Авиагруппа

 

Организация британской палубной авиации сильно отличалась от японской или американской. У англичан авианосцы не имели постоянных авиагрупп, основной штатной единицей была эскадрилья из де­вяти или 12 машин. Это диктовалось ограниченностью самолетного парка — в сен­тябре 1939 года воздушные силы флота (FAA) состояли всего из 13 авианосных эс­кадрилий, насчитывавших 170 самолетов. Именно поэтому в начале войны число ба­зировавшихся на авианосцах машин зачас­тую не дотягивало до их «паспортной» самолетовместимости. Так, на «Арке» вмес­то положенных по проекту 72 самолетов никогда не находилось более 60. Самоле­ты делились на три категории: истребите­ли (эскадрильи имели номера 800—809); торпедоносцы-бомбардировщики, торпе­доносцы-разведчики, или торпедоносцы-бомбардировщики-разведчики (эскадри­льи с номерами 810—819) и разведчики-корректировщики, позже — торпедоносцы-разведчики-корректировщики (820—829).

 

Тактико-техничекие характеристики британских палубных самолетов

Тип самолета

Длина х размах крыла, м

Вес пустого/ взлетный, кг

Мощность двигателя, л.с.

Скорость, км/ч/ на высоте, м

Потолок, м

Дальность полета, км

Вооружение

Fairey "Swordfish"

 

 

 

Blackburn "Skua"

10,87x13,87

 

 

 

10,84x14,07

1905/3505

 

 

 

2495/3735

690

 

 

 

905

246/1400

 

 

 

362/2000

5900

 

 

 

5800

1700

 

 

 

1300

2x7,71 -мм пулемета, 1 торпеда, мина или три 227-кг бомбы

5x7,71 -мм пулеметов, 227-кг бомба

Fairey "Fulmar"        12,25x14,14

3485/4236

1300

438/2200

8300

1260

8x7,71 -мм пулеметов

Hawker "Sea Hurricane"

9,82x12,2

2814/3465

1030

530/6000

9500

740

8x7,71 -мм пулеметов

 

Основным ударным самолетом FAA с 1936 года был торпедоносец-бомбарди­ровщик-разведчик Фэйри «Суордфиш» — трехместный биплан смешанной конструк­ции, прозванный за свой архаичный вид «авоськой». Безнадежно устаревший по концепции и проигрывавший своим аме­риканским и японским современникам по летным данным, «Суордфиш» отличался необычайной маневренностью (радиус ви­ража был сопоставим с длиной самолета), легкостью управления, неприхотливостью и надежностью. Небольшая скорость при отсутствии неприятельских истребителей не являлась существенным недостатком, а в отдельных случаях даже играла поло­жительную роль. Так, во время атаки «Бис­марка» ни один из торпедоносцев не был сбит, потому что немецкие наводчики при­нимали слишком большое упреждение — они просто не верили, что современный самолет может летать так медленно. «Су­ордфиш» поднимал либо одну 457-мм авиационную торпеду массой 730 кг, либо одну 680-кг магнитную мину (в обиходе — «огурец»), либо до 750 кг бомб. В целом «авоськи» вполне справлялись с возложен­ными на них задачами, и прошли всю вой­ну, летая как с палуб авианосцев, так и с береговых аэродромов.

Гораздо хуже обстояли дела с истре­бителями. «Перед войной, — пишет фран­цузский историк П.Баржо, — считалось, что летно-технические данные истребителей палубного базирования всегда останутся ниже, чем соответствующие характерис­тики сухопутных самолетов. Такое мнение, господствующее в Англии, привело к тому, что британские авианосцы оказались прак­тически без боевых истребителей».

