Комиссия по расследованию

 

Как это принято в подобных случаях во всех флотах мира, для расследова­ния обстоятельств и причин катастрофы была образована авторитетная комис­сия, которую возглавил контр-адмирал Чиколи — начальник военно-морской базы в Поле. К ее работе также были привлечены контр-адмирал Фирмиан и коммандер Лауффер, командующий 2-й дивизией линкоров (три корабля типа «Радецкий»). Подлинный отчет комис­сии, равно как и текст содержащихся в деле показаний, был утрачен. Однако Риццо в своих мемуарах приводит пол­ный перевод всех материалов, включая точные номера томов дознания, присво­енные им австрийской комиссией. Это можно расценивать как свидетельство того, что вся переписка по делу после войны досталась итальянцам.

Тщательное изучение многочислен­ной проектно-конструкторской докумен­тации, представленных верфями-строи­телями справок, результаты опросов сотен свидетелей вскоре позволили со­ставить довольно точную картину гибе­ли корабля. Так, выяснилось, что вслед­ствие крупных недостатков в части кон­структивного разделения корпуса на во­донепроницаемые отсеки и отсутствия у «Сент Иштвана» необходимого запаса остойчивости (о чем говорилось в актах приемных испытаний), торпедное попа­дание, приведшее к затоплению обоих котельных отделений, должно было стать для корабля смертельным, что и под­тверждалось чертежами расчетов непо­топляемости. Низкое же качество клеп­ки, не будучи основной причиной гибе­ли корабля, несомненно, усугубило его бедственное положение. Вывод в итоге гласил: дредноут просто не мог пере­жить двойного торпедного попадания в район котельных отделений.

Что же касается причины встречи ав­стрийских тяжелых кораблей с итальян­скими катерами, то комиссия склонялась к факту утечки информации, то есть пре­дательству — версия, до сих пор весьма популярная среди части австрийских морских историков. Не отметая это предположение напрочь, заметим все же, что множество фактов неопровержи­мо свидетельствует о противном, и все происшедшее следует рассматривать как цепь невероятного «охотничьего ве­зения» для Риццо и фатальной неудачи для австрийцев. Как точно выразился компетентный австрийский историк Э.Зихе о цепи роковых совпадений, при­ведших к гибели «Сент Иштвана», «лю­бой учебник по истории войн свидетель­ствует скорее о том, что судьба сраже­ний всегда решалась в большей степе­ни удачным или неблагоприятным сте­чением обстоятельств, нежели тщатель­ным их планированием».