«Вирибус Унитис» — последняя жертва войны
Шокировавшая флот гибель «Сент Иштвана» привела к тому, что австрийские линкоры больше не покидали своих бочек в Поле. Но предприимчивые итальянцы уже разрабатывали планы атаки австрийских кораблей прямо во внутренней гавани. Еще в середине апреля 1918 года два торпедных катера, оборудованные по бортам гусеницами на манер сухопутных танков, пытались атаковать вход в Полу (гусеницы предназначались для преодолевания входных бонов, состоявших из десяти рядов деревянных бревен). Атака закончилась неудачей, оба катера пошли на дно, но итальянское командование сделало заявление о потоплении не больше не меньше, как самого флагманского «Вирибуса Унитиса». Ровно через месяц атаку повторил еще один торпедный катер-танк. Ему удалось переползти через все четыре ряда бонов, но в итоге он тоже был потоплен. После этого австрийцы оснастили все бревна входных бонов огромными стальными шипами, что делало невозможным их форсирование катерами-танками.
Итальянцы немедленно взялись за разработку новых средств, чтобы очередной раз попытаться атаковать австрийские дредноуты в их базе. Инженер-майор флота Р.Розетти спроектировал самодвижущееся устройство с нулевой плавучестью по типу морской торпеды. Оно должно было доставлять в погруженном состоянии двух минеров и заряды для подрыва кораблей. Экстренно изготовленная «мино-торпеда» получила созвучное и символичное название — «Миньятта» S-1 (mignatta — «пиявка»). Привести устройство в действие вызвался сам изобретатель, в помощники себе он выбрал морского врача — лейтенанта Р.Паолюччи.
31 октября 1918 года на кораблях в Поле в последний раз был спущен красно-бело-красный военно-морской флаг с золотым императорским гербом и короной. Австро-венгерский флот по приказанию кайзера Карла I передавался Югославскому национальному совету. Адмирал Хорти произнес в адрес нового флота краткую напутственную речь и, взяв сложенный флаг, в сопровождении офицеров своего штаба навсегда покинул палубу «Вирибуса Унитиса». В командование югославским флотом вступил «линиеншифскапитан» (капитан 1 ранга) Янко Вуткович Подкапельский, хорват по национальности.
В тот же день, пока в Поле происходили все эти события, Розетти и Паолюччи вышли в боевой поход. Вечером 31 октября итальянский миноносец 65PN доставил «Миньятту» и ее экипаж в заданный район, после чего аппарат с сидящими на ней верхом минерами, облаченными в каучуковые гидрокостюмы, был отбуксирован катером с бесшумным электроприводом на расстояние 1000 м до входных бонов. Условия для операции были почти идеальными — безлунная и дождливая ночь. За три часа, с 22.00 до 3.00, итальянцы преодолели четыре ряда бонов, причем сами они перелезали поверх преграды, а аппарат проталкивали под водой. Царившая на рейде и кораблях эйфория по поводу скорого окончания войны была как нельзя кстати — часовых на бонах не выставляли, сторожевых катеров с прожекторами и пулеметами поблизости не было. В результате смелым итальянцам удалось пройти вдоль всего ряда австрийских линкоров — трех «радецких» и трех «вирибусов» — в самый угол рейда, где на бочке замерла громада ярко освещенного флагманского дредноута. В 4.50 1 ноября Розетти покинул «Миньятту» и, добравшись вплавь до линкора, прикрепил одну из доставленных мин на 6-метровом тросе к его правому борту, так что 90-кг заряд тротила приходился почти точно напротив погреба 150-мм боезапаса. Но без шума не обошлось. Часовой на борту заметил неладное, прозвучала тревога, и сторожевой катер, примчавшийся к месту происшествия, обнаружил итальянцев и доставил их на борт заминированного дредноута. Там диверсантов, поначалу отрекомендовавшихся потерпевшими аварию летчиками с гидросамолета-разведчика (и это в каучуковых гидрокостюмах!), встретили с распростертыми объятиями — моряки линкора уже вовсю отмечали наступление долгожданного мира. Однако по мере приближения времени срабатывания часового механизма нервы у итальянцев сдали, и им ничего не оставалось, как предупредить гостеприимных хозяев, что линкор вот-вот взлетит на воздух. Немедленно была отдана команда оставить корабль, а в 6.00 утра прогремел взрыв. Дредноут сразу стал стремительно крениться на правый борт — служба на нем фактически не неслась, водонепроницаемые двери не были задраены и никто даже не попытался бороться за его живучесть. Через 14 минут бывший флагман флота перевернулся и пошел на дно — почти минута в минуту с гибелью своего собрата «Сент Иштвана» пять месяцев назад. Я.В.Подкопельский («адмирал флота на один день») отказался покинуть свой корабль и погиб вместе с ним. Судьбу корабля разделили и почти 400 матросов «Вирибуса Унитиса» — некоторых, уже спасавшихся вплавь, засосала огромная воронка на месте гибели дредноута, а многие просто не успели выбраться из низов, поскольку весть о том, что линкор обречен, не могла быстро достигнуть всех его закоулков. Зато Розетти и Паолюччи спаслись и были доставлены на линкор «Габсбург» в качестве военнопленных.
Остается добавить, что покинутую «Миньятту» со второй миной снесло течением на торговый пароход «Вена» (7376 брт), бывший до этого плавбазой германских подводных лодок, который в результате второго взрыва также быстро пошел ко дну.
Вопрос о том, знал ли экипаж «пиявки», что он собирается взорвать фактически не линкор противника, а корабль совсем другого флота, остается открытым и по сей день. Как только Хорти со штабом покинул «Вирибус Унитис», радиостанция Полы открытым текстом передала в эфир сообщение о переходе флота в руки Югославского совета. Если даже в этот момент миноносец 65PN с «Миньяттой» находился уже в пути, он вполне мог быть отозван до прояснения обстановки. В общем, изменение политической ситуации в Австро-Венгрии сильно смазывает впечатление об отважном рейде итальянцев.
По некоторым данным, «Вирибус Унитис» за несколько часов до гибели успел сменить название, хотя в современной историографии нет единой точки зрения и на этот вопрос, поскольку какие-либо документы на сей счет отсутствуют. Рене Грегер, ссылаясь на воспоминания чешских участников революционного комитета флота, образованного в Поле в конце октября 1918 года, упоминает о том, что матросы-хорваты (их было на флоте свыше 30%) высказывались за отмену «монархического» названия линкора и переименование его во «Франкопан» — в честь знаменитого борца за независимость Хорватии. Сразу после гибели дредноута радиостанция Полы передала союзникам сообщение об этом, назвав ушедший на дно корабль «Франкопаном». В «Истории итальянского флота в мировой войне», однако, отмечается, что это название было указано по ошибке в связи с гибелью на минах в этот же самый день каботажного парохода «Франкопан» (входившего в состав флота как канонерская лодка №2). Но это не соответствует действительности, поскольку пароход «Франкопан» проплавал в югославском торговом флоте вплоть до 1941 года.