Действительно, к началу войны FAA располагали лишь двумя типами истре­бителей: Глостер «Си Гладиатор» и Блэк­берн «Скьюа». Последними оснащались истребительные эскадрильи «Арк Ройя-ла». Этот самолет, ставший первым анг­лийским палубным монопланом, хотя и был способен выполнять функции пики­рующего бомбардировщика (нес 500-фн бомбу) и разведчика-корректировщика, прежде всего являлся истребителем (что подтверждает нумерация эскадрилий) (В отечественной литературе «Скьюа» чаще всего ошибочно причисляют к пикирующим бомбардиров­щикам. По всей видимости, это связано с тем, что самого громкого успеха (потопление крейсера «Ке­нигсберг») они добились именно в этом качестве), однако в этой роли оказавшийся мало­эффективным. По скорости он уступал многим современным бомбардировщи­кам противника — при том, что после­дние, как правило, обладали несравни­мо лучшей живучестью и более мощным вооружением. Первые же столкновения показали, что пулеметов винтовочного калибра недостаточно для борьбы с со­временными машинами, а сами истребители без протестированных баков были весьма уязвимыми.

Когда на вооружение ВВС поступил ис­требитель «Дефайент», воплощавший схе­му «все вооружение во вращающейся баш­не», руководство флотской авиации непре­менно решило заполучить аналогичную машину. Единственной кандидатурой для «модернизации» был «Скьюа», на который вместо задней кабины взгромоздили ту­рель с четырьмя 7,71 -мм пулеметами, сняв при этом бомбодержатели и тормозные щитки. Так появился «Рок». По своему пря­мому назначению, с палубы авианосца, он использовался лишь однажды — на «Арк Ройяле» в ходе Норвежской кампании — и потерпел полное фиаско.

Боевая карьера «скьюа» и «роков» ока­залась недолгой. В конце 1940 года им на смену пришел двухместный истребитель Фэйри «Фулмар». Его разработка велась по техническому заданию аж 1934 года, поэтому к моменту принятия на вооруже­ние скоростные характеристики машины не могли считаться приемлемыми. К ее достоинствам можно отнести хорошую маневренность, неплохое для своего вре­мени вооружение и значительную даль­ность полета — самолет мог держаться в воздухе более четырех часов. Хотя в це­лом «Фулмар» уступал современным сухо­путным истребителям, для британской мор­ской авиации его появление стало серь­езным шагом вперед, и на Средиземно­морском театре он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны.

В июле 1941 года на «Арк Ройяле» про­ходили сравнительные испытания первых «си харрикейнов» — три самолета, успев­шие повоевать в составе ВВС, были пере­деланы в палубный вариант. Результаты оказались далеко не однозначными. Хотя на больших и средних высотах «Си Харри-кейн» превосходил «Фулмар» в скорости, на высотах менее 3000 м преимущество оставалось за последним. Вооружение ис­требителей было одинаковым, однако «Си Харрикейн» имел вдвое меньший боеком­плект и, что особенно важно, более чем вдвое уступал конкуренту по дальности. Значительный же потолок «си харрикейнов» вряд ли мог быть реализован в поединках с итальянскими «аэросилуранти». В итоге «Арк» так и не применял их в боевых опе­рациях, хотя впоследствии они и утверди­лись на палубах британских авианосцев.

Авиационный боезапас «Арк Ройяла» состоял из 360 500-фн (227 кг), 300 250-фн (114 кг), 576 100-фн (45 кг), 800 20-фн(9 кг) бомб и 72 торпед или магнитных мин. При этом для торпед на корабле имелось 96 головных частей, и предус­матривалась возможность соответствую­щего увеличения числа их самих (прав­да, дополнительные торпеды должны были складироваться прямо в ангаре). Хранилища проектировались «на вы­рост», и после незначительных переде­лок могли принять 1000- и 1500-фн бом­бы. Общий вес находившихся на борту боеприпасов для самолетов превышал 200 т. Запас авиационного бензина со­ставлял 454 600 л. Примерно половина его хранилась в двух больших танках по­зади машинного отделения, шесть цис­терн поменьше размещались двумя груп­пами в трюме и на платформе перед ко­тельным отделением.

Типовой состав авиагруппы: 24 торпедо­носца «Баффин», 18 разведчиков «Фэйри» IIIF, 6 двухместных истребителей «Оспрей», 12 одноместных истребителей «Нимрод».