Энергетическая установка

 

Главная энергетическая установка (ГЭУ) авианосца включала в себя три тур-бозубчатых агрегата системы Парсонса с одной ступенью редуцирования и шесть трехколлекторных паровых котлов Адми­ралтейского типа (рабочее давление пара 28 кг/см2). Удельный вес силовой уста­новки — 28,2 кг/л.с., частота вращения винтов на полном ходу— 260 об/мин.

Надо отметить, что трехзальная ГЭУ исключительно редко появлялась на крупных надводных кораблях английской постройки, в данном случае ее примене­ние диктовалось жесткими весовыми ог­раничениями. Котлы стояли попарно в трех котельных отделениях, располагав­шихся в пределах одного отсека и раз­деленных только продольными перебор­ками; аналогичным образом размеща­лись и турбины. Компоновка машинно-котельных отделений была, пожалуй, од­ним из самых слабых мест проекта и объектом постоянной критики. Положе­ние усугублялось тем, что дымоходы всех котлов выводились в одну трубу, прохо­дя в 4-метровом пространстве между главной и нижней ангарной палуба­ми, где продольные переборки отсут­ствовали. Именно это обстоятельство и сыграло роковую роль в судьбе «Арк Ройяла».

Проектная мощность в 102 000 л.с. должна была обеспечить кораблю наи­большую скорость хода 30,75 узла при стандартном водоизмещении. На ходо­вых испытаниях в мае 1938 года он раз­вил 31,73 узла при водоизмещении 22381 т и мощности машин 103 055 л.с., а через месяц показал 31,21 узла при полной нагрузке (27 525 т) и мощности 103 012 л.с. По результатам испытаний вы­сота дымовой трубы была увеличена на 8 футов (2,03 м), чтобы уберечь от дыма рас­полагавшийся позади нее директор зенит­ных автоматов.

Запас топлива составлял 4620 т нефти (из них 2400 т хранились в отсеках ПТЗ). Это обеспечивало дальность плавания 12 000 миль экономическим 14-узловым ходом, чего хватало, например, чтобы дой­ти из метрополии до Сингапура через Су­эцкий канал или пройти три раза от Гиб­ралтара до Александрии и обратно.

В целом энергетическая установка за­рекомендовала себя достаточно надежной. За 1941 год авианосец прошел более 100 тыс. миль без серьезного ремонта, хотя за это время дважды разрывались сальники центрального вала.