От Генуи до Бреста

 

К концу 1940 года стратегическая об­становка на Средиземноморском театре складывалась в пользу Англии. В резуль­тате удара по Таранто и успешных мор­ских боев с итальянцами британский флот удерживал господство на море. Угроза со стороны авиации противника оказалась не такой большой, как предполагалось. Де­кабрь для соединения «Н» прошел относительно спокойно. Оно совершило два кратковременных безрезультатных выхо­да в Атлантику на поиски германского тя­желого крейсера «Адмирал Хиппер», а затем в районе Сардинии встречало линкор «Малайя», который вернулся в состав гиб­ралтарского отряда.

В самом начале 1941 года англичане решили провести очередную конвойную операцию под кодовым названием «Иксесс». 6 января быстроходный конвой в составе четырех транспортов в охранении крейсера «Бонавенчур» и четырех эсмин­цев вышел из Гибралтара. На другой день вслед за ним отправилось соединение «Н» («Ринаун», «Малайя», «АркРойял», «Шеф­филд» и пять эсминцев). Адмирал Каннинг-хэм решил попутно осуществить проводку двух судов из Александрии на Мальту и восьми, уже разгрузившихся, в противо­положном направлении. Кроме того, крей­сера «Саутхэмптон» и «Глостер» с двумя эсминцами должны были доставить на Мальту войска.

На борту «Арка» находилась очередная партия из 12 «харрикейнов», предназначав­шихся для усиления мальтийской ПВО. Но­чью 8 января они поднялись в воздух и бла­гополучно совершили перелет. Вместе с ними на Мальту перелетели пять «суорд-фишей». На рассвете следующего дня со­единение Сомервилла находилось впере­ди конвоя, осуществляя его прикрытие с северо-востока. Вскоре к конвою присо­единились «Саутхэмптон» и «Глостер», за­кончившие накануне выгрузку солдат на острове. После полудня итальянцы пред­приняли авианалет, отраженный истреби­телями и зенитным огнем, а вечером со­единение «Н» легло на обратный курс и без происшествий вернулось в Гибралтар. А вот их боевым товарищам пришлось несладко. В последующие два дня корабли Средизем­номорского флота подвергались непрерыв­ным ударам с воздуха, в ходе которых «Илластриес» получил несколько прямых по­паданий авиабомбами и был тяжело по­врежден, а «Саутхэмптон» потоплен.

Так отметили свой средиземноморский дебют летчики германского Х-го авиаци­онного корпуса. Это соединение специализировалось на ударах по морским це­лям и уже успело изрядно насолить анг­личанам в Норвегии. Львиную долю его машин составляли пикирующие бомбарди­ровщики Ju-87 и Ju-88.

В начале февраля соединение «Н» со­вершило дерзкий рейд на Геную. Ему пред­шествовали 16-дневный ремонт авианос­ца в сухом доке Гибралтара и неудачная операция против плотины гидроэлектро­станции в Тирсо, на севере Сардинии. 2 февраля «суордфиши» 810-й эскадрильи атаковали ее торпедами, но сочетание от­вратительной погоды, слабой разведки объекта и высокой прочности дамбы све­ли усилия летчиков к нулю.

В 5.05 9 февраля 16 «суордфишей» под­нялись с палубы «Арк Ройяла» и взяли курс на военно-морскую базу Специя, где базировалось ядро итальянского флота. Че­тыре биплана несли мины, чтобы забло­кировать выход из базы, остальные — бом­бы. В кромешной тьме идентифицировать цели оказалось очень трудно. Два само­лета сбились с курса и отбомбились по железнодорожной станции в Пизе. В Специи зенитный огонь был открыт с большим опозданием и велся неточно. Лишь одна машина не вернулась на корабль — на низ­кой высоте она зацепила крылом за трос аэростата заграждения и упала у берега, экипаж был похоронен итальянцами со всеми воинскими почестями.

Как только ударная группа совершила посадку на палубу авианосца, «Ринаун», «Малайя» и «Шеффилд» с эсминцами отделились и на полной скорости устреми­лись к Генуе. В 6.55 они открыли огонь по берегу. Главной целью были доки судостроительной компании «Ансальдо», где, поданным разведки, ремонтировал­ся линкор «Дуилио». Над заливом стоял густой туман, но, благодаря поднятым в воздух корректировщикам, англичане вели стрельбу достаточно метко, а вот береговым батареям приходилось отве­чать, целясь в едва различимые силуэ­ты, а то и вовсе ориентируясь на вспыш­ки залпов. «Фулмары» с «Арка» барра­жировали над соединением, но ни одно­го итальянского самолета в воздухе не появилось. Выпустив 273 15-дюймовых, 782 6-дюймовых и более 400 120-мм сна­рядов, британские корабли легли на об­ратный курс. Из 55 находившихся в га­вани судов потоплены были четыре парохода и учебный корабль «Гаравента», погибли 144 человека.

