«Вирибус Унитис» — последняя жертва войны

 

Шокировавшая флот гибель «Сент Иштвана» привела к тому, что австрий­ские линкоры больше не покидали сво­их бочек в Поле. Но предприимчивые итальянцы уже разрабатывали планы атаки австрийских кораблей прямо во внутренней гавани. Еще в середине ап­реля 1918 года два торпедных катера, оборудованные по бортам гусеницами на манер сухопутных танков, пытались ата­ковать вход в Полу (гусеницы предназ­начались для преодолевания входных бонов, состоявших из десяти рядов де­ревянных бревен). Атака закончилась неудачей, оба катера пошли на дно, но итальянское командование сделало за­явление о потоплении не больше не меньше, как самого флагманского «Вирибуса Унитиса». Ровно через месяц ата­ку повторил еще один торпедный катер-танк. Ему удалось переползти через все четыре ряда бонов, но в итоге он тоже был потоплен. После этого австрийцы оснастили все бревна входных бонов ог­ромными стальными шипами, что дела­ло невозможным их форсирование ка­терами-танками.

Итальянцы немедленно взялись за разработку новых средств, чтобы оче­редной раз попытаться атаковать авст­рийские дредноуты в их базе. Инженер-майор флота Р.Розетти спроектировал самодвижущееся устройство с нулевой плавучестью по типу морской торпеды. Оно должно было доставлять в погру­женном состоянии двух минеров и за­ряды для подрыва кораблей. Экстренно изготовленная «мино-торпеда» получи­ла созвучное и символичное название — «Миньятта» S-1 (mignatta — «пиявка»). Привести устройство в действие вызвал­ся сам изобретатель, в помощники себе он выбрал морского врача — лейтенан­та Р.Паолюччи.

31 октября 1918 года на кораблях в Поле в последний раз был спущен крас­но-бело-красный военно-морской флаг с золотым императорским гербом и ко­роной. Австро-венгерский флот по при­казанию кайзера Карла I передавался Югославскому национальному совету. Адмирал Хорти произнес в адрес ново­го флота краткую напутственную речь и, взяв сложенный флаг, в сопровождении офицеров своего штаба навсегда поки­нул палубу «Вирибуса Унитиса». В ко­мандование югославским флотом всту­пил «линиеншифскапитан» (капитан 1 ранга) Янко Вуткович Подкапельский, хорват по национальности.

В тот же день, пока в Поле происхо­дили все эти события, Розетти и Паолюччи вышли в боевой поход. Вечером 31 октября итальянский миноносец 65PN доставил «Миньятту» и ее экипаж в за­данный район, после чего аппарат с си­дящими на ней верхом минерами, обла­ченными в каучуковые гидрокостюмы, был отбуксирован катером с бесшумным электроприводом на расстояние 1000 м до входных бонов. Условия для опера­ции были почти идеальными — безлун­ная и дождливая ночь. За три часа, с 22.00 до 3.00, итальянцы преодолели четыре ряда бонов, причем сами они перелезали поверх преграды, а аппарат проталкивали под водой. Царившая на рейде и кораблях эйфория по поводу скорого окончания войны была как нельзя кстати — часовых на бонах не выставляли, сторожевых катеров с про­жекторами и пулеметами поблизости не было. В результате смелым итальянцам удалось пройти вдоль всего ряда авст­рийских линкоров — трех «радецких» и трех «вирибусов» — в самый угол рейда, где на бочке замерла громада ярко ос­вещенного флагманского дредноута. В 4.50 1 ноября Розетти покинул «Минь­ятту» и, добравшись вплавь до линкора, прикрепил одну из доставленных мин на 6-метровом тросе к его правому борту, так что 90-кг заряд тротила приходился почти точно напротив погреба 150-мм боезапаса. Но без шума не обошлось. Часовой на борту заметил неладное, прозвучала тревога, и сторожевой катер, примчавшийся к месту происшествия, обнаружил итальянцев и доставил их на борт заминированного дредноута. Там диверсантов, поначалу отрекомендовав­шихся потерпевшими аварию летчиками с гидросамолета-разведчика (и это в ка­учуковых гидрокостюмах!), встретили с распростертыми объятиями — моряки линкора уже вовсю отмечали наступле­ние долгожданного мира. Однако по мере приближения времени срабатыва­ния часового механизма нервы у италь­янцев сдали, и им ничего не оставалось, как предупредить гостеприимных хозя­ев, что линкор вот-вот взлетит на воз­дух. Немедленно была отдана команда оставить корабль, а в 6.00 утра прогре­мел взрыв. Дредноут сразу стал стре­мительно крениться на правый борт — служба на нем фактически не неслась, водонепроницаемые двери не были задраены и никто даже не попытался бо­роться за его живучесть. Через 14 ми­нут бывший флагман флота перевернул­ся и пошел на дно — почти минута в ми­нуту с гибелью своего собрата «Сент Иштвана» пять месяцев назад. Я.В.Подкопельский («адмирал флота на один день») отказался покинуть свой корабль и погиб вместе с ним. Судьбу корабля разделили и почти 400 матросов «Вири­буса Унитиса» — некоторых, уже спасавшихся вплавь, засосала огромная ворон­ка на месте гибели дредноута, а многие просто не успели выбраться из низов, поскольку весть о том, что линкор обре­чен, не могла быстро достигнуть всех его закоулков. Зато Розетти и Паолюччи спаслись и были доставлены на линкор «Габсбург» в качестве военнопленных.

Остается добавить, что покинутую «Миньятту» со второй миной снесло те­чением на торговый пароход «Вена» (7376 брт), бывший до этого плавбазой германских подводных лодок, который в результате второго взрыва также быст­ро пошел ко дну.

Вопрос о том, знал ли экипаж «пиявки», что он собирается взорвать факти­чески не линкор противника, а корабль совсем другого флота, остается откры­тым и по сей день. Как только Хорти со штабом покинул «Вирибус Унитис», ра­диостанция Полы открытым текстом пе­редала в эфир сообщение о переходе флота в руки Югославского совета. Если даже в этот момент миноносец 65PN с «Миньяттой» находился уже в пути, он вполне мог быть отозван до прояснения обстановки. В общем, изменение поли­тической ситуации в Австро-Венгрии сильно смазывает впечатление об от­важном рейде итальянцев.

По некоторым данным, «Вирибус Уни­тис» за несколько часов до гибели успел сменить название, хотя в современной историографии нет единой точки зрения и на этот вопрос, поскольку какие-либо документы на сей счет отсутствуют. Рене Грегер, ссылаясь на воспоминания чеш­ских участников революционного коми­тета флота, образованного в Поле в кон­це октября 1918 года, упоминает о том, что матросы-хорваты (их было на флоте свыше 30%) высказывались за отмену «монархического» названия линкора и переименование его во «Франкопан» — в честь знаменитого борца за независи­мость Хорватии. Сразу после гибели дредноута радиостанция Полы передала союзникам сообщение об этом, назвав ушедший на дно корабль «Франкопаном». В «Истории итальянского флота в миро­вой войне», однако, отмечается, что это название было указано по ошибке в свя­зи с гибелью на минах в этот же самый день каботажного парохода «Франкопан» (входившего в состав флота как канонер­ская лодка №2). Но это не соответствует действительности, поскольку пароход «Франкопан» проплавал в югославском торговом флоте вплоть до 1941 года.