 кбт) береговые батареи, склады, радиостан­цию и железнодорожные сооружения у Анконы, не получив от противника ни единого попадания. Тем самым было за­держано итальянское наступление на Фриуль и линию Изонца, и война на суше приобрела невыгодный для Рима пози­ционный характер. Этот рейд остался единственным триумфом австрийских дредноутов, напрочь лишившим италь­янский морской штаб флота каких-либо крупных инициатив на море вплоть до самого конца войны. Но и австрийское командование не считало возможным предпринимать активные действия сво­ими линкорами против более чем вдвое мощного соединения дредноутов Фран­ции и Италии, так что все четыре «вирибуса» (в ноябре 1915 года в состав 1-й дивизии линкоров вошел «Сент Иштван») месяцами отстаивались на якорях в военной гавани Полы, только эпизо­дически покидая свои бочки для прове­дения плановых учебных стрельб и так­тических эволюции.

8 февраля 1917 года на борту флаг­манского «Вирибуса Унитиса» скончал­ся командующий флотом гросс-адмирал Антон Гауе. 11 декабря кайзер германс­кого рейха Вильгельм II, посетив Полу для награждения экипажей базировав­шихся там немецких подводных лодок, побывал с инспекцией на борту «Вири­буса Унитиса», где монарха союзной державы встречал новый австрийский командующий — контр-адмирал Миклош Хорти, будущий диктатор Венгрии.

Некоторое разнообразие в рутину бо­евых будней дредноутов вносила в тот период стрельба по воздушным целям. После перехода кампании на Адриатике в позиционную фазу союзники, отказав­шись от операций крупными надводны­ми силами, активизировали действия своей авиации. Вахтенные журналы лин­коров 1-й дивизии дают представление об интенсивности воздушных атак на Полу, в отражении которых зенитной артиллерии дредноутов приходилось постоянно принимать участие. Так, в 1916 году флот и береговые сооруже­ния подвергались нападению с воздуха 35 раз, в 1917-м — 42 раза. Несмотря на то, что в этих налетах принимало учас­тие порой до десятка дирижаблей и 150 самолетов, ущерб, нанесенный ими, был невелик: тихоходные и слабосильные летательные аппараты вынужденно дер­жались на больших высотах, но и в этих условиях австрийским морским зенитчи­кам нередко сопутствовал успех. Инте­ресно, что на многих фотографиях, за­печатлевших «боевую работу» зенитных расчетов дредноутов, артиллеристы эки­пированы в стальные каски-«адриановки», огромные запасы которых достались австрийской армии в виде трофеев вме­сте с прочим многочисленным снаряже­нием после наступления у Флиш-Тольмена. Начиная с 1917 года при отраже­нии атак с воздуха помимо каски пола­галось надевать противогаз — опасались применения вражескими самолетами га­зовых авиабомб.

Однако более или менее регулярное отражение атак с воздуха мало соответ­ствовало реализации могучими дредно­утами их raison d'etre («принципиально­го смысла существования») — решитель­ному артиллерийскому бою с равноценным противником. Так, австрийский ис­торик Э.Зихе, сопоставив по вахтенным журналам «Сент Иштвана» количество проведенного им в плаваниях времени со временем пассивного ожидания на боч­ке, пришел к следующим выводам: вся служба корабля с ввода в строй 17 ноября 1915-го и до гибели 10 июня 1918 года продолжалась всего 937 дней; из них он отсутствовал в главной базе 54 дня, то есть провел в море лишь 5,6% времени, в то время как остальные 94,4% оставался на своей стоянке в Поле. Из этих 54 суток линкор лишь единственный раз совер­шил настоящий двухсуточный морской поход к острову Паго. Остальные его пе­ремещения — из Полы на стрельбы в ка­нал Фазана и обратно — укладывались в три четверти часа. Эта нехитрая статис­тика, практически такая же для трех ос­тальных линкоров 1-й дивизии, приво­дит к заключению, что экипажи австро-венгерских дредноутов вряд ли можно было считать достаточно подготовлен­ными для участия в настоящем морском сражении.