Теперь перед англичанами стояла зада­ча безнаказанно уйти. Сомервилл не рас­полагал информацией о местонахождении итальянского флота и рассчитывал, что вы­ставленные самолетами мины задержат его выход из Специи. Реально же эскадра ад­мирала Иакино (три линкора, три тяжелых крейсера и десять эсминцев) находилась у северо-западной оконечности Сардинии. В 9.50 она получила приказ перехватить бри­танское соединение и немедленно повер­нула на север. «Итальянский флот не мог желать лучшей позиции для перехвата бри­танских кораблей. Он имел серьезное пре­восходство в силах. Даже само его присут­ствие в море было неожиданностью для про-тивника» — комментировал сложившуюся ситуацию итальянский историк М.Брагадин. Однако неудовлетворительная работа авиа­разведки подвела итальянцев и на этот раз. Несмотря на весьма ограниченный район по­исков, ей не удалось обнаружить противни­ка. Дважды самолеты-разведчики принима­ли за «Арк Ройял» французские суда, после чего по ним «отрабатывали» бомбардиров­щики. Лишь в 13.55 корабли Сомервилла были обнаружены разведывательным Z-1007bis, но «фулмары» с «Арка» сбили его в момент передачи сообщения. Тем време­нем дезориентированный ложными донесе­ниями Иакино решил, что англичане попы­таются проскочить вдоль западного побе­режья Корсики, и повернул на северо-вос­ток. После войны, когда появилась возмож­ность сопоставить штурманские прокладки, оказалось, что в 15.15 противников разделяли всего 30 миль, но они так и не обнару­жили друг друга.

В конце зимы 1941 года главной забо­той лордов Адмиралтейства стали герман­ские линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», действовавшие в Атлантике. Соединение «Н» выходило на прикрытие конвоев, кур­сировавших между Гибралтаром и Сьерра-Леоне (20 марта сопровождавший конвой SL-68 линкор «Малайя» был торпедирован немецкой подводной лодкой U-106 и на длительное время выбыл из строя), а 17—28 марта участвовало в поисках рейдеров в Бискайском заливе.

Утром 20 марта разведывательный «Су-ордфиш» с «Арка» обнаружил два танке­ра—«Сан Казимиро» и «Бьянка», захваченные «Гнейзенау» и шедшие в один из французских портов. При появлении бри­танских кораблей суда были затоплены немецкими призовыми командами. Тем же вечером «Фулмар» 808-й эскадрильи об­наружил германские линкоры в 600 милях от мыса Финистерре. Немцы сразу же по­вернули на север и держались этого кур­са, пока самолет не исчез из видимости, после чего снова повернули на восток. И хотя «Арк Ройял» находился всего в 160 милях от неприятельского отряда, спуска­ющаяся темнота и плохая погода сделали невозможным подъем торпедоносцев для нанесения удара. На следующий день са­молет Берегового командования обнару­жил оба линкора в 200 милях от Бреста, где они уже были под прикрытием сухо­путной авиации, и атака имела бы мало шансов на успех.

Тем временем на первое место вышла проблема борьбы с базировавшейся на Сицилии немецкой авиацией. К середине марта положение на Мальте стало крити­ческим — ее защитники не получали попол­нений со времени прибытия конвоя «Иксес». Разрушительные удары по острову показали, что до тех пор, пока не будут по­лучены новые истребители, от проводки конвоев через Средиземное море придет­ся отказаться. Доставить же их, несмотря на риск, можно было только с помощью авианосцев. 2 апреля «Арк» принял на борт 12 «харрикейнов» и вышел в море. Сутки спустя истребители перелетели на остров в сопровождении трех «скьюа». 24—28 ап­реля на Мальту доставили еще 20 «харри­кейнов» и три «фулмара», которые исполь­зовались в качестве ночных перехватчи­ков. В промежутке между этими выходами «Арк Ройял» сменил командира. 16 апре­ля корабль принял кэптен Лоубен Монд.

В том же месяце 800-я эскадрилья — последняя боевая эскадрилья, летавшая на «скьюа», — была заменена на 807-ю, ос­нащенную «фулмарами». Таким образом, имея на борту по штату 24 истребителя (в реальной обстановке — от 19 до 27 машин), к середине 1941 года «Арк» обладал са­мой мощной авиагруппой среди всех на­ходившихся в строю британских авианос­цев. Между маем и ноябрем 807-я и 808-я эскадрильи уничтожили более 30 враже­ских самолетов, и хотя их плавучий аэро­дром не раз становился мишенью для не­приятельских бомбардировщиков и торпе­доносцев, единственное повреждение было причинено ему в результате близкого разрыва, но и оно оказалось не настоль­ко серьезным, чтобы вывести корабль из строя.