Артиллерийское вооружение

 

Артиллерийское вооружение «Арк Рой-яла» было сформировано под влиянием перемен во взглядах на тактическое использование «плавучих аэродромов». Если вскоре после Первой мировой войны до­пускалось их участие в артиллерийском бою, то к середине 30-х годов абсурдность этих рассуждений стала очевидной. Таким образом, артиллерия первого авианосца нового поколения предназначалась толь­ко для противовоздушной обороны и в этом отношении была весьма мощной.

По окончательному варианту проекта корабль планировалось вооружить шест­надцатью 120-мм универсальными оруди­ями и четырьмя восьмиствольными зенит­ными автоматами «пом-пом». Орудия предполагалось разместить на уровне ниж­ней ангарной палубы в одинарных установ­ках, а автоматы — на полетной палубе по два впереди и позади «острова». Однако с появлением новейших 114-мм (4,5-дюй­мовых) универсальных орудий Mk-III, имев­ших несравненно лучшие баллистические характеристики, решено было использо­вать их в качестве главного калибра «Арка», что позволяло сэкономить 150 т водоизмещения и перенести артиллерию на верхнюю галерейную палубу. Решение об этом приняли в марте 1935 года. Саму пушку можно с полным правом назвать удачей английских оружейников. По таким параметрам, как вес снаряда, скорострельность, начальная скорость, дальнобойность и досягаемость по высоте, она, несмотря на меньший калибр, превосходила знаме­нитое американское 127-мм 38-калибер-ное универсальное орудие.

«Арк Ройял» стал первым кораблем, получившим на вооружение 4,5-дюймовки, поэтому стояли они в открытых щито­вых установках, а не в более привычных впоследствии полуутопленных башнях. Установки располагались четырьмя груп­пами на верхней галерейной палубе, и в любом направлении одновременно могли вести огонь не менее восьми стволов. До­вольно развитой была система управления огнем, включавшая в себя четыре команд-но-дальномерных поста Mk-IV— по одно­му на каждую группу орудий.

ПВО в ближней зоне обеспечивали восьмиствольные 40-мм автоматы «Виккерс» Mk-VI, больше известные как двухфунтовые «пом-помы». Основным их достоинством была высокая плотность огня. Правда, из-за низкой начальной скорости снаряда они имели небольшую дальность прицельной стрельбы, зачастую недостаточную для борьбы с торпедоносцами. Тем не менее, эти установки были лучшими, из имевших­ся в Королевском флоте к началу войны.

Однако после принятия решения о том, что авианосец программы 1938 года (буду­щий «Илластриес») должен иметь не менее шести таких установок, встал вопрос о до­вооружении «Арка». Расчеты показали, что это вполне осуществимо, и дополнительные установки разместили на спонсонах на уров­не нижней ангарной палубы с левого борта. Правда, «в металле» они появились на авиа­носце лишь в середине 1939 года. Посколь­ку «Арк Ройял» вступил в строй без аварий­ного барьера, левый борт оставили «чис­тым», чтобы промахнувшиеся при посадке самолеты могли беспрепятственно уйти на повторный заход левым виражом. Для управления огнем «пом-помов» имелось пять директоров Mk-lll.

Счетверенными 12,7-мм зенитными пу­леметами «Виккерс» к началу войны были вооружены многие британские корабли. Этот образец легкого зенитного вооруже­ния, по принципу действия повторявший первый пулемет Максима, разрабатывал­ся долго и мучительно, и к моменту при­нятия на вооружение морально устарел. Эффективность его была крайне низкой из-за недостаточной дальнобойности и малого разрушительного действия пули. На «Арке» восемь пулеметов стояли пара­ми на небольших площадках по «углам» полетной палубы, чуть ниже ее. Для кор­ректировки стрельбы теоретически могли использоваться директоры «пом-помов», чего практически никогда не делалось. По некоторым данным, в середине 1941 года счетверенные пулеметы на авианосце за­менили равным количеством 20-мм авто­матов «Эрликон», однако это представля­ется маловероятным.